Архив Курьера SF с 07/07/2000 по 1/11/2000

Курьер SF Авторы и издатели Премии и призы Рецензии Гостевая книга События Фантастика в кино Фантастика в сети Фантастика в периодике de visu Архив
Русская Фантастика

  Рецензии

     Фантастика 2000? Фантастика-99!

    Рецензия Владимира Кнари на антологию "Фантастика 2000"



   Еще несколько десятилетий назад выход очереднего сборника под названием "Фантастика" был событием, которого ожидали целый год.

   Наверное, мне повезло больше, чем поколениям шестидесятых, семидесятых. Я младше. Однако даже я еще помню те времена, когда приходилось с остервенением носиться по всем книжным магазинам и магазинчикам своего города в поисках очередной книги, которую так или иначе можно было отнести к фантастике.

   А потом рынок вдруг резко наполнился этой вожделенной литературой. И пусть многие из этих книг выглядели ужасно, порой даже пугая оформлением, переводом... пусть. Но это была Фантастика, которую долго можно было найти у нас только по блату или в обмен на тонну макулатуры.

   Тоненький ручеек быстро превратился в мощную реку, а затем и совсем разбушевался штормом. А как известно, шторм выносит на берег много нелицеприятного. Так случилось и с фантастикой. Вкупе с классикой и талантом на волне вседозволенности появились полнейшая бездарность и пошлость. И среди огромной литературной массы, все так же скрывающейся за сладким названием "Фантастика", стало крайне тяжело выбирать то достойное, что стоит если не купить в личную библиотеку, то хотя бы прочитать.

   И вот тут-то вновь вспомнили старые времена сборников фантастики. Издательство АСТ решило не идти далеко, и на рубеже веков выпустило свой сборник "Фантастика 2000". Читатели накинулись на него, как на нечто давно любимое и давно забытое.

   "Новые произведения ведущих российских фантастов!" - под таким девизом вышел сборник. Беря в руки эту книгу, я искренне надеялся, что наконец смогу прочесть то, что мне доставит массу удовольствия.

   К сожалению, далеко не все (если не сказать больше) было интересным. Правда, составители сборника еще в предисловии оговорились, что не берутся утверждать, будто собрали "лучшее из лучшего", что "выбор составителей был весьма субъективен и никак не безгрешен". И я их понимаю - лучше перестраховаться, чтобы потом отвечать "обманутым" читателям: ну мы же предупреждали...

   Но пойду по порядку... Исходя из девиза сборника, можно было ожидать, что это действительно сборник новинок.

   И окрывает сборник якобы новое произведение Сергея Лукьяненко, признанного Заказать на оЗоне монстра отечественной фантастики. Однако на поверку это оказывается всего лишь первой частью нового романа Сергея (о чем, кстати, в самом сборнике ни слова не говорится). А потому вполне очевидно, что многие читатели воспримут это "новое творение" как некий набросок, который автору было просто лень заканчивать, и он остановился писать, оставив заинтригованного читателя ни с чем. Если же оценивать этот фрагмент "Танцев на снегу" как самостоятельную вещь, то, на мой взгляд, самым удачным является пролог. Посмотрите, как начинаются "Танцы...":

    "В тот день мои родители воспользовались своим конституционным правом на смерть."

   За одну только эту фразу я готов кричать Сергею "Браво!".

   Оценивать часть целого - не в моем вкусе. По-моему, даже печатать часть романа, выдавая его за целое произведение, просто нечестно по отношению к читателю. Знаете, многие парфюмерные компании продают свою продукцию через частных распространителей. И для рекламных целей эти распространители имеют так называемые "пробнички": показать, дать попробовать... Вы не находите, что очень похоже? Попробуй, а если понравится, купи целиком. Прекрасный рекламный ход, особенно если фрагмент выкладывается в Internet, но зачем же в сборник лучшей фантастики вставлять? Для той же рекламы?

   Но продолжим. Следующее произведение - "Проснуться на Селентине" Владимира Васильева. Начатая еще в 1994 году, эта повесть была завершена лишь в 1999. Не знаю, в каком порядке писались части, но первая была написана явно живее, более легким языком, чем вторая. Первая половина повести проглатывается, вторая - дочитывается по инерции. Лично у меня сложилось впечатление, что и дописана она была чисто по инерции. А жаль - начало было захватывающим...

   А вот появление в сборнике повести Юлия Буркина "Бабочка и василиск" оказалось для меня неожиданностью! Повесть прекрасная, порой грустная, порой веселая. Да о ней можно много говорить! Вещь действительно хорошая. Вот только одно "но": написана она в 1990 году. А в названии сборника фигурирует 2000 год. Десять лет - срок немалый. Либо новинки, либо "лучшее из лучшего". Хотя, может быть, вставка составителями именно этой повести подняла общий рейтинг сборника.

   Рассказ (или повесть?) "Жилец" Андрея Дашкова оставил у меня в душе лишь отрицательные эмоции. Возможно, я еще не дорос до такой литературы. Или слишком окостенел для нее. Мое мнение - пошлость, практически никак не связанная с долей вымысла. (Кстати, опять же, рассказ датирован 1997 годом).

   В крайне мрачном настроении от прочитанного я взялся читать следующий рассказ Кира Булычева. Проглотил его на едином дыхании и долго переваривал, после чего пришел к выводу: пока из всего прочитанного в этом сборнике рассказ "Золушка на рынке" - лучшее произведение! Лучшее по смыслу, лучшее по вложенным эмоциям. Хотя некоторыми местами и отдающее сказками про Алису Селезневу, при этом абсолютно не являясь детской литературой.

   Приободренный, я прочел новую повесть Эдуарда Геворкяна "Путешествие к Северному пределу. 2032 год". К сожалению, мне так и не довелось прочесть "Времена негодяев" Э.Геворкяна, но по прочитанной критике могу сказать, что "Путешествие", наверное, в чем-то близко "Временам". Здесь тоже описывается наш мир после глобальной катастрофы, тоже показывается личность, живущая в этом мире, знающая о прошлых временах лишь по рассказам старших да по мифам, передаваемых друг другу на ночь. "Путешествие" - добротная вещь, и в сборнике занимает достойное место.

   И вновь Сергей Лукьяненко. Теперь уже со своим рассказом "Вечерняя беседа с господином особым послом". Этот рассказ мне настолько понравился, а объемом он настолько мал, что передать здесь, о чем же он, - лишь навредить будущим его читателям. Прочтите, не пожалеете!

   Рассказ "Секундант" Александра Громова интересен своим языком - рассказ этакого космического "волка" о своем житье-бытье за кружкой синей стоеросовки. Весело и интересно.

   "Марки нашей судьбы" Сергея Синякина - стеб чистой воды на тему истории нашей страны со времен Кисы Воробьянинова и до наших дней. Путин, правда, не упоминается, так как во время написания рассказа (опять 1997 год) о нем еще почти никто и не слышал. Это история СССР, созданная лишь всеобщей любовью к филателии и двум маркам в частности. Любителям стеба должно понравиться, мне, к сожалению, нет.

   При всем моем уважении к Святославу Логинову должен заметить, что включенный в сборник его рассказ "Живые души" является, на мой взгляд, всего лишь отражением известной авторской неприязни к церкви и христианской вере в целом. Язык хорош, герой описан неплохо. Но ради чего? Я сам не являюсь приверженцем веры в Бога, вдруг охватившей всех, даже тех, кто раньше был ярым борцом с ней. Но ведь кроме описания, почему Бога не может быть, в рассказе ничего и нет. Верующий все равно не разуверится, а атеисту рассказ покажется скучным. Или я все же что-то упустил?

   Александр Силаев решил написать "666 способов познать Будду". Но уже на 61-ом способе автор признается: "Десять процентов насоветованного взято от фонаря, с потолка и т.д. Может быть, выдумано с перепою или нашептано нездоровым демоном". Что ж, мое мнение было таково же. Правда, в цифрах с автором у меня расхождение - я бы дал не десять, а все 90 процентов. Стеб ради стеба - это, наверное, кого-то и может заинтересовать, но не меня. Автору эта идея тоже, кажется, наскучила и он быстренько открестился от нее в 66-ом способе: "Придумайте недостающие 600 способов, и вам воздастся".

   Завершающий часть художестевенных произведений рассказ Александра Золотько "Анна Каренина-2" является по сути лишь трехстраничным перечислением различных персонажей известных произведений и реальной истории, случайным образом связанных друг с другом. Дайте мне компьютер, пару часов времени, и я смогу выдавать подобные опусы пачками за час. Вот только печатать их, наверное, никто не возьмется.

   Завершить сборник по традиции составители решили нехудожественными произведениями. И первым из них поместили огромную (почти сто страниц) статью Кира Булычева "Как стать фантастом". В этой статье К.Булычев вроде бы просто описывает свою биографию. Однако он рассказвает не только о становлении себя как автора-фантаста, но дает яркое, не лишенное свойственого ему юмора описание истории нашей страны с сороковых до девяностых годов, попутно вспоминая и историю фантастики в Советском Союзе. Пожалуй, прочтение этой статьи доставило мне значительно больше удовольствия, чем многих предшествующих "художественных" произведений сборника "Фантастика 2000".

   Если Булычев останавливается на начале 90-ых, то Андрей Синицын и Дмитрий Байкалов дают довольно полный обзор последнего десятилетия XX века. Вместе со статьей Булычева они составляют одну общую историю русскоязычной фантастики.

   А вот статья Сергея Переслегина "Из дебюта в миттельшпиль" перенасыщена заумными фразами и построениями, и (особенно в первой части) с трудом воспринимается даже человеком, знакомым с такими понятиями, как "метаоператор", "фрактальные структуры", которые использует в своей статье Сергей. Лишь во второй половине статьи становится более-менее ясно, к чему, собственно, это все. Боюсь только, что немногие смогут осилить первую, чтобы добраться до второй.

   Вот и все. Сборник "Фантастика 2000" подошел к концу. Не скажу, что все в нем было плохо. Отнюдь. Как я уже говорил, в нем есть поистине прекрасные вещи. Вот только претендовать на сборник лучших (или, если будет угодно, показательных) произведений российской фантастики он не может, на мой взгляд. А уж тем более нечестно носит в своем названии цифру 2000. Новинок, приближенных по времени создания к этой волшебной цифре, там лишь немногим больше, чем произведений, написанных значительно раньше. Да и сами издатели в предваряющем слове к сборнику упорно называют его "Фантастика-99", а не "Фантастика 2000".

   Что ж, будем надеяться, что это все-таки "Фантастика-99", а истинная "Фантастика 2000" ознаменует реальный переход к новому тысячелетию, и отразит действительно лучшее и самое новое в отечественной фантастике.




   Рецензия для публикации в "Курьере SF" прислана автором и публикуется в авторской редакции. Рецензии для публикации присылайте на адрес редакции.

 
 
Р У С С К А Я    Ф А Н Т А С Т И К А:
Курьер SF: | события | премии | авторы | кино | периодика | сеть | De Visu | рецензии | гостевая книга | архив

© 2000 Материал: Сергей Бережной
© 2000 Верстка, подготовка: Маевский Дмитрий, Павел Петриенко
© 2000 Рисунки: Дмитрий Ватолин, Алексей Андреев.