Василий ВладимирскийКублицкая Инна. Карми: Роман. / Обл. В.Hенова -- СПб.: Азбука-Терра, 1997. -- 576 с. -- (Азбука-fantasy). Тир. 20000. -- ISBN 5-7684-0404-X.
Испытывая глайдеры -- новый вид космического транспорта, предназначенный для преодоления расстояний протяжённостью во многие световые годы -- молодой человек по имени Эрих из-за неисправности механизмов выходит за пределы Солнечной системы, и, потеряв ориентацию, решает "прыгать" наугад до тех пор, пока ему не удастся либо вернуться к Земле, либо найти планету с условиями пригодными для жизни. Такова вполне научно-фантастическая затравка романа Инны Кублицкой "Карми", почему-то выпущенного издательством "Азбука" в серии "Азбука"-fantasy. Впрочем, основное действие книги разворачивается в мире, погруженном в абстрактное средневековье, что можно считать формальным признаком как фэнтези, так и "прогрессорской" HФ. Малолетняя принцесса Оль-Лааву, прозванная впоследствии Карми, играя, находит "абак" -- сложный логический комплекс, потерянный Эрихом. Под действием абака девочка начинает проявлять необычные для ребенка способности, и Совет, состоящий из высших аристократов страны, решает избавиться от неё, выдав замуж за правителя отколовшейся после удачного восстания рабов области. Естественно, этим правителем оказывается Эрих. За годы жизни в его поместье Эриху удается закрепить у девочки лучшие качества, свойственные ей с самого детства. Однако идиллия не может продолжаться вечно: предвидя скорое падение своего государства под давлением соседей, Эрих отсылает свою ни о чем не подозревающую малолетнюю "супругу" прочь вместе с особо доверенными слугами-хокарэмами, -- а сам скоропостижно умирает. Вернувшаяся Карми уже не застает его в живых, и впадает в прострацию, что позволяет врагам из Совета заключить ее в монастырь. Однако молодость берет свое, и постепенно девочка отходит от потрясения. Hе вполне свойственные благородной женщине навыки, полученные от "супруга" и слуг-хокарэмов, помогают ей вырваться из монастыря. Оказавшись на свободе, Карми пересекает страну, иногда прибегая к помощи глайдера, стажёрский ключ от которого достался ей в наследство от Эриха, -- сначала одержимая идеей мести, потом -- просто выполняя свои обязательства перед друзьями и перед самой собой. В результате принцессе приходится предстать перед судом Совета -- по обвинениям, многократно грозящим смертной казнью, -- и блистательно оправдаться.
Увы, помимо краткого пересказа сюжета о романе "Карми" едва ли можно сказать что-либо ещё. Эта книга страдает едва ли не самым распространённым в нынешней фантастике недугом, а именно -- слоновой болезнью. Что самое обидное, болезнь эту в первую очередь подхватывают сегодня именно молодые, начинающие авторы, те, чьи произведения, как правило, трудно назвать безукоризненными, да они и не должны такими быть -- однако при ином раскладе их дебютные вещи могли бы стать неплохим полигоном, предназначенным для отработки литературного мастерства. Для тех, кто ещё не избрал среди множества привлекательных литературных приёмов чисто своих, наиболее удобных и устраивающих его, кто не выработал своеобразной запоминающейся манеры, это преимущество малой формы может стать решающим. К сожалению, слишком многие авторы, порой не лишённые некой искры, предпочитают начинать литературную карьеру именно с произведений крупной формы -- и таких авторов можно понять. Hа сегодняшний день в стране не существует ни одного специализированного журнала отечественной фантастики, книжные антологии выходят крайне редко и нерегулярно. В условиях почти полного отсутствия спроса на рассказы писателю оказывается легче пробить в издательстве пухлый роман, написанный усреднённым языком, чем пристроить несколько возможно и недурных, но не дотягивающих до нужного объёма рассказов. К сожалению, Инна Кублицкая принадлежит к авторам, пошедшим по пути наименьшего сопротивления, и предпочетшим шлифовке стиля создание объёмистых, но при этом не слишком выделяющихся из общей массы произведений. Сюжет, который мог бы стать основой для хорошего лирического рассказа или неплохой социологической либо философской повести, совершенно потерялся на фоне многостраничных описаний и "фатальных совпадений", сводящих на нет правдоподобие ситуации, а предложить что-либо ещё помимо того -- блеск ли и образность насыщенного нестандартными метафорами и гиперболами языка, логичные ли и внутренне непротиворечивые рассуждения об этике и морале, или хотя бы просто динамичность, увлкательность, свойственную лучшим произведениям приключенческого жанра -- автор не смог. Едва ли это можно поставить кому либо в укор, но... Словом, нам остаётся надеяться, что следующее произведение Инны Кублицкой окажется более своеобразным и запоминающимся, хотя, возможно, и не столь впечатляющим по объёму, как "Карми".
| Содержание |
romych@rusf.ru nick@wolf.al.lg.ua