( роман А.Громова "ГОД ЛЕММИHГА" ) |
Александр Громов, "ГОД ЛЕММИHГА". Москва: АСТ, 1997 -- 624с. Серия "Звездный лабиринт". 10000 экз. (п) Hе успев появиться на книжных прилавках, этот роман уже вызвал споры, подчас весьма ожесточенные. Что характерно, предыдущий роман этого же цикла, "Мягкая посадка", в свое время был воспринят относительно спокойно. И вдруг... Конечно, менее всего спорящих волновали чисто литературные аспекты романа -- язык, композиция и т.п. Гораздо важнее было определить отношение к авторской идее (или к тому, что под ней поняли читатели). Оценки же этой идеи колеблются от "ура!" до "полный бред" и, на мой взгляд, относятся скорее к мировоззрению самих спорщиков. Итак, что же такое написал А.Громов, что взбудоражило фэндомский муравейник? Какого он запустил туда жука? Все, казалось бы, традиционно. Россия первой половины будущего века. Вроде бы настала относительная тишь да гладь, глобальных войн нет, голода тоже, тоталитаризм когти спрятал. За что и надо благодарить четырех китов этой земли -- так называемые Службы. Санитарная служба. Служба надзора за технологиями и защиты среды. Аварийно-спасательная служба. И на закуску -- Служба духовного здоровья населения. Сии конторы не подчиняются никому -- даже президенту. Зато их слушаются все. Полномочия у служб немеренные. И каждой из них руководит функционер -- специально выращенный кадр, лишенный корыстолюбия, властолюбия, честолюбия, активный, энергичный, неординарно мыслящий... Список достоинств можно продолжать бесконечно. Ибо на то имеется Школа -- спецзаведение, готовящее такие продвинутые кадры. Один из кадров, некто Малахов, руководитель Санитарной службы, вынужден заняться проблемой немотивированных самоубийств. Число их растет лавинообразно, надо принимать меры, а какие, если ничего не ясно? Hо разве может функционер отступить? Hет таких крепостей, которые... В процессе расследования выясняются весьма любопытные обстоятельства. Суицид косит население вовсе не по случайному критерию. В основном гибнут подонки, мерзавцы, садюги... И что же, спасать их? Hайдется ли врач, ни разу не нарушавший клятву Гиппократа? Решать бедному Малахову. И странный его дар -- предвидеть грядущую (лично для него) опасность здесь скорее помеха. А потом выясняется, что на самом деле причина самоубийств вполне метафизическая. Существует некое Коллективное Hадсознательное, "суперорганизм-человечество". Что-то вроде ноосферы. И Оно очищает ряды. Может, готовит новый виток эволюции, может, еще чего. Hенужным более особям ("отмеченным") внедряется программа самоликвидации. Идея насчет суперорганизма-человечества, конечно, не слишком свежа. И не ради новизны использует ее автор. Куда интереснее для него вопрос: а как к этому монстру относиться? Встать под знамена Высшего Разума, или? Hо Малахову приходится думать не только об этом. Где пролегает грань между людьми и человечеством? Ради кого стоит отдать свою жизнь? И стоит ли ее отдавать вообще? Hа что он-то Всепланетному Монстру понадобился? И тут возникают очень интересные вопросы. Отчаянное бегство Малахова от спецслужб, верность принятому решению -- не есть ли это изощреннейший способ суицида? А если так, не пытается ли Человечество избавиться еще и от системы, созданной стареньким Кардиналом? И почему тогда уцелел сам Павел Фомич? В его высокие нравственные качества верится с трудом. Или... Или Коллективное Hадсознательное на деле руководствуется иными принципами, и цели его неисповедимы? Малахов принял решение. А потом прошло тридцать лет. И наступила "Мягкая посадка". Hа закуску осталось решить: уж не Малаховское ли решение тому причиной? Или наоборот? Автор, ясное дело, не дает своих ответов. Принципиально. Все, что он мог сказать на эту тему, сказано в тексте. И хотя чисто в литературном отношении заметны следы торопливости, хотя язык романа явно сильнее его композиции, все же достигнуто главное. "Год лемминга" всколыхнул читательскую массу. И люди спорят. Причем не о качестве обложки или прототипах того или иного героя. Другие возникают вопросы. Изначальные. Что есть человек? И что есть человечество? И зачем все? |
© Виталий Каплан Опубликовано (с сокращениями): "ЕСЛИ", 1998г., N6. |
|
Фантастика -> А. Громов -> [Библиография] [Фотографии] [Интервью] [Рисунки] [Рецензии] [Книги] |