Журнал научной фантастики и фэнтези ''активная ОРГАНИКА'' Оглавление Назад Русская Фантастика
 
Разборки

ВРЕМЯ ДИЛЕТАНТОВ

Алексей Караваев

Журнал научной фантастики и фэнтези ''активная ОРГАНИКА'' Журнал научной фантастики и фэнтези ''активная ОРГАНИКА''

 

Владимир Васильев. Волчья натура. М: ООО "Фирма "Издательство АСТ", 1999.


"Неподражаемо. Оригинально. Остросюжетно. Новый роман Владимира Васильева – это фантастика, какой вы еще не читали!" Из аннотации.

Издательская аннотация к новому роману Владимира Васильева чрезвычайно меня заинтриговала. Цивилизация собак! Это должно быть здорово! Совершенно оригинальный нечеловеческий подход, иная система ценностей. Ах...

Однако, первый звоночек прозвенел очень быстро. В предисловии "От автора" В.Васильев доверительно сообщает: "... Главенствуют на планете совершенно иные существа, хотя они также прямоходящи, имеют по паре рук и ног, глаз и ушей. И все же я рискнул назвать их людьми, ибо не верю, что их мысли будут в корне отличаться от наших." (Выделение мое — А.К.)

Вот это да! Зачем тогда было создавать собачий мир, если они мало чем отличаются от нас, к чему собаке человеческая психология?

Впрочем, далее станет очевидно, что "гуманоиды Васильева" в равной степени могли произойти от крыс, черепах или коров, что весьма слабо повлияло бы на суть повествования. Разве что название "Телячья натура" звучит малопривлекательно.

Вернемся же к нашим собакам.

Как бы то ни было, собачья цивилизация есть. Несколько столетий назад все "люди" прошли биокоррекцию — им вырезали "волчий" ген, сделав тем самым — по уверению автора — неспособными к убийству. Но вдруг в Сибири случайно обнаружена группа людей с волчьим геном. И начинается то самое — "неподражаемое и оригинальное", в этом мы еще всласть покопаемся. Пока рассмотрим базовую идею.

С точки зрения генетики (по крайней мере, человеческой) генные умопостроения Васильева — полная чушь. Я мог бы кратко изложить свои аргументы с цитатами, рисунками и таблицами на двух страницах, но не буду утомлять читателя. Кто хочет — пусть поверит мне на слово, кто не хочет — почитайте специальную литературу.

Простыми же словами могу сказать следующее. Владимир Васильев считает, что геном — совокупность генов — подобен веревке и из него можно радикально изымать гены, тем самым определяя поведенческие реакции. А если врезать потом этот ген свинье, получится ли у нас страшная хищная свинюка? Если вдруг найдется человек с биологическим образованием, желающий оспорить мое утверждение, что идея Васильева — галиматья, с удовольствием с ним подискутирую.

Это еще не все. По всем правилам посредственной прозы, в романе есть озабоченный миллионер и гениальный ученый, которые ищут возможность возродить волчье племя, во имя достижения мирового господства, само собою. Ищут они этот ген, насколько я понял, простым перебором возможных комбинаций! Я был настолько потрясен, что начал подозревать хитро замаскированную пародию. Боже мой, боже мой!

Чтобы вырезать какой-нибудь ген, надо, по крайней мере, его локализовать, найти участки, откуда чтение начинается и где заканчивается. Более того, данный ген нужно расшифровать, чтобы установить: не дублируется ли он еще раз в геноме, такое бывает. Здесь мы не учитываем того факта, что данный ген может еще дублироваться неявно, в совершенно других генах. Природа — сложная штука, лобовой атакой ее не осилишь. Если собаки располагают знаниями, позволяющими провести биокоррекцию, то они уж исхитрятся записать "формулу" гена. И эта формула вряд ли будет сверхсекретной, учитывая масштаб преобразований. Напомним, что ген вырезали у всего человечества — собачества.

В этой ситуации меня более всего оскорбляет подход В.Васильева. Забираясь в далекие, судя по тексту, от него области знаний, он даже не удосужился ознакомиться хотя бы с соответствующими разделами пособия для поступающих в вузы.

Ладно. В конце концов, все эти ляпы бросаются в глаза лишь профессиональным биологам. Более того, ради Литературы эти огрехи можно было бы и простить. Увы, пока В.Васильев научился только быстро писать романы, Литературой здесь даже не попахивает.

Обратимся теперь к битве "Земля против волков".

Все начинается с того, что один эколог в Сибири случайно обнаруживает людей с волчьим геном. (Как он это сделал — загадка, потому как эти волки страсть как крутые и на лбу у них ничего не написано). Эколог этот, большого ума собака, звонит в Германию своему другу, но тот там теперь не живет, и эколог вываливает свое открытие на голову совершенно незнакомого человека, умоляя его обязательно сообщить в полицию. У меня вопрос. Почему бы ему сразу не позвонить в полицию, тем более подвергаясь смертельной опасности? Какой смысл сообщать об этом за тысячи километров, если волки находятся на территории другого суверенного государства?

Волки, судя по всему, тоже большого ума собаки. Устранив башковитого эколога, разгадавшего их тайну, и завладев его записной книжкой, они начали методично убивать тех, кому он мог позвонить. Ай, браво! Какой изящный ход, открывающий перед автором бездны кровавых поворотов.

Я вам напомню, что дело происходит в мире без убийств. Так, на территории Европы за довольно продолжительный срок их случилось лишь два. Волки же за несколько дней нащелкали семь трупов! Придумать более эффективный способ сохранить все в тайне — это надо постараться. Естественно, буквально через пару дней любая собака знает о существовании волков. И все хотят с ними познакомиться поближе.

Впереди нас ждет масса интересного, но притормозим. Итак, есть независимые государства со своей полицией, внешней и научной разведкой, спецназом и пограничниками. Есть люди, желающие уничтожить волков, и люди, желающие приобрести идеальных солдат. Подумайте, как в таких условиях весь мир согласился на биокоррекцию? Как государства контролировали друг друга? Почему не нашлось никого, кто пожелал бы оставить козырного туза в рукаве? Почему за те годы, что человечество прожило без волчьего гена, его самосознание никак не изменилось? Иными словами, Васильев отрезал у собак способность убивать и оставил желание. Не задумывался ли автор о том, что это на корню убивает идею биокоррекции?

Рискну ответить. Потому что, все это совершенно не волнует автора. Его волнует стрельба, похождения агентов, новости разведки и контрразведки, кровищща. Что ж, с самого начала было ясно, что перед нами не "Возвращение со звезд".

Продолжается действие этой замечательной книги тем, что в небольшой сибирский городок "незаметно" съезжаются разнообразные агенты. На протяжении нескольких страниц В.Васильев охотно живописует детсадовские представления "про разведчиков":

Впрочем, незаметность волнует агентов меньше всего. Попав в город, они начинают сразу же друг дружку бить и убивать, практически в открытую гоняться друг за другом по улицам города, тем самым, по мнению В.Васильева, всячески приближая обнаружение волков и их базы/лагеря/поселения.

Неужели не очевидно, что свалившаяся вдруг на город эпидемия насилия с трупами поднимет на ноги весь личный состав правоохранительных органов даже и без всяких спецслужб, а это вряд ли облегчит работу агентов. Что опытный американский разведчик-ас, проводя ликвидацию, не будет подкидывать за шиворот жертве американского же скорпиона, оставляя лишнюю улику. Сомневаюсь, что в Сибири завались американских смертельно ядовитых скорпионов. Может вы встречали? И не надо говорить мне, что это не та Сибирь.

Кстати, помните, что в активе у нас есть магнат–маньячок? Он приезжает в город с лучшими своими агентами. Двое из них поселяются в гостинице, как следует из текста, чтобы служить приманкой для охотников. Поселившись, они меняют данные в компьютере гостиницы, будто живут там уже две недели. Мне интересно, В. Васильев когда-нибудь жил в гостинице? Ах да, это собачья гостиница.

С задачей приманки они справляются замечательно, их захватывают сибирские оперативники. Из текста, кстати, совершенно неясно, на каких собственно основаниях производится арест, ведь опера даже не уверены, что подозреваемые имеют отношение к волкам. Произвол по собачьи, не очень вяжется все это с патриархальным миром без войн.

Но это что! Узнав, что парни арестованы, их непосредственный начальник решает их убрать! Каково? Зачем же их было подставлять? Для крутизны сюжета? Тут и так уже такая крутизна — не разбиться бы. Далее, например, следует сцена нападения на полицейский участок а-ля Терминатор. Суперагент Гном парализует троих охранников (читай — оставляет троих свидетелей, которые, будьте уверены, опознают его при любых обстоятельствах) и убивает невезучую парочку. Весь дилетантизм автора можно выразить одной фразой: "Хуже всего то, что Шарадниковых держали отдельно". И это думает суперагент! Да еще бы их держали вместе!

Совершенно потрясает воображение картина объединения всех агентов по командам сверху во имя великой цели, ибо есть мнение, что волки — инопланетяне. Очень впечатляет, как секретные агенты, на которых потрачено уйма труда и денег, с поднятыми руками сдаются патрулям, бесповоротно жертвуя годами работы и своей карьерой неизвестно из-за чего. Я бы таким агентам не доверил бы даже разносить еду за столом, ибо они будут все равно работать на пользу своего государства, но шеф Сибирской разведки, ас, им доверяет.

Фу, уморился. Сил больше нету терпеть, раскрою главную тайну. Волки — это те же собаки, только похищенные 400 лет назад, еще до обрезания, инопланетянами для ведения боевых действий. Что, не очень? Погодите, у меня где-то тут записано... А, вот: "Неподражаемо, оригинально, остросюжетно".

Верхом же извращенной логики романа становится следующая сцена. Главный герой романа — сверхсуперпрофессионал Арчи, на последних страницах по независящим от него обстоятельствам валяется в бессознательном состоянии в луже, опаленный самоуничтожением волчьей базы. На него натыкаются возвращающиеся с задания волки. Вид лежащего в луже агента настолько растрогал их простые, солдатские сердца, что они подбирают его и несут с собой, надо полагать на новую базу. И это профи, шагавшие перед этим по трупам!

Как там говаривал дедушка Станиславский? Не верю?

Эх, дедушка. Не читал ты Васильева...

 

Вскрытое "создание" имеет столько врожденных пороков и генетических аномалий, что непонятно, как художественный редактор О. Н. Адаскина принимала роды, позволив миру помимо прочего прочесть фразы типа "Глаза у него были закачены".

Непонятно, почему в мире, где никогда не было человека Homo sapiens sapiens, тем не менее, существуют и действуют выведенные им породы собак: борзые, волкодавы, таксы и т.д.

И более всего непонятно, зачем было громоздить одну нелепицу на другую, если на страницах романа люди сплошь и рядом убивают друг друга.

"Думать – не развлечение, а обязанность!"

Владимир Васильев видимо считает, что это относится только к читателям.

Как упростилась жизнь! Теперь, чтобы стать писателем, нужен только доступ к компьютеру и один палец на руке, чтобы высасывать из него сюжеты.


 
© Алексей Караваев. Опубликовано в фэнзине "СЕМЕЧКИ" № 8, лето 1999.

Подготовил к публикации Илья IZ


 
  
НАЗАД   В НАЧАЛО
ПОСЛАТЬ ПИСЬМО