Наталья БОБЫЛЕВА
"...человечество, истомленное нескончаемостью бедствия, в смертельной тоске ждало, как истинного спасителя, Сына Бога, который не был бы соперником своего Отца."
Владимир Соловьев. Русская идея
Представленный ниже вниманию почтенного читателя текст являет собой изложение некоторых мыслей, каковые возникли у автора по прочтении одного произведения Вячеслава Рыбакова, а именно - романа "Человек напротив".Излагая сии мысли, автор скромно смеет надеяться, что проницательный читатель ознакомился с означенным произведением не менее внимательно, чем упомянутый первый, в противном случае, вся затея упомянутого первого сведется к праздному сотрясению воздуха, растеканию мыслию по древу, переливанию из пустого в порожнее, вопиянию в пустыне подобно сексуально озабоченному ее кораблю, и другим занятиям, столь же неудобь производимым, как и неудобь сказуемым.
Тема явления мессии, последующее его узнавание\неузнавание, признание\гонение (нужное подчеркнуть, ненужное зачеркнуть, варианты уточнить), отношение мессии к власти (как таковой) и взаимоотношения его с властями (как органами) в мировой литературе для образованного читателя не в диковинку. Излишним будет пояснять, что форма разрешения этой темы зависит от бытующего в отдельно взятом обществе набора парадигм. Потому как, говоря словами главного героя, "мы живем не столько в мире событий и поступков, сколько в мире их интерпретаций нашим сознанием." Разглядывая форму, предложенную господином Рыбаковым, можно подумать, что Россия "все еще остается страной безличного коллективизма. Россия невестится, ждет жениха, который должен прийти из какой-то выси, но приходит не суженый, а немец-чиновник и владеет ею".
Положим, по замыслу г-на Рыбакова, пришел не чиновник и, тем паче, не немец, а таки мессия, но... Каково отношение к властям мессии - смотрите основные первоисточники по мессианству и найдете в них массу поучительного, как то "...отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу и будьте покорны всякому человеческому начальству, для Господа: царю ли, как верховной власти, правителям ли, как от него посылаемым..." Будь у главного героя, мессии-самоучки Симагина способ вернуть сына любимой женщине без задействования возникшей в августе 1991-го вероятностной временной вилки, а значит посягательства на царящую над ним и его страной власть, вылупившуюся из недр ГКЧП, он использовал бы именно этот способ. "...Чтобы застраховаться от любых этически нежелательных последствий." "...ибо нет власти, что не от Бога". Хорошая ли она, плохая ли (а хорошей, кстати, не бывает, может быть только более-менее терпимая) - она от Бога, и спаси и сохрани Он меня от мыслей крамольных и еретических, что это мы себе власть выбираем, и какую выбрали, с той нам и жить. Hе-ет, обязательно должен наличествовать акт, если не помазания, то равносильно его замещающий. Явление Христа президенту. И, как следствие этого акта, власть падет не в результате человеческих действий непосредственно, а только после того, как лишится благословения свыше. Анафема от церковного официоза здесь ни при чем. "Под утро ему опять снился пристально и спокойно глядящий ему в глаза молчаливый гость; проснувшись, седой человек никогда не мог припомнить, откуда он знает этого странного... субъекта, однако во сне он все знал отлично, и знание это было настолько страшным, что раз за разом... от проникавшего в душу и вообще в потроха взгляда - невыносимо доброго, но понимающего все до донца и оттого не прощающего ничего из того, что нельзя прощать,- седой человек просыпался с криком "Я все исправлю!" Да. "И мальчики кровавые в глазах" у царя Ирода, за которого "нельзя молиться: Богородица не велит!"
Измышления г-на Рыбакова вызывают раздражение не сами по себе, а как отражение вечной "несоединенности мужественного и женственного в русском духе и русском характере". "Для формирования поведения человека то, что он думает по поводу того или иного события, более важно, чем то, что это событие на самом деле собой представляет." Мысли о миропомазании президента формируют деструктивное поведение. Коллективное бессознательное России заполучило себе очередного небесного жениха и благополучно почило. А следствия подобного порядка вещей те же, что и 70 с лишком лет назад - война, которая "может принести России великие блага, не материальные только, но и духовные блага", и вопрошания в пустоте прокуренной кухни: "Все мы - на что истратили как снег на голову свалившуюся свободу?" Круг замкнулся и русское коллективное бессознательное взяло свое... Hарод безмолствует...
Sincerely yours, Куролапа Ента
Санкт-Петербург, июль 1997
Примечания:
- Владимир Соловьев. Русская идея. с. 69. СПб, "София", 1991
- Вячеслав Рыбаков. Трудно стать Богом. с. 5 - 410. М,"АСТ", СПб, "Terra Fntastica", 1997
- Вячеслав Рыбаков, ук. соч., с.324
- Hиколай Бердяев. Судьба России. с. 19. М, "Мысль", 1990
- От Матфея 22:21, от Марка 12:17, от Луки 20:25
- 1-е Петра 2:13-14
- Вячеслав Рыбаков, ук. соч., с. 71
- Римлянам 13:2
- Вячеслав Рыбаков, ук. соч., с. 378
- Александр Пушкин. Борис Годунов. ПСС, т. 5, с. 217 - 328. М, "Hаука", 1964
- Hиколай Бердяев, ук. соч., с. 19
- Вячеслав Рыбаков, ук. соч., с.324
- Hиколай Бердяев, ук. соч., с. 21
- Вячеслав Рыбаков, ук. соч., с. 396
| Дальше | Содержание |
romych@rusf.ru nick@wolf.al.lg.ua