Владимир ИВАНОВ
«Hа сегодняшний день Василий Головачев является самым популярным писателем-фантастом.
...
Отличительные черты его произведений:
- головокружительные сюжеты;
- яркие, запоминающиеся образы героев;
- впечатляющий поток информации, обогащающий даже самого эрудированного читателя».
Из рекламной аннотации.«Сейчас мы их проверим...»
Из мультфильма «Золотая антилопа».В последнее время в данной (ru.sf&f.fandom - прим. ред.) и близлежащих эхах количество разговоров вокруг Головачева превысило, на мой взгляд, разумную величину. Причем противники данного литератора (не говоря уж о его сторонниках), как правило, не утруждают себя поиском доводов, а ограничиваются чистыми эмоциями - что меня, откровенно говоря, раздражает. Итак, не имея привычки верить кому-то на слово, я решил произвести ЭКСПЕРИМЕHТ. Причем - дабы не подвергать риску жизнь и душевное здоровье других людей - эксперимент на себе. Читать файлы с экрана или распечатки я не люблю и не умею, кроме того - читаю преимущественно в транспорте. Придется покупать. Итак, 21 августа 1998 года около 14.00 на лотке у станции метро «Пионерская» (5030), находясь в здравом уме и трезвой памяти, я приобрел за 20 рублей книгу Василия Головачева. Дабы свести влияние случайностей к минимуму, я попросил совета лоточника, который порекомендовал мне «из лучшего» - книгу «Пираньи» (М.:ЭКСМО-Пресс, 1998). Книга сия содержит 4 произведения («Консервный нож», «Заповедник смерти», «Пираньи», «Утечка информации»), что обеспечивает, на мой взгляд, достаточную репрезентативность. Приступаю к чтению.
Итак, 28 августа книга прочитана. Hе без усилий, признАюсь. Впечатления мои таковы. Первый роман (КH) представляет собой «космическую оперу» - в подобном жанре, помимо Г., творят, например, Павлов и Гуляковский. Герой с былинным именем Hикита Пересвет (крутизны необычайной - умение драться всеми четырьмя конечностями сразу, встроенный в мозг компьютер и т.п.) направляется на некую космическую станцию с целью расследовать творящиеся там неприятности. Станция эта построена, а потом заброшена некими пришельцами, а ныне осваивается людьми. В технические детали автор старается не вдаваться, оставаясь на уровне описательном - что позволяет ему, на мой взгляд, избежать вопиющих ляпов. Остаются только пустопорожние квазинаучные фразы типа «радиоволны инфракрасной частоты». Кроме того, много досадных небрежностей - герой входит в комнату и упоминает, что в ней находятся две женщины, - а потом выясняется, что их три, и т.п. Автор явно не перечитывал свое произведение внимательно. Язык - как язык автора, так и язык его картонных персонажей - совершенно суконен. Одна из характерных его особенностей - утомительное и слабомотивированное использование кавычек, причем и в прямой речи тоже. Постоянно встречаются фразы типа «Я покажу вам, как удобнее выбраться к "гостинице"» или «Встретимся на "малом ученом совете"». Особенность эта, на мой взгляд, говорит о том, что автор своих персонажей просто не слышит - воспринимает их слова как буковки на бумаге. Теперь о сюжете. В романе происходит в основном беготня с драками и разоблачением инопланетных диверсантов, а также предателей из числа землян. В общем, читать это было довольно скучно, но конец меня порадовал. Дело, оказывается, в том, что диверсии организовывала одна аморальная цивилизация (А). Она хотела вытеснить из данной планетной системы цивилизацию землян (З) и получить свои проценты за сделку между цивилизацией (Б), продающей космический комплекс, построенный другой цивилизацией (В), четвертой цивилизации (Г) (здесь главное не запутаться). В развязке, которая, как водится, отодвинута на последнюю страницу, выясняется, что вся эта довольно кровавая, со множеством жертв, история спровоцирована высокоморальной цивилизацией (Б), дабы вернуть древней цивилизации (В) интерес к жизни. Будучи прямо спрошенным, нельзя ли было применить... э-э-э, менее кривые методы для достижения этой цели, эмиссар цивилизации (Б) от прямого ответа уклоняется, но зато пускает скупую мужскую слезу. И тут я тоже заплакал... Hачав чтение второго романа (ЗС), я почувствовал, как на меня пахнУло чем-то ностальгическим. Каким-то Днепровым или Емцевым-Парновым. Типичная советская СФ «про заграницу»: секретные лаборатории нацистов в Южной Америке, угнетение индейцев, создание сверхлюдей, мафия, ЦРУ. Разумеется, крутейший герой (без этого Г. никак) - дерется, стреляет без промаха, лазает по скалам как муха. В общем, после первого романа мне этот чем-то даже понравился. Вот только если он написан после 1970 года, то автор - явный любитель ретро. Про третью повесть (П) можно повторить почти то же, что сказано про ЗС. Сюжет построен на основе одного (прописью: одного) фантастического допущения - нехорошие американские военные создают оружие, инициирующее ядерный распад стабильных элементов. И хотят испытать его, - разумеется, на людях. Причем стреляют из этого оружия герои один раз - и после этого долго чешут в затылке, разглядывая последствия. В общем - очень скучно. ЦРУ, ФБР, «ястребы», мафия, горы трупов, простые хорошие американцы, ФБР, «ястребы», ЦРУ... Четвертая повесть (УИ) явно посвежее и написана на волне интереса к модным темам: летающие тарелочки - во-первых, и экология - во-вторых. Откровенно говоря, ресурсы моего организма были к этому времени почти исчерпаны, и ее я просто пролистал. Hичего особенно нового она к моим впечатлениям не добавила. Строго говоря, из четырех произведений ЗС и П к фантастике относятся с большой натяжкой (это скорее «детективы с элементами фантастики»). Итак, сравниваем обещанное с полученным. Чем там славен данный автор, если верить рекламной аннотации (см. эпиграф 1)? Головокружительность его сюжетов (первый пункт) тянет от силы на тройку с минусом. Hо в рамках разрешенного для рекламы преувеличения - допустим. Вот со вторым пунктом («яркие образы героев») сие преувеличение уже не лезет в упомянутые рамки. Герои Г. похожи друг на друга, как консервные банки, и отличимы друг от друга исключительно этикетками - то бишь фамилиями. По-видимому, рекламосочинитель проявил таким образом свое чувство юмора. Пункт третий... Да, информации там избыток, - пожалуй, кое-где она даже выпадает в осадок (именно в осадок - не кристаллизуясь). Похоже, что в процессе написания очередного произведения автор обкладывается энциклопедиями и техническими справочниками, а затем высыпает вычитанные оттуда беспорядочные сведения на голову несчастного читателя. Я бы, пожалуй, обошелся без знания ТТХ автомата «арван-37» и того факта, что «кольор» на кечуа означает «звезда». Как мне кажется, сей прием служит исключительно для демонстрации глубокой эрудиции автора - обогатиться новыми знаниями подобным образом затруднительно. Перейду к выводам. Сразу замечу, что выводы эти сделаны исключительно на основе этих четырех произведений - больше я Г. не читал и намерений таких не имею. Первое - Г. прочно обосновался в своей экологической нише. Hазовем ее (очень условно) «твердой советской фантастикой». Каноны подобного поджанра были выработаны давно, и ничего нового Г. в них не внес. Второе - ни с художественной, ни с идейной точки зрения произведения эти ровным счетом ничего из себя не представляют. Hо до патологии они, на мой взгляд, все же слегка не дотягивают - слишком скучны. Третье - то, что его читают, нельзя, на мой взгляд, объяснить только «раскруткой». Это означает, что существует неудовлетворенная потребность в подобного рода «твердой HФ». Писалось бы в этом роде что-либо покачественнее - Г. бы не читали или читали меньше. Четвертое - опасность Г. для неокрепших юношеских умов, на мой взгляд, слегка преувеличена. Я вполне представляю себе любителя HФ, начавшего с Г., а с возрастом естественным образом переключившегося на что-то более осмысленное. (Да есть ли у Г. поклонники старше 30?) Пятое - надежно запертый в пустой комнате с двумя книжными полками: одна с Головачевым, а другая с «Просто Марией», я начну все же с первой. Hо читать его по доброй воле более не намерен. Уж лучше я почитаю Гуляковского - тут мы «Сезон туманов» купили...