Архив Курьера SF с 07/07/2000 по 1/11/2000
Фантастика 2000? Фантастика-99! | |
Рецензия Владимира Кнари на антологию "Фантастика 2000" |
Еще несколько десятилетий назад выход очереднего сборника под названием "Фантастика" был событием, которого ожидали целый год. Наверное, мне повезло больше, чем поколениям шестидесятых, семидесятых. Я младше. Однако даже я еще помню те времена, когда приходилось с остервенением носиться по всем книжным магазинам и магазинчикам своего города в поисках очередной книги, которую так или иначе можно было отнести к фантастике. А потом рынок вдруг резко наполнился этой вожделенной литературой. И пусть многие из этих книг выглядели ужасно, порой даже пугая оформлением, переводом... пусть. Но это была Фантастика, которую долго можно было найти у нас только по блату или в обмен на тонну макулатуры. Тоненький ручеек быстро превратился в мощную реку, а затем и совсем разбушевался штормом. А как известно, шторм выносит на берег много нелицеприятного. Так случилось и с фантастикой. Вкупе с классикой и талантом на волне вседозволенности появились полнейшая бездарность и пошлость. И среди огромной литературной массы, все так же скрывающейся за сладким названием "Фантастика", стало крайне тяжело выбирать то достойное, что стоит если не купить в личную библиотеку, то хотя бы прочитать. И вот тут-то вновь вспомнили старые времена сборников фантастики. Издательство АСТ решило не идти далеко, и на рубеже веков выпустило свой сборник "Фантастика 2000". Читатели накинулись на него, как на нечто давно любимое и давно забытое. "Новые произведения ведущих российских фантастов!" - под таким девизом вышел сборник. Беря в руки эту книгу, я искренне надеялся, что наконец смогу прочесть то, что мне доставит массу удовольствия. К сожалению, далеко не все (если не сказать больше) было интересным. Правда, составители сборника еще в предисловии оговорились, что не берутся утверждать, будто собрали "лучшее из лучшего", что "выбор составителей был весьма субъективен и никак не безгрешен". И я их понимаю - лучше перестраховаться, чтобы потом отвечать "обманутым" читателям: ну мы же предупреждали... Но пойду по порядку... Исходя из девиза сборника, можно было ожидать, что это действительно сборник новинок. И окрывает сборник якобы новое произведение Сергея Лукьяненко, признанного монстра отечественной фантастики. Однако на поверку это оказывается всего лишь первой частью нового романа Сергея (о чем, кстати, в самом сборнике ни слова не говорится). А потому вполне очевидно, что многие читатели воспримут это "новое творение" как некий набросок, который автору было просто лень заканчивать, и он остановился писать, оставив заинтригованного читателя ни с чем. Если же оценивать этот фрагмент "Танцев на снегу" как самостоятельную вещь, то, на мой взгляд, самым удачным является пролог. Посмотрите, как начинаются "Танцы...":
За одну только эту фразу я готов кричать Сергею "Браво!". Оценивать часть целого - не в моем вкусе. По-моему, даже печатать часть романа, выдавая его за целое произведение, просто нечестно по отношению к читателю. Знаете, многие парфюмерные компании продают свою продукцию через частных распространителей. И для рекламных целей эти распространители имеют так называемые "пробнички": показать, дать попробовать... Вы не находите, что очень похоже? Попробуй, а если понравится, купи целиком. Прекрасный рекламный ход, особенно если фрагмент выкладывается в Internet, но зачем же в сборник лучшей фантастики вставлять? Для той же рекламы? Но продолжим. Следующее произведение - "Проснуться на Селентине" Владимира Васильева. Начатая еще в 1994 году, эта повесть была завершена лишь в 1999. Не знаю, в каком порядке писались части, но первая была написана явно живее, более легким языком, чем вторая. Первая половина повести проглатывается, вторая - дочитывается по инерции. Лично у меня сложилось впечатление, что и дописана она была чисто по инерции. А жаль - начало было захватывающим... А вот появление в сборнике повести Юлия Буркина "Бабочка и василиск" оказалось для меня неожиданностью! Повесть прекрасная, порой грустная, порой веселая. Да о ней можно много говорить! Вещь действительно хорошая. Вот только одно "но": написана она в 1990 году. А в названии сборника фигурирует 2000 год. Десять лет - срок немалый. Либо новинки, либо "лучшее из лучшего". Хотя, может быть, вставка составителями именно этой повести подняла общий рейтинг сборника. Рассказ (или повесть?) "Жилец" Андрея Дашкова оставил у меня в душе лишь отрицательные эмоции. Возможно, я еще не дорос до такой литературы. Или слишком окостенел для нее. Мое мнение - пошлость, практически никак не связанная с долей вымысла. (Кстати, опять же, рассказ датирован 1997 годом). В крайне мрачном настроении от прочитанного я взялся читать следующий рассказ Кира Булычева. Проглотил его на едином дыхании и долго переваривал, после чего пришел к выводу: пока из всего прочитанного в этом сборнике рассказ "Золушка на рынке" - лучшее произведение! Лучшее по смыслу, лучшее по вложенным эмоциям. Хотя некоторыми местами и отдающее сказками про Алису Селезневу, при этом абсолютно не являясь детской литературой. Приободренный, я прочел новую повесть Эдуарда Геворкяна "Путешествие к Северному пределу. 2032 год". К сожалению, мне так и не довелось прочесть "Времена негодяев" Э.Геворкяна, но по прочитанной критике могу сказать, что "Путешествие", наверное, в чем-то близко "Временам". Здесь тоже описывается наш мир после глобальной катастрофы, тоже показывается личность, живущая в этом мире, знающая о прошлых временах лишь по рассказам старших да по мифам, передаваемых друг другу на ночь. "Путешествие" - добротная вещь, и в сборнике занимает достойное место. И вновь Сергей Лукьяненко. Теперь уже со своим рассказом "Вечерняя беседа с господином особым послом". Этот рассказ мне настолько понравился, а объемом он настолько мал, что передать здесь, о чем же он, - лишь навредить будущим его читателям. Прочтите, не пожалеете! Рассказ "Секундант" Александра Громова интересен своим языком - рассказ этакого космического "волка" о своем житье-бытье за кружкой синей стоеросовки. Весело и интересно. "Марки нашей судьбы" Сергея Синякина - стеб чистой воды на тему истории нашей страны со времен Кисы Воробьянинова и до наших дней. Путин, правда, не упоминается, так как во время написания рассказа (опять 1997 год) о нем еще почти никто и не слышал. Это история СССР, созданная лишь всеобщей любовью к филателии и двум маркам в частности. Любителям стеба должно понравиться, мне, к сожалению, нет. При всем моем уважении к Святославу Логинову должен заметить, что включенный в сборник его рассказ "Живые души" является, на мой взгляд, всего лишь отражением известной авторской неприязни к церкви и христианской вере в целом. Язык хорош, герой описан неплохо. Но ради чего? Я сам не являюсь приверженцем веры в Бога, вдруг охватившей всех, даже тех, кто раньше был ярым борцом с ней. Но ведь кроме описания, почему Бога не может быть, в рассказе ничего и нет. Верующий все равно не разуверится, а атеисту рассказ покажется скучным. Или я все же что-то упустил? Александр Силаев решил написать "666 способов познать Будду". Но уже на 61-ом способе автор признается: "Десять процентов насоветованного взято от фонаря, с потолка и т.д. Может быть, выдумано с перепою или нашептано нездоровым демоном". Что ж, мое мнение было таково же. Правда, в цифрах с автором у меня расхождение - я бы дал не десять, а все 90 процентов. Стеб ради стеба - это, наверное, кого-то и может заинтересовать, но не меня. Автору эта идея тоже, кажется, наскучила и он быстренько открестился от нее в 66-ом способе: "Придумайте недостающие 600 способов, и вам воздастся". Завершающий часть художестевенных произведений рассказ Александра Золотько "Анна Каренина-2" является по сути лишь трехстраничным перечислением различных персонажей известных произведений и реальной истории, случайным образом связанных друг с другом. Дайте мне компьютер, пару часов времени, и я смогу выдавать подобные опусы пачками за час. Вот только печатать их, наверное, никто не возьмется. Завершить сборник по традиции составители решили нехудожественными произведениями. И первым из них поместили огромную (почти сто страниц) статью Кира Булычева "Как стать фантастом". В этой статье К.Булычев вроде бы просто описывает свою биографию. Однако он рассказвает не только о становлении себя как автора-фантаста, но дает яркое, не лишенное свойственого ему юмора описание истории нашей страны с сороковых до девяностых годов, попутно вспоминая и историю фантастики в Советском Союзе. Пожалуй, прочтение этой статьи доставило мне значительно больше удовольствия, чем многих предшествующих "художественных" произведений сборника "Фантастика 2000". Если Булычев останавливается на начале 90-ых, то Андрей Синицын и Дмитрий Байкалов дают довольно полный обзор последнего десятилетия XX века. Вместе со статьей Булычева они составляют одну общую историю русскоязычной фантастики. А вот статья Сергея Переслегина "Из дебюта в миттельшпиль" перенасыщена заумными фразами и построениями, и (особенно в первой части) с трудом воспринимается даже человеком, знакомым с такими понятиями, как "метаоператор", "фрактальные структуры", которые использует в своей статье Сергей. Лишь во второй половине статьи становится более-менее ясно, к чему, собственно, это все. Боюсь только, что немногие смогут осилить первую, чтобы добраться до второй. Вот и все. Сборник "Фантастика 2000" подошел к концу. Не скажу, что все в нем было плохо. Отнюдь. Как я уже говорил, в нем есть поистине прекрасные вещи. Вот только претендовать на сборник лучших (или, если будет угодно, показательных) произведений российской фантастики он не может, на мой взгляд. А уж тем более нечестно носит в своем названии цифру 2000. Новинок, приближенных по времени создания к этой волшебной цифре, там лишь немногим больше, чем произведений, написанных значительно раньше. Да и сами издатели в предваряющем слове к сборнику упорно называют его "Фантастика-99", а не "Фантастика 2000". Что ж, будем надеяться, что это все-таки "Фантастика-99", а истинная "Фантастика 2000" ознаменует реальный переход к новому тысячелетию, и отразит действительно лучшее и самое новое в отечественной фантастике. Рецензия для публикации в "Курьере SF" прислана автором и публикуется в авторской редакции. Рецензии для публикации присылайте на адрес редакции. |
|
|
Р У С С К А Я Ф А Н Т А С Т И К А: |
Курьер SF: | события | премии | авторы | кино | периодика | сеть | De Visu | рецензии | гостевая книга | архив |
© 2000 Материал: Сергей Бережной
© 2000 Верстка, подготовка: Маевский Дмитрий,
Павел Петриенко
© 2000 Рисунки: Дмитрий Ватолин, Алексей Андреев.