Рецензии


Наталья Смирнова: МЫСЛИ ВСЛУХ.

( роман А.Громова "МЕНУЭТ СВЯТОГО ВИТТА" )


 
Все дети стремятся стать взрослыми. Избавиться от опеки, вкусить запретных радостей... Все, кроме космических робинзонов из романа А.Громова "Менуэт святого Витта". Для них переходный рубеж от детства к юности означает смерть. И вряд ли может утешить тот факт, что на безымянной планете, куда случайно забросило земной корабль "Декарт", лишь взрослые умирают сразу, а дети "живут очень долго". Вот они и живут, уже сорок лет -- 27 детей в возрасте от 3 месяцев до 13 лет. Сами. Как могут. Как умеют. "Чтобы со временем стать маленькими старичками... А может статься, что за детьми прилетит спасательная экспедиция... С человеком можно делать все, что угодно, кроме одного: нельзя лишать его права на надежду..."
 
Планета "робинзонам" попалась в общем-то сносная: ни природных катаклизмов, ни воинственных туземцев, ни отравленного воздуха... "Опасные виды здесь можно пересчитать по пальцам. Клоуны. Болотные черви. Вонючие крылатые гарпии. Водяной слон. Цалькат. Человеку в лесу нечего дрожать перед зверьем: если он не ранен и не дурак, он не будет съеден. Однако и пищи себе не найдет". Эту проблему решает синтезатор пищи на "Декарте", который, однако, в свою очередь надо кормить -- собирать торф для парового движка. "Большую часть энергии поглощала ненасытная прорва синтезатора пищи, меньшая тратилась на питание корабельного мозга и радиомаячка, утилизацию отходов, освещение и отопление жилых помещений".
 
"Да они неплохо устроились!" -- позавидуете вы.
 
"Взрослых нет, делай что хочешь!" -- позавидуете вы.
 
Вот тут-то и начинается самое главное. Речь идет не столько о физическом выживании, сколько о выживании психологическом, социальном, моральном, если хотите.
 
"У нас общество, -- сказал Стефан. -- Плохое или хорошее, но общество. Это главное. Мы сохранили себя. Нас двадцать семь. За сорок лет всего два несчастных случая и одна саркома... Мы сделали все, что могли. Мы строили! Маргарет покачала головой.
 
-- А хотят ли они этого? Ты их спросил? Большинство стремится просто жить, а не строить, да к тому же по чужому проекту..."
 
Какие привычные, какие взрослые проблемы... В наше время не удивишь рассказом об очередной грызне "пауков в банке". Но обычно это все-таки мир "больших дядей и тетей", занимающихся строительством светлого будущего для всех и для себя лично. А не хотите ли рассмотреть историю одной диктатуры на примере "маленьких паучков"? Возьмем баночку, посадим туда малышей и проанализируем процесс пожирания... "Либо власть творит насилие сама, либо своим бездействием допускает, чтобы его творили другие. Разве когда-нибудь было иначе?"
 
Какое чувство у вас вызывают дети? Умиление, верно? Радость, порой раздражение... Эти дети в первую очередь вызывают ужас. Сначала ужас, понимание и всепоглощающее сострадание потом. Потому что они... не совсем дети. Или... совсем не дети?
 
"От нашей серьезности иногда тошнит. И от легкомыслия тоже. Кто мы: дети, играющие во взрослых, или взрослые, играющие в детей? ...Никто не знает, что делать, если тебе тринадцать и пятьдесят три одновременно".
 
Не в первый раз мы встречаемся с "робинзонами в коротких штанишках". Было, уже было -- скажете вы. И психология детских коллективов не единожды изучалась в разных ракурсах. И вот -- "Менуэт..." А.Громова. "Да какая это, в сущности, фантастика! -- усмехнетесь вы. -- Ну, динамично... Ну, жестко... Ну, любопытный фокус с возрастом... ну, каналы там всякие, сингулярная дупликация опять же..."
 
Ну, подумаешь, выяснили в очередной раз, что "вся жизнь -- пляска святого Витта", а отнюдь не менуэт! Почему же так больно -- в очередной раз...
 
"Их у меня двадцать семь -- двадцать семь маленьких уродцев, взрослых детей, с которыми я могу сделать все, что захочу... Я хочу им помочь, всем вместе и каждому в отдельности. Они там живут своей жизнью, и чем дальше, тем меньше у меня власти над ними. Что им оттого, что они придуманы? Они уже давно ведут себя сами, вдобавок я подозреваю: некоторые из них умнее меня, автора. И мне, автору, страшно им помогать, потому что может выйти еще хуже... О, мои ребята способны на многое! Если потребуется создать на планете ад, они обойдутся собственными силами, без всяких цалькатов..."
 
Противостояние двух лидеров -- это всегда завораживает. Коррида, петушиные бои, выборы президента... Противостояние власти и оппозиции? Ретрограда и новатора? Тирана и бунтаря? Двух ожесточившихся несчастных (несчастных ли?) тринадцатилетних мальчишек? Пятидесятитрехлетних мальчишек...
 
Бедный Стефан с бластером в руке, "давно уже превратившимся из символа власти капитана в ее основу", -- один против всех. Бедный, плохой диктатор Стефан...
 
"Твои идеи уже реализованы, в том-то вся беда. Получилось надежно, безопасно и скучно. Плавно... как менуэт. И ты сидишь у всех в печенках, потому что никто не знает, зачем живет и кому нужна такая жизнь..."
 
Бедный диктатор Стефан, гоняющий "на торф" и ночные дежурства, распределяющий работы и пирожные, подкармливающий доносчиков и определяющий путь "к светлому будущему"..
 
"Скулят... От вынужденной убогости, от четкой размеренности работ, зачастую бессмысленных, но необходимых для того, чтобы не деградировать в колонию простейших, а самое главное -- от отсутствия перспективы. От полнейшей никчемности нашей жизни и нашего вечного детства... Но каждый из них почему-то уверен, что Стефан Лоренц этого не понимает. Как же: Лоренц -- капитан! Лоренц -- диктатор... Да! Диктатор! Шейх! Пахан, черт вас подери!.. Думайте обо мне что хотите, только я вас самим себе не отдам, так и знайте..."
 
Бедный хороший Стефан...
 
"Каких усилий ему стоило, чтобы половина колонии не перемерла в первый же год, как тяжело было налаживать сколько-нибудь сносную жизнь, организовать обучение младших грамоте... Никто не может понять, что такое вечная боязнь совершить малейшую ошибку, ожидание удара из-за угла..."
 
Бедный плохой Питер, "глава оппозиции" -- обаятельный ловец душ, властолюбец и интриган... Бедный хороший Питер -- супермен, психолог, умница, "отчаянная, но светлая голова..."
 
"Питер умело выводил лодку на стремнину, все его движения были точными, ни одного лишнего, ими можно было любоваться... Питер никогда не ноет. Как он прошел по стоянке, как прыгнул в лодку, как убедительно внушает младшим внимательней слушать команды!.. Питер общий. Он -- лидер. Наш настоящий вождь. С Питером ничего не страшно...
 
...При Питере никто даже не задаст себе вопроса, зачем живет. Каждый будет просто пытаться выжить. И у многих это не получится...
 
...Счастье -- это когда веришь в то, что Питер теперь останется навсегда. Когда чувствуешь, что мы больше не ноющие склочники, не озлобленные пауки в банке, а сильное и свободное общество. Пусть дура Маргарет хоть каждый день твердит, что оно, мол, бесчеловечное. Наплевать. Сильные, гордые и свободные люди!"
 
Король умер. Да здравствует король!
 
"-- Они лишат Джекоба молока и разгрузят синтезатор. Джекоб им не нужен.
 
-- Питер так решил?
 
-- Не надейся, что он такой осел. Будет голосование. Результат известен заранее даже Джекобу".
 
Джекобу -- несколько месяцев. (И сорок лет.)
 
"Они жестоки непреднамеренно, как все дети, -- вздохнете вы. -- Они не ведают, что творят..."
 
Они рассуждают как взрослые. Они поступают как взрослые. Как мы. Они ведают, что творят.
 
"Мы всего лишь люди, дети людей, не требуй от нас большего". И совершенно дикий возникает контраст с теми двойниками героев, что благодаря "дубль-эффекту" очутились на Земле. С настоящими взрослыми, такими милыми, прекраснодушными, благополучными, такими пряничными... Как будто они -- вообще не люди. Забавно, какого мы о себе мнения... А уж как "забавен" финал истории...
 
"...был обнаружен сильно поврежденный корабль... и девять детей в возрасте от десяти до тринадцати лет. Двое из них выразили желание вернуться на Землю... Остальные держались отчужденно..."
 
Сто семьдесят страниц авторской фантазии, ничего более, почему же так мучит вопрос: кто эти двое? Питер? Маргарет? Вера? Что стало с остальными? Стоял ли среди этих девяти толстый теоретик Анджей? Слабенькая воспитательница Донна? Бывший диктатор-идеалист Стефан? Фанатичная "секс-петарда" Ронда? Шут Диего? Дикарь Дэйв? Дисциплинированный Фукуда, изобретатель Людвиг, двурушник Маркус? Кто?! Девять из двадцати семи. Возможно, это не так уж и важно, в свете решения философских вопросов. Свободное общество и тоталитарное общество... Хорошая диктатура и плохая... Хорошая -- диктатура? Есть ли свобода -- осознанная необходимость или она совсем "из другой оперы"? Всегда ли существует "выход из тупика" и какова вероятность того, что мы -- "один из забракованных Господом черновиков мироздания"? Автор, вы видите лица тех девяти уцелевших "уродцев"? Ведь они же не только ноты, правда, не только ноты для "Менуэта святого Витта"...
 
© Наталья Смирнова
©Александр Громов, 1998-2000 гг.
http://www.rusf.ru/gromov/
http://www.fiction.ru/gromov/
http://www.gromov.ru/
http://sf.boka.ru/gromov/
http://sf.convex.ru/gromov/
http://sf.alarnet.com/gromov/

Рисунки, статьи, интервью и другие материалы НЕ МОГУТ БЫТЬ ПЕРЕПЕЧАТАНЫ без согласия авторов или издателей.



Фантастика -> А. Громов -> [Библиография] [Фотографии] [Интервью] [Рисунки] [Рецензии] [Книги 
Оставьте ваши Пожелания, мнения или предложения!
© "Русская фантастика" Гл. редактор Дмитрий Ватолин, 1998-2002
© Составление Эдуард Данилюк, дизайн Алексея Андреева, 1998,1999
© Вёрстка Павел Петриенко, Алексей Чернышёв 1998-2002
© Александр Громов, 1998-2002

Рисунки, статьи, интервью и другие материалы НЕ МОГУТ БЫТЬ ПЕРЕПЕЧАТАНЫ без согласия авторов или издателей.

Страница создана в феврале 1998.

SUPERTOP