Вы себя считаете фантастом с каким уклоном в фэнтэзи или в киберпанк?
Трудно сказать. Я писал и киберпанк, и фэнтези, и космическую оперу, и шпионский боевик, и новеллизировал компьютерную игру. Все мои романы непохожи друг на друга. Одно и то же писать скучно, вот и ищу что-то новенькое. Сам себя отношу к русским киберпанкам, но русский киберпанк совершенно непохож на западный по ряду причин. Свои идеи относительно этого вопроса я изложил в статье «Киберпанк для русских и нерусских». Впрочем, личина русского киберпанка вовсе не мешает мне иногда погружаться в миры меча и колдовства.
Почему Вы начали писать в жанре «киберпанк»?
В принципе, все написанное фантастами зачастую то, что они не дочитали по той или иной причине. После прочтения Гибсона и Суэнвика появились «Сердца и моторы» и «Техник Большого Киева». Наверное, это попытка взглянуть на проблему со своей точки зрения и переосмыслить все, с чем не согласен у мэтров.
Какое из Ваших произведений нравится Вам самому больше всего?
Романы: «Техник Большого Киева» и «Смерть или слава»;
Повести: «Монастырь Эстебан Бланкес» и «Год жизни»;
Согласны ли Вы с тем, что «Сердца и моторы» выполнены по всем канонам Уильяма Гибсона, причем настолько, что разницы почти не заметно (во всяком случае, многие так считают)?
Я не думаю, что каноны киберпанка возможно сформулировать окончательно и бесповоротно. Границы жанра никем не обозначены. Да, «Сердца и моторы» я писал под сильным влиянием «Нейроманта», это факт бесспорный. Что же касается разницы Гибсон пока известен неизмеримо лучше, чем Васильев. Пока нам не тягаться весовые категории разные.
Ваши герои и герои Лукьяненко иногда пересекаются, а теперь вы еще и работаете вместе. Как это произошло?
Мы с Сергеем давние и добрые друзья. Собственно, мы вместе начинали. Вместе ездили на первые семинары в Свердловск, Дубулты, дважды в Ялту, в Тирасполь. естественно, что мы делились идеями и замыслами. Иногда что-нибудь придумывали вместе. Пересечение романов «Лабиринт отражений» и «Сердца и моторы» было оговорено заранее; в процессе написания мы несколько раз менялись готовыми кусками текста. Сейчас я пишу завершение истории, изложенной в «Сердцах и моторах». Там непременно будет пересечение с «Фальшивыми зеркалами». Традиции нельзя нарушать. :) Что же касается «Дозоров», то мне в свое время очень понравился «Ночной дозор». Настолько понравился, что по прочтении я просто сел и написал кусок от лица Темных. Потом поделился своими идеями с Сергеем. А когда он и сам дозрел до второй книги, он вспомнил обо мне и предложил написать ее вместе, потому что сам он однозначно Светлый. По-моему, получилось неплохо.
Как вы относитесь к критике и даже пренебрежению со стороны таких деятелей Рунета как, скажем, Алексей Андреев?
А кто такой Алексей Андреев? Первый раз слышу это имя. К критике я отношусь с интересом, но проблема в том, что у нас ее практически нет. Не считать же критикой «исследования» таких деятелей как Лурье или Владимирский эти персонажи не критикой занимаются, а демонстрацией своего ума и начитанности, да еще прямым подхалимажем. До сих пор мне встретился единственный критик, который исследует собственно произведение это Виталий Каплан.
Если не секрет, какая из Ваших книг разошлась наибольшим тиражом?
«Смерть или слава» 7 тысяч плюс две допечатки по 5 тысяч.
«Волчья натура» 13 тысяч плюс 5 тысяч.
«Клинки» 12 тысяч плюс 7 тысяч.
«Идущие в Ночь» 10 тысяч плюс 8 тысяч.
Но благодаря соавторству с Лукьяненко чемпионом является все же «Дневной Дозор» там только начальный тираж составил 35 тысяч, а сколько было допечаток, я даже не знаю.
Ваши произведения выложены в свободном доступе в интернете на Вашем собственном сайте и на многих других. Как к этому относятся издатели, и не мешает ли такой подход коммерческому распространению Ваших книг?
В свободном доступе лежат только старые вещи, причем, с разрешения издателя. Только самое новье представлено фрагментами. Мало-помалу издатель дает «добро» на выкладывание полных вариантов. К примеру, «Черная эстафета» вышла осенью 99-го года, а в начале лета 2000-го уже появилась в сети целиком.
В целом же выкладывание текстов в сеть, на мой, взгляд только способствует продажам книг. По сути, это бесплатная реклама. Кроме того, есть ведь масса людей, которым не нравятся мои книги. Ознакомившись с текстами из инета, они не потратят зря деньги.
Как Вы относитесь к такому явлению как Сетература?
Нормально. Любой теперь может выложить тексты в сеть, и их прочтут люди. Это именно то, чего не хватало пишущим и не публикующимся писателям вплоть до последних лет десяти.
Интернет каким Вы видите его будущее, ближайшее и отдаленное?
Удел прогнозов не сбываться. Технологии развиваются столь стремительно, что новинки устаревают в момент появления. Единственное, в чем я уверен что компьютер и сеть вскоре вберут в себя телевидение, связь и даже управление бытовыми приборами. Все это срастется в единую систему. Но как именно это произойдет в реальности откуда мне знать?
А как, по-вашему, будет развиваться жанр «киберпанк»?
Киберпанк вряд ли будет развиваться. Киберпанк мертв. По крайней мере, так утверждает один из отцов-основателей Брюс Стерлинг. И я это слышал непосредственно от него, поэтому речи об «испорченном телефоне» быть не может.
Какому жанру Вы будете отдавать предпочтение в дальнейшем?
Всем, кроме скучного :))
И какие книги нам стоит ждать от Вас в будущем?
Для АСТ в серию «Звездный лабиринт» я готовлю роман, выросший из повести «Два шага на Данкартен».
Еще одну книгу составят «Сердца и моторы» и продолжение, называющееся «Горячий старт». И, наконец, издатель требует космическую оперу, условно именуемую «Смерть или слава-2», но вряд ли это будет прямое продолжение. Это самые ближайшие планы. А дальше я стараюсь не заглядывать: дело в том, что фантасты на самом деле самые закоренелые реалисты в этом мире.