ФЭНДОМ ОБРЕТАЕТ ТРЕЗВОСТЬСергей Соболев |
25.07.00
Глава 0, в которой ничего не происходитВстретились мы с Василием Владимирским на Ленинградском вокзале, под каким-то бюстом не помню кому. После легких закупок по книжным магазинам, отягощенные сумками и уставшие от беготни под проливным дождем, сели в поезд и помчались в Пермь.
А приехали почему-то в Пермь-II.
26.07.00
Глава 1. "С приездом, гости дорогие!"Приезжаем к гостеприимному общежитию Института Культуры - весь холл, вестибюль и рекреация увешаны объявлениями "Фэндом-2000 проводится здесь!". Вахтеры добры и приветливы, телевизор моргает севшим кинескопом в такт нашим зевкам. Но мы уходим к Александру Лукашину на пироги с вареньем. Рассматриваем трехкомнатную разноязыкую библиотеку. Книг много, расставлены по алфавиту: Мазин, Мартынов, Малышев... Где-то между стеллажами живут сами Лукашины - фантастическая семья, все любят фантастику. И даже фэнтези. И даже животных - кошка и собака живут где-то там же, между стеллажей и монитором. Но нельзя же обременять хозяев. Едем на другой конец Перми, где устроительница фестиваля, Надежда Маркалова, имеет полупустую квартиру.
Глава 2. "Лифт не работает. Ближайший рабочий лифт - в соседнем доме".
Заходим в первый подъезд, тупо смотрим на неработающий лифт. Идти пешком вверх, квартира под номером 75 где-то на девятом этаже. Поднимаемся. Умножаю 4 квартиры на одной площадке на 10 этажей. Не получается. Умножаю 4 на 10 = 40. Идем выше. Умножаю еще раз - теперь уже вслух. Меня убеждают, что 75 квартира в другом подъезде. А так хотелось понаблюдать на отчаявшееся лицо Василия Владимирского - у него в дорожной сумке комплекты "Анизотропки", "Питербука" и даже какие-то секретные "Кости". Выходим из первого подъезда и взлетаем на девятый этаж. Облом. Двери вожделенной квартиры отгорожены добрыми соседями в общий предбанник. Подбираем ключи. Подбираем условные стуки и фигурные звонки. Соседка открывает дверь. Входим в предбанник. Снова подбираем ключи. Они не категорически не подходят. Еще бы, нам нужна 75, а ломимся в 74. Оказывается, искомая дверь - са-авсем в другой стороне.
Квартира как квартира - пол, стены, потолок. Кровать одна, матрасов - два, окон - три, конфорок на газовой плите - четыре. Я не курю. Владимирский тоже. Добрая девушка Оля, провожающая до места временного пристанища, курить не может по определению. Кому бежать до не близкого магазина за одной-единственной спичкой? Пока прикидываем, плита оказывается с электророзжигом.
Глава 3, в которой много чего происходит
Помимо Владимирского и Соболева, приехали-таки еще фэны - Андрей Зебзеев из поселка Яйва (8 часов поездом до Перми), Августа Косарева (проездом из СПб в Екатеринбург), и Андрей Самойлов (10 часов автобусом из Уфы).
Театрализованное действо, символизирующее Открытие фестиваля, я проболтал с соседями. Потом Анатолий Нейтак (Пермь) зачитал доклад "Фантастические социальные системы". Хороший такой доклад, часа на полтора - но никто не выспался, потому как было жарко, окна библиотеки раскрыли, и машины мешали здоровому сну под неспешные пересказы воспитательных идей Т.Мора, Т.Кампанеллы и О.Хаксли. Социальные системы будущего А.Нейтак поделил простым и незамысловатым путем, как буханку в булочной - р-раз, и пополам. Слева оказались "общества, построенные на урезании личной свободы", а справа - "общества, построенные на расширении личной свободы". Причем под первыми докладчик понимает все общества, в которых наличествует биологическая дифференциация (П.Андерсон "Звездный лис", Л.Нивен и Дж.Пурнель "Мошка в зенице господней", С.Лукьяненко "Геном"), а под вторыми - все миры, где есть бессмертие ("Дети Мафусаила" Р.Хайнлайна, "Мир Реки" Ф.Фармера) или телепатия ("Край Основания" А.Азимова, "Человек без лица" А.Бестера). Не знаю, была ли найдена докладчиком основная цель заявленного сообщения - "Найти пути выхода для нашей цивилизации", но устроителями кона был найден выход из душного помещения библиотеки в близлежащий зеленый парк, где и было продолжено заседание путем коллективного прослушивания и обсуждения доклада Августы Косаревой "Миф как основа фантастики XX века". Чтобы никто не заснул, был применен старый академический способ двадцатых годов - задавать вопросы к докладчице моментально, как только оные вопросы возникнут. Все по Юнгу: старые архетипы приобретают новые одежды, масскульт рядится под мифы, и вообще, "в европейской культуре идет крутая ремифологизация". В тот же день мною был зачитан микродоклад о телепортации, написанный под воздействием длительных и непродуктивных перемещений в общественном транспорте, а Андрей Самойлов завел интереснейшую дискуссию "Бог и Дьявол", и нарисовал такую картину: корабль инопланетян проводит эксперимент по заселению необжитых планет. Часть экипажа решила нарушить ход эксперимента, за что и была изгнана с борта. Однако Люцифер - первый зам Бога, и случись первому лицу небесной епархии заболеть... Короче, напутано в Библии много, есть где развернуться фантазии. Вспомнили "Бхагу" Г.Гуревича.
На следующий день был проведен рейд по книжному рынку с целью закупки книг местных фантастов на предмет проставления гипотетических автографов. Фантасты Перми - народ загадошный. Они как бы есть, и в тоже время их нигде нет.
Одновременно была попытка съездить искупаться, но после многочасовых блужданий по городу ноги отказывались идти куда-либо, кроме общежития.
В апартаментах на пятом этаже была устроена читка художественных произведений. Дмитрий Скирюк и Виталий Смирнов зачитали рассказ "Крылья Родины", стилизованный под заметку из журнала "Военное оборзение" за 1262 год - про драконью авиацию XII века. "При испытании в аэродинамической трубе драконы брыкались и ругались".
Потом пермский шкодник, скрывшийся под псевдонимом Иван Семенов, прочитал пародию "Кошкодав" - получилось смешнее, чем "Волкодав", и уж тем более короче.
Заодно литературную викторину провели - что-то отгадывали из фантастических произведений, вспоминали каких-то сказочных персонажей. По результатам игры получили разноцветные галстучки - чтобы было не обидно, раздали всем. Даже тем, кто ничего не отгадывал. Даже мне досталось.
На церемонии закрытии конвента наш журнальчик получил-таки премию "Фэндом-2000", типа того, лучший фэнзин года. Приз "Фэндом-2000" - это глиняная избушка, размером 13х13х9см, выкрашенная в темно-вишневый цвет, стилизованная под обиталище Бабы Яги, но зато со спутниковой тарелкой на двускатной крыше для лучшей коммуникабельности и с ракетными соплами вместо традиционных тихоходных курьих ножек.
Глава 4. "Висим-кон"
Это только на картинах классицистов и соцреалистов рельсы под вагонами уложены параллельными нитками в два ряда, непрерывно бегущими до самого горизонта за край земли, где атланты держат небо. После фантастического конвента рельсы на железной дороге сложились так, что мне выпало уезжать лишь утром во вторник. Зато Пермь посмотрел, букинистический магазин прошерстил, на пляжу позагорал, малиной полакомился на даче у Лукашина и плотно поизучал его энциклопедию фантастики (www.sf-enc.webprovider.com), какие-то смешные видеофильмы с фантастическим уклоном посмотрел и вообще неплохо поел всевозможную пищу - спасибо девушкам, горячо любящим фантастику!
P.S. Фотографии
- С.Соболев, Е.Филенко, В.Владимирский
- Андрей Самойлов из Уфы (лауреат "Аэлитра")
- Дмитрий Скирюк со своей дебютной книжкой "Осенний лис", из-за плеча видна Маша Лукашина, рядом стоит Василий Владимирский
© Фэнзин "Семечи" #13.