![]() |
|
OFF-LINE интервью с Борисом Стругацким
Апрель 2003
Задать свой вопрос | Архив Off-line интервью | Любимые книги | Чат с БНС на сайте "Компьютерры"
Здравствуйте, уважаемый Борис Натанович! Очень нужно Ваше авторитетное мнение. Дело в том, что мой студент Данила Тлисов утверждает, что Вы и (или) Ваш брат некоторое время жили в городе Свердловске (Екатеринбурге), конкретно на Уралмаше. Более того, Вы описали город Свердловск в одном из рассказов. Ни в одной Вашей официальной биографии, размещенной на данном сайте, жизнь в Свердловске не упоминается. Тем не менее мой студент считает, что этот факт Вашей биографии или биографии Вашего брата просто не отражен правильным образом. Николай Никитин < nik679@monet.npi.msu.su> Вы почти угадали: БНС никогда не бывал в Свердловске. А вот АНС – бывал: ездил пару раз на «Аэлиту». Но изначально Свердловск попал в наши повести в общем совершенно случайно – мог бы быть Красноярск или, скажем, Новосибирск. Дорогой Борис Натанович! Есть вопросы. Пошелюжин Александр < katun@ab.ru> Наверное, могли. Почему бы нет? Пуркуа, так сказать, па? 2. А что Вы пишете в автографах? Я никогда не получал их, и воображения посему не хватает. Пошелюжин Александр < katun@ab.ru> Незнакомым людям просто ставлю подпись. Знакомым – смотря по обстоятельствам. Например: «Такому-то, с самыми лучшими пожеланиями». В исключительных случаях пишу стишки. 3. После некоторого исследования я установил, что время действия «Извне» может быть только либо 1950, либо 1961. Вы вообще там имели в виду какой-нибудь год? Пошелюжин Александр < katun@ab.ru> Да. Имелся в виду 1956 (или 7-й?) год – когда БН работал в Пенджикентской археологической экспедиции. 4. Я только что прочитал «Войну миров» Уэллса. В связи с этим вопросы по ВНМ: Пошелюжин Александр < katun@ab.ru> Очень может быть! Но это подсознательная ассоциация – вряд ли мы вспоминали Уэллса, когда описывали «синие хлеба». 4.2. Правильно ли я понял (если, конечно, Вы можете сейчас проверить это), что сюжеты ВНМ иногда брались с «Войны миров»? А точнее: записи «1 июня» и «10 июня» соответствуют уэллсовским главам IX и X кн. I. Пошелюжин Александр < katun@ab.ru> Разумеется, задумывая ВНМ, мы отталкивались от «Войны миров». Но отнюдь не в деталях. 4.3. Спрутообразность марсиан тоже из Уэллса? (Просто такой образ вообще довольно част.) Пошелюжин Александр < katun@ab.ru> Собственно, никаких «марсиан» у нас нет – есть пришельцы из Космоса, которых сограждане Аполлона считают и называют марсианами. А как они («марсиане») выглядят, вообще неизвестно. 4.4. Вы не можете сообщить, в чьем переводе Вы читали «Войну миров» перед написанием («замышлением»?) ВНМ? Пошелюжин Александр < katun@ab.ru> Мы читали «Войну миров» множество раз – и до написания, и после. В самых разных изданиях. Но как-то ни разу не пришло мне в голову посмотреть, чей там перевод. Уважаемый Борис Натанович, как бы Вы отнеслись к попытке создания философской и методологической основы КСЕНОЛОГИИ (теоретической и прикладной)? Реально ли представить Вам небольшой :) текст с попыткой изложения этих основ? Олег Панфил < harrakter@mail.ru> О, только не это! Я совершенно не успеваю сейчас читать то, что ОБЯЗАН прочитать. Когда-нибудь позже. «Летом, летом». Уважаемый Борис Натанович! Александр Шелудько < asheludko@mail.ru> Ничего особенного они там не говорят. Что-нибудь вроде «мои боевые отряды поднимутся и совместно с бригадой нищих в условное время, ночью, ударят по противнику...». Ну и так далее. Придумайте сами – не ошибетесь. А если и ошибетесь, то не сильно. Уважаемый Борис Натанович! Карен Налбандян < karkar@excite.com> Думаю, это легенда. Я, например, прочел сейчас этот текст вообще впервые в жизни. Уважаемый Борис Натанович! Простите, если покажусь Вам назойливым. Не означает ли Ваша фраза «с лучшими образцами мейнстрима фантастам состязаться трудно», что фантастике изначально присущи некие неисправимые изъяны, и история обмена московской квартиры всегда будет заведомо значительнее истории расследования катастрофы гравилёта «Цесаревич»? Александр < p188mmx@yandex.ru> Нет, я имел в виду не это. Просто НА МОЙ ВКУС в мейнстриме по-настоящему значительных писателей все-таки больше, чем в фантастике. Не дала наша фантастика миру авторов, равных Булгакову, Тынянову, Трифонову, Солженицину, Быкову... Впрочем, одно утешение: Булгаков и сам писал превосходную фантастику. Уважаемый Борис Натанович! Александр Сивинских < alwinss@yandex.ru> Насколько я знаю, роман этот написан уже более чем на три четверти. Сам жду с нетерпением. Еще раз здравствуйте, Борис Натанович! Максим Маслаков Теперь я вспомнил. Нет, ничего особенного мы в виду не имели. Просто нам показалось забавным, что человека так странно и нелепо назвали. Родители бывают иногда поразительными дураками, когда речь заходит об именах отпрысков. Да, а Саул – это собирательный образ советского офицера начала войны или он имеет под собой реальный прототип? Почему именно танкист? И как ему удалось добыть скорчер? Максим Маслаков Никакого прототипа у Саула нет. Это, пожалуй, и впрямь собирательный образ. А скорчер он просто взял на какой-нибудь экспозиции в музее оружия. «Плохо лежал» скорчер, и бывалый солдат его взял себе, – с самыми лучшими намерениями, разумеется: он же собирался на чужую планету. Уважаемый Борис Натанович! Мне кажется, что в Высокой Теории Воспитания роль воспитания преувеличена. Воспитание – само по себе – довольно узкая функция. В Западной Европе, где я прожил год, люди производят впечатление довольно хорошо воспитанных, однако круг интересов большинства довольно ограничен – футбол, пиво и так далее. В светском обществе уровень воспитания был, пожалуй, наилучшим из всех возможных, однако большинство писателей описывали светское общество как совершенно пустое и малоинтересное. Последние выводы ученых вскрывают все больше связей между генами и психологическими характеристиками. Исследования близнецов и приемных детей убеждают в том, что не более 15% от уровня интеллекта ребенка формируется воспитанием и не менее 50% – генетически. Для приемных детей корреляция между их интеллектом и интеллектом родителей близка к нулю. Исследования нейромедиаторов проливают свет на проблемы характера. Допамин определяет уровень приключений и социальной активности. Серотонин – склонность к депрессиям, суициду и криминальному поведению. Обнаружены гены, отвечающие за формирование долговременной памяти. Их вариации приводят к большому спектру изменений – от абсолютной памяти до амнезии. Чем больше изучается геном, тем больше становится понятно, насколько большая часть характеристик человека задана генетически. Мне кажется, что уже в скором времени начнутся попытки изменять психологию человека через изменение обмена веществ и генофонда. В советское время господствовала идея о том, что характер человека определен «социальными надстройками», но не генами. Сейчас маятник все больше отклоняется в противоположную сторону. Максим Спасибо за информацию. Очень интересно. Все это – проблематика высочайшего уровня сложности, и маятник еще не раз отклонится туда-сюда, прежде чем наступит мало-мальская ясность в этих вопросах. В хронологии, предваряющей каждый том издания «Миры братьев Стругацких», указано: «Иван Жилин в Барселоне», видимо, относительно его пребывания в городе ХВВ. Однако в тексте ХВВ этот город не назван, да и не похож он на огромную, древнюю и прекрасную столицу Каталонии. Любопытно было бы узнать, бывал ли Жилин в Барселоне, и если бывал, то на каком этапе своей биографии? Сергей < bilbohobbit@ukr.net> Очень может быть, что Жилину приходилось бывать и в Барселоне, но город из ХВВ к Барселоне никакого отношения не имеет. Это я Вам гарантирую. Скорее всего, это какой-нибудь город Южной Скандинавии – шведский, норвежский, датский. Здравствуйте, Борис Натанович! Спасибо за ответы на мои вопросы. После того, как я их (ответы) прочёл, почувствовал необходимость написать ещё. Андрей < moderator@hotbox.ru> С.Бережков – это псевдоним, которым пользовался А.Стругацкий, когда публиковал свои переводы (как правило – с английского). Наконец, касательно моего любимого романа «Поиск предназначения». Первые три части содержат минимум фантастического антуража (я полагаю, что это искусство не загромождать текст излишним там, где можно обойтись малым), но в четвёртой части фантастического хоть вёдрами черпай (вообще, чуть добавь, прям антиутопия какая-то начинается). Да ещё если учесть, что первые три части радостными ну никак не назовёшь, так четвёртая вообще жуть, прям-таки «Полёт над гнездом кукушки». Поэтому у меня создалось впечатление о некоем диссонансе между первыми тремя и четвёртой частью данного произведения. Что и привело меня к выводам, изложенным мною в предыдущем сообщении. Всё же интересно: чем вызвано данное различие? Андрей < moderator@hotbox.ru> Различие лежит на поверхности: события первых трех частей развиваются в прошлом, а четвертая часть – это, пусть недалекое, но – все-таки будущее. Отсюда и «повышенная фантастичность». Других причин для диссонанса я просто не вижу. Впрочем, я и самого диссонанса не вижу, пожалуй, но – верю Вам на слово. Уважаемый Борис Натанович! Ida Наверное, связался бы с интелями и имел бы от этого массу неприятностей. А может быть, просто писал бы книги. В меру сил своих и способностей. Как делаю это сегодня – здесь и сейчас. 2. Второго нашествия марсиан? Ida Вместе с Хароном искал бы выход из создавшейся ситуации. Безнадежное, между прочим, занятие, но – что делать? Разве что заняться наукой: зарыться в звездную астрономию и – ничего не видеть вокруг себя и не слышать. Уважаемый Борис Натанович! Дмитрий Поляков < kent_72@mail.ru> Я регулярно читаю Дивова, и он мне нравится. Дай Бог ему удачи. Здравствуйте, уважаемый Борис Натанович! Николай < yor_crauz@ukr.net> Я не понимаю Вашего вопроса. В чем, собственно, проблема? Почему бы Изе не увидеть в Красном Здании именно Воронина, а не кого-нибудь еще? Что здесь кажется Вам удивительным или несообразным? Здравствуйте, уважаемый Борис Натанович! Жиганов Андрей < glassy@yandex.ru> Почему, собственно, Вы решили, что я способен ответить на этот вопрос? Откуда я могу знать, почему члены разных жюри выбирают именно Ван Зайчика? Я знаю только, почему Я голосовал за Ван Зайчика, и я уже писал здесь об этом. Мне показалось, что автору удалось создать яркий, выпуклый, нетривиальный, поражающий воображение мир, причем мир, имеющий характер Утопии, что есть большая по нынешним временам редкость. Интересные и очень разные герои, занимательные приключения, необычный антураж – все это у Ван Зайчика получилось ловко и мастеровито. Как тут не проголосуешь? |