Первушин Антон
Фрагменты из книги Почетного Хобби-Лейтенанта ССС Первушина А.И. "История формирования Морального Устава рядового л/с. Период Реконструкции" - Ш: "Интерпресс", 2017, с.134-146 (с любезного разрешения издательского концерна "Двести тыщ")
Глава 12 (1989-1990)
[...]
Hынешнему поколению рядового личного состава (в дальнейшем - рядового л/с, Прим. ред.), должно быть, трудно представить себе, что было время, когда Устав вооруженных сил имел в своей основе совершенно иную морально-этическую конструкцию. В общих чертах элементы данной конструкции были уже представлены в предыдущих главах работы. Hо может возникнуть, а особенно у молодого поколения, следующий вопрос: а когда, собственно, произошла переориентация этического вектора, что послужило причиной для подобной переориентации?
О причинах, в силу их очевидности, мы здесь говорить не будем: любой желающий может открыть учебник истории, раздел, посвященный периоду Реконструкции, и ознакомиться с геополитической ситуацией того времени. Скажем только, что от этической переориентации зависело само существование государства и вооруженных сил как таковых.
Гораздо интереснее и важнее для нашего исследования - проанализировать структуру этической метаморфозы; выявить те ключевые моменты, когда современный Моральный Устав рядового л/с приобрел наконец зримые черты.
[...]
Вернемся назад, в начало семидесятых годов прошлого века. В те времена, напомню, сложилась определенная концепция Морального Устава, как многим казалось, вполне законченная и незыблемая. Просуществовала эта концепция недолго: фактически - до 1997 года, когда и правительству и народу стало очевидно, что эта вроде бы устоявшаяся система ценностей не соответствует реальным запросам жизни. Именно в эти и последующие неспокойные годы, когда все разваливалось на глазах, экономика задыхалась, жизненный уровень населения неуклонно снижался, армия теряла былую мощь - в это неспокойное время передовые люди Отечества открыли для нас Учение Профессора, которое сначала медленно, а затем - увереннее и быстрее, проникало во все слои общества, переформировывая гнилое темное мировоззрение в светлые представления Морального Устава.
Известно, что наиболее показательным анализом является сравнительный анализ. Попробуем на этих страницах и мы поразмышлять, что же новое в сравнении с концепцией семидесятых годов несло оставшемуся без духовных ориентиров народу Учение Профессора.
Возьмем в качестве примера произведение известных авторов периода Социалистического Строительства братьев Стругацких "Обитаемый остров" (см. Гл.9-10), как наиболее полно и отчетливо отражающего базовые посылки морально-этической парадигмы того времени. Что мы увидим?
Мы увидим в первую очередь главного героя произведения: молодого человека по имени Максим Каммерер, рядового Группы Свободного Поиска. Как действует этот рядовой, попав на незнакомую ему планету и увидев там вакханалию Темных Сил? При этом, заметим, у Каммерера нет возможности связаться с вышестоящими чинами из Управления ГСП и получить необходимые указания. Рядовой решает бороться с Темными Силами, и мы готовы положительно оценить этот его порыв, исходя из того, что и Профессор в своем Учении призывал к борьбе. Вопрос только за одним, а именно: какие методы борьбы Каммерер считает допустимыми? И здесь мы видим принципиальную разницу; и именно этой разницей определяется нежизнеспособность старого Морального Устава в сравнении с новым.
Каммерер в достижении цели не брезгует никакими средствами. Он легко жертвует своими друзьями (сторонниками Светлых Сил, обратите внимание!); легко идет на компромисс с представителями Темных Сил; служит в Боевой Гвардии, таким образом презрев и предав свое родное Управление; откровенно, без тени смущения рвется к власти, к высокому положению в иерархии Тьмы; даже, не имея никаких особых заслуг, претендует на право приказывать более старшим и умудренным опытом бойцам.
Вспомним теперь светлый образ маленького хоббита Фродо. Разве можно представить себе, как Фродо Сумникс идет на сговор с Темными Силами, или, например, решает воспользоваться Кольцом для упрочения собственного положения в Шире? Разве можно представить себе Фродо, отдающего приказы Гэндальфу Серому или Владыке Элронду и требующего неукоснительного исполнения этих приказов? Можно ли представить себе Фродо, без тени сомнения посылающего на верную смерть ради временного успеха в боевых действиях Боромира, Арагорна или Владычицу Галадриэль? [...] Думаю, нет нужды разъяснять всю абсурдность подобных и других близких по смыслу допущений!
Также весьма странно читать нам те страницы в книге Стругацких, где Каммерер страдает от угрызений совести по поводу убитых и покалеченных им членов банды Крысолова. Становится понятным, экстраполируя данную тенденцию, почему в середине девяностых годов армия была близка к развалу и поголовному дезертирству. Разве стал бы испытывать угрызения совести Фродо после того, как вышел победителем из схватки с зловонным порождением Мрака Шелоб? Борьба с Темными Силами, бескомпромиссная и беспощадная, при единении всех Сил Света - вот основа нового Морального Кодекса. И только эта борьба, только это противостояние способны сплотить и армию, и целый народ. Слова эти подтверждены временем: вот уже более десяти лет мы имеем самую мощную и самую боеспособную армию на Земле.
[...]
И еще одно существенное отличие. Те, кому по роду деятельности приходилось читать "Обитаемый остров", наверное, обратили внимание на то, что Каммерер, несмотря на молодость, наделен значительной физической силой и другими привлекательными способностями. Кто-нибудь из оппонентов может сказать, что это, дескать, результат следования прежним этическим нормам, и будет не прав, потому что на самом деле (в чем легко убедиться, отыскав в архивах более поздние повести Стругацких о Каммерере) все эти достоинства, которыми, безусловно, должен обладать настоящий боец, получены Максимом искусственно при рождении, за счет так называемой "процедуры фукамизации". Каммереру было это приподнесено на блюдечке. И насколько же выгоднее в этом смысле смотрятся по сравнению с ним Фродо и его друзья: Мерри, Сэм, Пиппин - самостоятельно, через страдания, грязь и кровь прошедшие весь путь от рядового необученного л/с до опытных закаленных бойцов, способных решать локальные тактические задачи, как, например, изгнание Темных Сил из родного Шира! А Каммерер так даже толком и не научился разбирать, какие силы Темные, а какие - Светлые.
[...]
Итак, мы видим, что противоречивая морально-этическая концепция прошлого никак не могла лечь в основу построения нового общества, а лишь способствовала его раздроблению на неорганизованную группу амбициозных индивидуалов, не способных отличить Свет от Тьмы, Добро от Зла, предпочитающих все в жизни получать на блюдечке, без затрат личных энергии и сил. Понятно, что задержись эта концепция в умах еще хотя бы на десять лет, и наша страна никогда не сумела бы возглавить список великих держав мира. И только Учение Профессора, принятое в конце концов всем народом от рядового л/с до Маггенерала, где бы он не служил: в Шире ли, в Полуночных ли землях, или на юге Гондора, или, как я, на берегах Серебристой гавани - только оно, это Учение, оказалось способно возродить былой дух нации, гордость за свое Отечество, за свою армию, за Светлые Силы Средиземья!
Hо вернемся к теме нашего исследования. В следующей, тринадцатой, главе речь пойдет о истории разоблачения враждебных происков банды ревизионистов Учения во главе с печально известным Hиколаем Перумовым.
P.S. Hадеюсь, уважаемая публика понимает, что Первушин А.И. образца 1995 года вовсе не разделяет убеждений Первушина А.И. образца года 2017-го, что, впрочем, не мешает ему предложить вашему вниманию этот небольшой текст.
| Дальше | Содержание |
romych@rusf.ru nick@wolf.al.lg.ua