Альманах НАША ФАНТАСТИКА
  Русская фантастика  >> Альманах НАША ФАНТАСТИКА  >>
Содержание выпуска   ВСЕ НОМЕРА  
Контакты   Рисунки   Где купить   Гостевая книга  
 


Детальный запрос

ЗА СВЕРХДЕРЖАВУ ОБИДНО

Андрей Плеханов. СВЕРХДЕРЖАВА. - М.: Центрполиграф, 2000. - 490 с. - 12 000 экз. - (Перекресток миров).

Благополучно завершился годичный тайм-аут, который Андрей Плеханов взял на написание кандидатской диссертации по медицине (а вы полагали, что писатели-фантасты способны только махать деревянными мечами на толкиеновских игрищах и ночи напролет просиживать в интернетовских чатах?) Новый роман автора популярного сериала о борце с мировым злом Демиде Коробове ("Бессмертный", "Мятежник", "Лесные твари", "День дьявола") закрепляет за Плехановым репутацию универсального автора, с одинаковой убедительностью способного живописать и бандитские разборки, и наркотический бред, и высокие технологии будущего, и похождения средневековых китайцев, и леденящие кровь битвы с потусторонними чудовищами.

Действие романа происходит в 2008 году. По расчетам автора, к этому времени в России должен произойти грандиозный экономический подъем: "Производство в стране росло. Россия не публиковала никаких цифр на этот счет - то ли не хотела хвастаться, то ли просто не желала пугать мир невероятными темпами своего экономического роста". Впечатляет, а? "Российские товары захватывали мировой рынок, давя конкурентов, как тараканов". Тоже неплохо. "Русские автомобили, русские самолеты и корабли, русская мода, русская косметика... Все - страшно дорогое, по западным меркам. И великолепное по качеству. Престижное". Господи, с тоской думает читатель, когда же у нас такое будет? И продолжает читать, умиляясь красивой милой сказке, приятно ласкающей национальное самолюбие.

Однако сказка выглядит слишком красивой, чересчур слащавой, нарочитой. Убаюканное патриотической гордостью сознание читателя не сразу начинает различать в этой идиллии тревожные ноты. Почему умные, духовно развитые москвичи каждую свободную минуту смотрят телевизор? Что это за "чумные зоны", в которых насильно содержатся россияне, не прошедшие всеобщую обязательную вакцинацию от всевозможных болезней? Почему в центре обновленной, сказочной Москвы можно наткнуться на полуразрушенные кварталы, звероподобных безумцев-маньяков и мертвецов с отрубленными конечностями?.. Неладно что-то в датском королевстве... Заинтересовавшись этими вопросами, главный герой романа, десять лет назад эмигрировавший в Германию и теперь вернувшийся на родину в качестве туриста, начинает собственное частное расследование. Пережив множество опасных приключений в "чумной зоне" и убежищах мятежных повстанцев, он, как водится в мировой фантастической литературе, раскрывает жуткую правду о варварских генетических экспериментах российского правительства над населением страны...

Казалось бы, вышла в свет очередная остросюжетная антиутопия с элементами постмодернизма для любителей "полуинтеллигентского чтива", которые публикуются сейчас в огромном количестве. Однако Плеханов уже приучил свою аудиторию к тому, что он всякий раз оказывается умнее выбранного им сюжета. В сериале "Последний земной Бессмертный" он то и дело умело пародировал сам себя, постоянно нарушал законы выбранного жанра, выстраивал многослойные и многоходовые комбинации с несколькими смысловыми уровнями, которые разные люди воспринимают по-разному в зависимости от образования и эрудиции, но с неизменным интересом. Роман "Сверхдержава" в целом также оказался интереснее и умнее собственного сюжета и собственной фабулы. В этот раз, правда, Андрей Плеханов не унизился до самопародии (если не считать таковыми дурацкий способ, которым герои романа провели в президенты России своего человека, а также написанную на грани фола горячую эротическую сцену). Зато все остальные признаки авторского стиля налицо.

Писатель вновь вывернул наизнанку сложившиеся в данном жанре традиции, априори предполагающие, что любой борец с любым принуждением является святым великомучеником. Плеханов не хочет ничего предполагать априори, он предпочитает иметь дело с живыми людьми и их типично человеческими заблуждениями. Поэтому Давила, заявленный в романе как коварный негодяй, совершает странные для мерзкого чудовища благородные поступки. Поэтому благие намерения главного положительного героя оборачиваются пирамидами отрубленных голов на Красной площади. Вначале кажущаяся идеологическая неразборчивость автора в области "добро-зло" раздражает, однако ближе к финалу читатель, на каждом шагу попадающий в щедро расставленные автором интеллектуальные ловушки, понемногу начинает постигать глубину авторского замысла. Плеханов не навязывает своего мнения - хотя иногда так может показаться, но это лишь иллюзия, которую вдребезги разбивает новый неожиданный сюжетный ход. Он предоставляет читателю самому выбрать себе положительного героя по собственному вкусу, собственноручно определить, что ему больше нравится - жить в богатой и счастливой стране, заплатив за это частью себя самого, или в свободном бардаке, быть счастливым бараном, не осознающим, что его направляет невидимая рука пастыря, или вечно голодным и ободранным, но гордым и независимым волком...

Все это - в фирменной манере Плеханова: немного боевика, немного психологии, немного китайской философии, немного рок-н-ролла, немного эротики, немного политики, в целом же - весьма увлекательная и вполне удобоваримая книга с грамотно выстроенным сюжетом, оригинальными коллизиями и умным финалом, которая великолепно позволит нам скоротать время в ожидании пятого "Бессмертного".

Василий Мельник

Русская фантастика >> Альманах НАША ФАНТАСТИКА >>
Содержание выпуска ] [ ВСЕ ВЫПУСКИ ]
Контакты ] [ Рисунки ] [ Где купить ] [ Гостевая книга ]

© Альманах "Наша фантастика"; гл. редактор: Василий Мельник 2001 г.
© Сервер "Русская фантастика"; гл. редактор: Дмитрий Ватолин 2001 г.
© Дизайн - Владимир Савватеев 2001 г.
Поддержка - Дмитрий Маевский 2001 г.