Архив Курьера SF с 01/10/2000 по 01/05/2002.
Новые рецензии в Сети | |
"Курьер" начинает мониторинг опубликованных в Интернете рецензий на фантастические книги и фильмы |
Давно планировал начать делать обзорчики опубликованных в Сети рецензий на новые фантастические книги. Кажется, пришло время начинать. Формат этих материалов будет такой: я даю ссылку на рецензию и краткую выдержку из нее - для затравки. Никаких моих собственных оценок не будет - воспринимайте это как чисто информационный материал. То, что я публикую ссылку на рецензию, вовсе не означает, что я с ней согласен или что она мне понравилась. Буду признателен за любые сообщения о сетевых публикациях, достойных быть упомянутыми в этом обозрении. Присылайте их по моему адресу. Сергей Бережной. Свобода решать за других (рецензия на роман Марины и Сергея Дяченко "Магам можно все")...Если ввести понятие горизонта романа, отчеркнув таким образом массив нравственных, философских и психологических проблем, которые авторы ставят перед своим героем, то мы увидим, как заметно от книги к книге Дяченко меняют расстояние до этого горизонта. Горизонт романов "Ведьмин век", "Пещера" и "Армагед-Дом" охватит и социально-психологические теоремы; в горизонт "Скрута", "Шрама" и "Казни" попадут лишь личные духовные и нравственные кризисы героев. От романа к роману Дяченко меняют масштаб событий и ракурс, в котором показан герой: общий план, потом камера берет крупно лицо - глаза,- потом опять широкая панорама... Но человек в их романе никогда не заменяется "народными массами", их герой всегда централен, авторы никогда не выпускают его из кадра. Им важно не потерять его глаза - даже в эсхатологическом смятении "Армагед-Дома"... Новый роман "Магам можно все" - одно из самых камерных произведений Дяченко, его действие происходит на пространстве всего одной человеческой души. Маг Хорт зи Табор путешествует, вступает в противоборства, участвует в заговорах, расследует преступления - но читатель никогда не отпускает его далее протянутой руки. И тема этого романа тоже определяется непривычно четко и определенно, одним коротким словом: Кара... Василий Владимирский. Их ответ Шекспиру: Леди Макбет Плоского мира (рецензия на романы Терри Пратчетта "Вещие сестрички" и "Пирамиды")...Терри Пратчетт писатель по-своему уникальный. Он способен заставить Гамлета убивать дядюшку кремовыми тортами, и при этом сам остаться изящным и остроумным. За примерами далеко ходить не надо: в "Вещих сестричках" автор как раз и проделывает подобный кунштюк. Этот роман - своего рода ремейк "Макбета" или, если угодно, "наш ответ Шекспиру". Коротая ненастную ночку у котла с подозрительным варевом, три милые дамы свободной профессии случайно оказываются замешаны в династическую разборку, грозящую затронуть интересы сословия, к которому они принадлежат. Но, в отличие от шекспировских ведьм, эмансипированные женщины Пратчетта не желают оставаться второстепенными персонажами и решительно берут судьбу державы в свои руки. Что из этого получается, понятно тем, кто знаком с творческим подчерком писателя. Завершается же шоу, поставленное в декорациях классической пьесы, парадоксально и довольно неожиданно даже для почитателей "Плоского мира"... Леонид Гольденмауэр. Оглядываясь назад: История Зоны (рецензия на роман Генри Лайона Олди и Андрея Валентинова "Нам здесь жить")..."Нам здесь жить" - книга об отдельно взятом городе. А "отдельная взятость" и есть признак Зоны - аномальной, социальной, неважно какой. Социализм строился тоже в отдельно взятой стране. Город-Зона похож на славный Харьков, но это лишь дополнительная радость для узнавателей. Это город вообще, отдельно взятый. Авторы сделали множество придумок, которые уже давно обсуждались, - по улицам Города-Зоны ездят колесные кентавры на своих ороговевших костяных колесах. Особая в городе милиция, особые отношения с соседней страной. Но самое интересное в этой истории, что Город-Зона живет по мистическим законам. Произнесешь заклинание, сожжешь жертвенную булочку - заработает газовая плита, потечет вода по трубам. Дело в том, что современный горожанин очень уязвим, он не задается вопросом, откуда берутся те вещи, что обеспечивают его существование. Поломка бытовой техники и протечка на потолке для него важнее военного поражения. Хитрое это дело - городская психология. Обыватель готов продать душу и дьяволу, и управдому за свой комфорт. Кажется даже, что оба этих существа, раздающие удобства, одинаково инфернальны. Достаточно отключить воду или электричество, и современный город если не умрет, то превратится в мутанта. Владимир Кнари. 2001: Работа над ошибками (рецензия на антологию "Фантастика 2001")...Похоже, издатели-таки учли свои промахи, и потому "Фантастика 2001" получилась намного удачнее своей предшественницы. Начать хотя бы с того, что теперь сборник составляют только произведения уже известных авторов, к текстам которых и требования выше. Оно и правильно: если уж сборник призван отразить всё лучшее в отечественной фантастике, то сразу ставить такой гриф произведениям новичков, ранее нигде не замеченных, было бы поистине странно. Поэтому я не считаю, что такой подход как-то ущемляет их права. Хочешь стать лучшим - становись! Благо, многие издательства сейчас стали благоволить к молодым авторам. Но что же изменилось по сравнению с прошлым годом? Что наконец-то порадовало меня в этой книге? На этом и остановимся подробнее... [Сергей Бережной], СПб
|
|
|
Р У С С К А Я Ф А Н Т А С Т И К А: |
Курьер SF: | события | премии | авторы | кино | периодика | сеть | De Visu | рецензии | гостевая книга | архив |
© 2000-2001 Материал: Сергей Бережной
Верстка, подготовка: Маевский Дмитрий,
Павел Петриенко
© 2000 Рисунки: Дмитрий Ватолин, Алексей Андреев.