Русская фантастика
Об авторе
На главную

 
 
Филенко Евгений Иванович

(р. 7 февраля 1954, Пермь) -- рус. писатель-фантаст. Отец - Иван Федорович, профессиональный военный, в годы войны полковой разведчик, вышел на пенсию в звании подполковника. Мать - урожденная Анна Маркеловна Бунькова (09.1926--16.08.1998), домохозяйка. Младший из трех детей - старшие брат и сестра. Учился в специализированной английской школе № 77 в Перми. Окончил экономический ф-т Пермского государственного университета в 1976 по специальности "экономическая кибернетика", работал программистом в отделе АСУП Пермского моторостроительного завода им. Свердлова, в НПО "Парма", ВЦ облуправления Промстройбанка СССР, позже - МП "Информбанк", в АКБ "Кредит ФД", агентстве недвижимости "Тимур", издательстве "Стрелец". В 1993 организовал издательство "Бегемот", выпустившее "Галактического Консула".


 

Женат дважды, на Наталье Викторовне Белоус (1976) - сын Александр (1978), развод в 1982, на Елене Леонидовне Лекомцевой (1984) - сын Игорь (1986).


 

В школе писал тексты капустников, юмористическую пьесу о Фантомасе, киносценарий-пародию "Тайна кормовой свеклы".  В 10 классе организовал ВИА "Кентавры", в университете - ВИА "Рапсоды". Писал музыку и стихи для всех оригинальных песен ансамблей, музыку и некоторые песни к мюзиклу, поставленному по пьесе Е. Юрандота "Обратная связь". Руководил эстрадным оркестром пермского Дома культуры строителей (1976-77), ансамблем "Аэроплан" (1978-79), пел в кафе "Молодежное" (1979).


 

В 1979-80 гг. занимался каратэ в одной из первых в Перми школ, особых спортивных успехов до разгона школ каратэ в СССР не достиг, но следы не поверхностного знакомства с боевыми искусствами заметны во многих произведениях Ф.


 

На восприятие фантастики Ф. оказали сильное влияние кроме обычного для 60-х набора произведений книги украинских авторов, которые он читал во время пребывания у деда на Украине, - В. Владко, Ю. Герасименко и др.


 

Дебютировал рассказом "Космический десант" (1964). Первые рассказы построены на реалиях мира Полдня Стругацких. Как все фантасты его поколения, Ф. испытывал трудности с публикацией, но из-за раннего дебюта этих трудностей пришлось на его долю больше других.


 

Активно сотрудничал в пермском КЛФ "Рифей" со дня основания, член правления. Участник Пермского семинара КЛФ (1981), "Аэлит-83, 89, 90", "Волгакона-91", "Интерпресскона-95", "Интерпресскона-97".


 

Автор картотеки сюжетов всех основных произведений НФ, изданных в СССР примерно до начала 80-х.


 

Был членом литературного объединения при Пермской организации СП РСФСР. Участник семинара творческой молодежи (Пермь, 1983). Участник II Малеевского семинара молодых фантастов и приключенцев (1983), семинара в Дубултах (1988). Член ВТО, участник Ялтинских семинаров 1990, 1991.


 

Печатался в газетах Перми, журналах, сборниках "Поиск". Из газетных публикаций в среде пермских любителей Ф широко обсуждался отрывок из повести "Прикосновение" (1979, полностью не опубликована). Обратило на себя внимание первое крупное произведение Ф., опубликованное в книжном виде, повесть "Эпицентр" (1987) из цикла "Галактический Консул" (вошла во 2-ю кн.).


 

Сборник "Сага о Тимофееве" (1988), объединивший рассказы, написанные с конца 70-х гг., стал первой книгой молодого автора, со времени первой публикации которого прошло 24 года. Для его выпуска понадобился развал советской системы, названный перестройкой, участие Д. Биленкина, С. Гансовского, З. Юрьева и специальное решение Совета по приключенческой и научно-фантастической литературе при СП СССР. Цикл произведений о приключениях студента-историка Виктора Тимофеева вобрал как традицию рассказов об изобретателях (пример - Гэллегеровский цикл Г. Каттнера, герой которого недаром появляется в "Саге" в рассказе "Заграничный чародей"), так и недавние студенческие воспоминания автора. Реалии, знакомые любому студенту 60-80-х гг., обеспечили в соединении с непритязательным юмором неожиданно широкую популярность цикла у любителей фантастики и его сравнительно широкую известность несмотря на провинциальность издания.


 

Сборник "Звездное эхо" (1988) оказался первой центральной публикацией. В него вошли произведения как старые - рассказ "Совершенно, то есть абсолютно невероятная история" был напечатан в самодеятельном журнале "Бегемот" (тоже, кстати, вызвавшем переполох в школе своей несанкционированностью, аллюзии к Булгакову вряд ли были уловлены) десятиклассником, - так и написанные только что - в реалиях и духовном климате 80-х гг.


 

Роман "Шествие динозавров" (1991) принадлежит к жанру "временной оперы" и является развитием идей и антитезой к роману А. и Б. Стругацких "Трудно быть богом" (1964). Грандиозный эксперимент над историей, который ставят наши потомки, используя погибший континент и древнюю империю Опайлзигг, подозрительно напоминает не так давно закончившийся период нашей собственной истории. Примечательно, что все имена собственные и специфическая лексика в романе получены Ф. с использованием написанной им программы-генератора "рыбьих языков".


 

Opus Magnum Ф. до сих пор - роман "Галактический Консул" (публ. нач. в 1984-87, 1 кн., 1994, 2-3 кн. 1999). Многоплановая утопия, ГК является одновременно и романом воспитания в классическом смысле, и романом открытия - герой проникает в скрытую природу мира и открывает свое место в ходе вещей. Мир романа напоминает мир Полдня поздних Стругацких -- за внешним благополучием скрывается бездна проблем, благостное на первый взгляд Галактическое Содружество кипит противоречиями, на Земле под корочкой идиллии зреет нарыв ксенофобии и милитаризма, идет борьба против сайентистского авантюризма, а над всем невидимая тень неведомых и мощных сил, игрушкой которых кажется главный герой - космический исследователь, добровольный звездный каторжник-плоддер, галактический дипломат Константин Кратов. Продолжение первой книги имеет долгую историю. Отдельные части публиковались еще раньше в периодике, однако в процессе дописывания Ф. существенно изменял и дополнял первоначальный замысел, в результате ГК является одним из самых объемных и светлых, несмотря на глубину и трагичность противоречий галактического сообщества, романов о будущем в НФ 90-х.


 

В номинации "Интерпресскона-95" первая книга ГК заняла 5-е место, опередив К. Булычева, Г. Олди, В. Крапивина, но уступив С. Логинову, А. Лазарчуку, Ю. Брайдеру & Н. Чадовичу и М. Успенскому.


 

Издание ГК 1994 г. продавалось в 3 вариантах суперобложек: оригинальном - серии "Мир фантастики" издательства "Алетейа", где он первоначально готовился к выпуску, обложке "Северо-Восток" и суперобложке, подготовленной фирмой "Алгос", которая продавала остатки тиража.


 

В мире ГК происходит действие нескольких повестей и рассказов Ф., в частности, первого его крупного опубликованного произведения -- повести "Бездна" (1973), как и остающихся пока ненаписанными "Космических робинзонад", из которых напечатана повесть "Дарю вам этот мир" (1990).


 

Рассказ "Космический десант" был инсценирован на Пермском телевидении (1965) режиссером К.А. Березовским, "Ловушка для падающих звезд" - на Пермском радио (1984).


 

Не опубликован роман "Гигаполис" - пессимистический триллер близкого будущего с элементами литературы ужасов, большое количество рассказов, 2-я и 3-я книги "Галактического консула". Видимо, навсегда утрачен текст повести "Операция "Бумеранг", входившей в "Сагу о Тимофееве", но исключенной оттуда из-за сравнительной слабости сюжета - Тимофеев выявляет доцента-пришельца, использовавшего антенну студенческой коротковолновой радиостанции для организации своей телепортации на родину, куда за ним следует также искусно маскировавшийся под тупого доцента представитель компетентных органов.


 

Говоря о Ф., С. Гансовский высказал вместе с тем аналитическую оценку фантастики всего поколения фантастов 80-х: "Плоть его прозы такова, что, не нарушая общей спокойной тональности в изображении сегодняшнего мирного дня, она доказывает вместе с тем, что и сейчас (может быть, как никогда за последние десять-пятнадцать лет) драма решения не отменяется, поиск самореализации насущен, общественное действие необходимо. Отсюда возникает то важное, что способно давать искусство, - нравственная матрица, которую читатель, закрывший последнюю страницу, сможет впоследствии приложить к ситуациям иного масштаба и иного толка". Это тем более относится к последующим произведениям Ф.


 

Бесспорна принадлежность Ф. к т.н. "пермской волне" (термин впервые употреблен В.И. Бугровым) - группе авторов, преимущественно дебютировавших в 80-е гг. и объединявшихся вокруг КЛФ "Рифей" и сборника "Поиск". Произведения Ф. переведены на английский, венгерский.


 

Аллюзии, вызываемые при упоминании Ф., к персонажу братьев Стругацких из романа "Обитаемый остров", который обозначен как "сосуд мировой скорби", необоснованы - Стругацкие не настолько гениальные предсказатели будущего. Существенно больше относится к теме образ писателя Филекона из рассказа М. Шаламова "ОРЗ" (1989).

А. П. Лукашин.

© 1999, Alexandr P. Lukashin
 
 


рисунки ] [  рецензии ] [ гостевая ] [ библиография ] [ об авторе ] [  интервью ] [ фото ] [ произведения ]

© Русская фантастика. Гл.ред. Дмитрий Ватолин
© Дизайн, подготовка: Дмитрий Маевский 2001
Подготовка: Чернышев Алексей. 2002