Альманах НАША ФАНТАСТИКА
  Русская фантастика  >> Альманах НАША ФАНТАСТИКА  >>
Содержание выпуска   ВСЕ НОМЕРА  
Контакты   Рисунки   Где купить   Гостевая книга  
 


Детальный запрос

Охота без НЛО

Виктор Бурцев. ОХОТА НА НЛО. – М.: Армада; Альфа-книга, 2000. – 408 с. – 16 500 экз. – (Фантастический боевик).

Некоторое время назад на прилавках книжных магазинов появился новый роман Виктора Бурцева – "Охота на НЛО". Роман, разительно отличающийся от предыдущих произведений этого уже достаточно известного автора.

Действие романа крепится на стержне, названном "Объект" – некоем секретном предмете разработок наших ученых. Герои делятся на три основные группы. Первая – те, кто стремится узнать подоплеку этих разработок. Вторые подоплеку знают и желают помешать первым. Третьи ни во что не хотят вмешиваться.

К первым относятся главные герои – капитан милиции Сергей Слесарев и "товарищ по обмену" эстонец Хейти Карутар. Вторые – офицеры ФСБ, награждаемые в ходе развития сюжета огромным количеством не всегда благозвучных прозвищ. Третьи – просто жертвы. Выбор автора вполне объясним. Нормальному россиянину даже в голову не приходит, что секретами в нашей стране может заведовать кто-то, кроме ФСБ. Ничего не поделаешь, эпическое наследие советских времен, мифы и легенды лубянских подвалов... Противостоять ФСБ, разумеется, должна милиция – что кажется единственно разумным предположением при той степени коррупмированности, какой автор наградил структуры госбезопасности. Даже удивительно читать о ментах, не знающих слова "взятка" – в романе нет ни одного нечестного милиционера – и "чекистах", доверительно сообщающих чуть ли не первому встречному о своем сотрудничестве с ЦРУ. Ну, а жертвы везде и у всех одинаковы – беспомощные и непричастные, зато картинно погибающие.

Положительных героев от отрицательных отличить проще простого. Автор старательно выписывает милые привычки и сентиментальные склонности "хороших парней", не давая вообще никакой информации о "плохишах". Непонятно даже, почему они, эти "плохиши", сделали свой плохой выбор.

Натяжек и противоречий в романе хоть отбавляй. Запланированная встреча Сергея Слесарева с эстонцем авторским хотением превращается в марш-бросок по местам, наполненным привидениями. Неприметный капитан милиции, не работавший до этого ни в каких подразделениях спецназа, без колебаний расстреливает вломившихся к нему в квартиру налетчиков, проявляя завидную сноровку. Бывший контрразведчик Хейти не способен сложить в единое целое части мозаики, хотя читатель с легкостью делает это еще в первой половине романа. Герои романа отличаются поразительной выносливостью и живучестью, ровным счетом никак не объясняемой.

Напряженность действия, так называемый action, наводит на мысль о классических китайских боевиках. Герои не отдыхают вообще. Перестрелки и погони в самых немыслимых условиях сменяются приступами безумия у Хейти Карутара. Герои то косят врагов, то воюют с программой, заложенной в подсознание несчастного эстонца. Читатель, разумеется, надеется на хэппи-энд... не тут-то было. Честным и отважным Слесаревым автор жертвует, а Хейти Карутар, искалеченный закономерным инсультом (шутки с мозгом плохо кончаются), возвращается в свою тихую Эстонию к спокойной работе и бытовому шовинизму.

По прочтении романа остается смутное ощущение обмана. Где же обещанная фантастика? Неужели тот единственный факт, что Объектом является якобы сбитый в довоенные годы НЛО, дает автору право считать свое произведение фантастическим боевиком? Так ведь на месте Объекта могло оказаться все, что угодно – вплоть до кастрюли со скисшей манной кашей. Происхождение и "личные качества" Объекта никакого влияния на сюжет не оказывают. Не говоря уже о том, что именно такому "объекту" в середине 80-х годов было посвящено несколько публикаций в газете "Труд". Или фантастичность заключается в неумелом использовании технологий удаленного управления человеком? Тоже вряд ли. "Зомбирование" могло считаться фантастикой лет сорок назад. Сейчас это реальность. Грустная и опасная, но чуть ли не повседневная.

Роман, имевший шансы стать русским "Ангаром-18", в результате оказался не самым лучшим подобием криминальных сериалов Александра Бушкова.

Бушкову, кстати, в романе отводится особое место. Его читают, его любят, причем любят преимущественно "хорошие парни". Неудивительно, что Сергей Слесарев следует примеру своих кумиров (подсознательно, вероятно). Точно так же лихо и без колебаний убивает, прячется по чердакам и подземельям, обращается за помощью к цыганскому барону Будулаю... Правда, у Бушкова сверхспособности героев все-таки хоть чем-то оправданы – длительной службой в спецвойсках, в КГБ, наличием крепких связей по всей стране и за рубежом. С этой точки зрения действия Сергея Слесарева производят впечатление этакого рыбацкого хвастовства.

А вот что действительно достойно особой похвалы – тонкая ирония Виктора Бурцева. Здание ФСБ находится на улице Добровольского (еще смешнее было бы поместить его на проспекте Добровольных Признаний). Программа, введенная эстонцу в подсознание, без труда блокируется посредством принятой внутрь полироли. Бомба для уничтожения Объекта изготавливается из подручных материалов, свободно валяющихся, надо полагать, на квартире у любого разведенного мента (у женатых супруга порядок быстро навела бы). "Черный ход" к Объекту находится посреди практически неохраняемого коридора, а замок с люка кто-то давно скрутил... Странно лишь, что Объект до сих пор не был растащен ребятишками на микроэлементы. Не говоря уже о том, что исследованиям НЛО и тончайшим технологиям противопоставлены действия доморощенных террористов с самопальными взрывными устройствами, помещенными для пущей хохмы в обычную кастрюлю (алюминиевую, судя по рисунку на обложке).

При детальном описании стычек, погонь и прочих неприятностей главных героев за кадром остается ряд загадок. Какова дальнейшая судьба заныканной Слесаревым детали от НЛО (если сия деталь вообще оттуда)? Кто же убил Зотова? Что было на компакт-диске, вынесенном из здания перед взрывом Объекта? Откуда, черт возьми, в небольшом провинциальном городке такое количество сотрудников ФСБ? Что хранилось в архивах историка Екатеринбургского? И что за тип пялился в спину Хейти Карутару в финале романа? Трудно сказать, намеренно автор опустил подробности (читателям тоже думать нужно) или просто забыл о них, описывая крутые повороты захватывающего сюжета.

В романе полностью отсутствует лирическая линия. В данном случае это явное достоинство – любовные перипетии усложнили бы и без того запутанный сюжет. Герои не размениваются на мелочи, сосредоточившись на главной задаче – не допустить дальнейшего изучения инопланетных технологий, в которых отечественные ученые ищут лишь более изощренные средства для убийства.

Подводя итог, следует заметить, что роман Виктора Бурцева весьма и весьма неплох для остросюжетного шпионского романа. Любитель подобной литературы останется доволен, посвятив этой книге несколько часов. Но, к сожалению, отнести данное произведение к жанру фантастического боевика было бы серьезной ошибкой.

Не всякий вымысел можно назвать фантастикой.

Светлана Прокопчик

Русская фантастика >> Альманах НАША ФАНТАСТИКА >>
Содержание выпуска ] [ ВСЕ ВЫПУСКИ ]
Контакты ] [ Рисунки ] [ Где купить ] [ Гостевая книга ]

© Альманах "Наша фантастика"; гл. редактор: Василий Мельник 2001 г.
© Сервер "Русская фантастика"; гл. редактор: Дмитрий Ватолин 2001 г.
© Дизайн - Владимир Савватеев 2001 г.
Поддержка - Дмитрий Маевский 2001 г.