Reklama.Ru. The Banner Network.




Вершинин Л. Р.; том 1. Хроники неправильного завтра: Сб. фант. произведений: Сост. Пуля О. П. - М.: "Аргус", 1995. - 368 с.: ил. - (Библиотека фантастики "Хронос").

Вершинин Л. Р.; том 2. Двое у подножия Вечности: Сб. фант. произведений: Сост. Пуля О. П. - М.: "Аргус", 1995. - 352 с.: ил.  (Библиотека фантастики "Хронос").

Давным-давно, еще в пятидесятые, когда здание современной отечественной фантастики только-только начинало строиться и казалось, что самое страшное уже позади, в среде его строителей бытовало мнение, что история развивается поступательно, из темного прошлого - в светлое будущее. Следующее писательское поколение, начавшее сочинять в шестидесятых, а публиковаться - только в восьмидесятых, с самого начала осознавало всю наивность подобных представлений, но отказаться от идеи поступательного развития так и не смогло. В результате наибольшую популярность в этих кругах снискало мнение, что на протяжении всей своей истории человечество только тем и занимается, что движется от плохого к худшему. Именно к этому поколению, отвергшему возможность построения "справедливого" общества, но так и не сумевшему избавиться от навязчивой прогрессистской схемы, несмотря на свою относительную писательскую молодость и принадлежит одессит Лев Вершинин. Его двухтомник, выпущенный издательством "Аргус", наконец-то собрал в одно целое то лучшее, что было написано Вершининым за последние полтора десятилетия. Интересен этот двухтомник в первую очередь тем, что именно в собранных здесь произведениях нашла отражение эволюция взглядов не только писателя Вершинина, но целого поколения, эволюция, очень характерная для фантастов, начинавших активно печататься в конце восьмидесятых - начале девяностых, или по крайней мере для тех из них, кто не остановился в своем развитии. От ранних повестей и романов - "Возвращения короля", "Хроник неправильного завтра", "Саги воды и огня" (где, не смотря на всю яркость красок, центральное место занимает не столько анализ, сколько достаточно субъективная критика отношений, сложившихся в описываемых автором социумах - будь то государство далекой планеты с феодальным укладом в "Возвращении", или общество достаточно отдаленного и предположительно светлого будущего в "Хрониках") через "Ущелье трех камней", "Последнюю партию", "Сказание о рыцаре Гуго" (включающие попытки осмыслить и понять внутреннюю логику, заставляющую людей, принадлежащим к разным социальным группам и экономическим формациям совершать поступки, порой странные, порой   дикие, а порой   и вовсе бессмысленные с точки зрения образованного, рационально мыслящего интеллигента восьмидесятых) Вершинин приходит наконец к вещи по-настоящему большой и серьезной -  я имею в виду впервые публикующийся здесь роман "Двое у подножия Вечности". В этом произведении автору удалось выйти на новый уровень, заменив старый, негативно-прогрессистский подход подходом, предполагающим равенство, но не одинаковость всех культур, вне зависимости от уровня развития производительных сил, юридических норм, коммуникаций и всего того, что так долго считалось главным мерилом прогресса, причем не только в фантастике. Лев Вершинин сумел дать внушительную панораму принадлежащих разным племенам и народам культур, причудливо переплетающихся, эволюционирующих и воздействующих друг на друга, но в равной степени достойных внимания и уважения, - и в этом его несомненная заслуга. Далеко не все фантасты того поколения, к которому принадлежит автор "Двоих", оказались способны на такую эволюцию.

Остается только выразить надежду, что следующая книга Льва Вершинина не заставит нас долго ждать. И меня не оставляет уверенность, что она нас не разочарует.


| Содержание |

romych@rusf.ru
nick@wolf.al.lg.ua