ДОКЛАДЫ |
В декабрьском выпуске журнала "Если" вышла заметка Виталия Каплана "Апокалипсис российского розлива". Автор отметил, что "апокалиптическая составляющая" в российской фантастике последнего десятилетия "резко возросла". Причины: "конец света -- ...хороший литературный прием"; "интерес к апокалиптической теме, видимо, спровоцирован нынешними постсоветскими реалиями"; повторение российской фантастикой "биографии" фантастики западной; и, наконец, исконная российская тяга "до основанья, а затем...".
Таким образом, названы те причины апокалиптических настроений, которые относятся к литературному процессу или к развитию общественного сознания. Но не дает ли сама реальность (я не имею виду постсоветскую ностальгию, мотив крушения имперской стабильности и т.п.) импульсов к акцентации конца света?
К моим дальнейшим рассуждениям не следует относиться слишком серьезно. Они основаны всего-навсего на впечатлении от двух очень разных фантастических произведений: рассказ "Сентиментальная прогулка" Елены Хаецкой и фильм "Бойцовский клуб". В первом случае два раздраженных танкиста крошат на своей "гусянке" все то, что их "достало" по жизни. Во втором лига драчунов крошит основы современной цивилизации. Оба раза происходит одно: рефлекторная реакция на постоянное раздражение, идущее от тысячи вещей: гнет школы, гнет службы, гнет быта, гнет социального этикета, гнет миллиона мелочей в конечном итоге. Видимо, современная цивилизация настолько скрупулезно "расписала" жизнь среднего человека, поместила его в настолько жесткие рамки постоянных мелочных предписаний, что ему легче в какой-то момент, по словам Гершензона, "стряхнуть" с себя иго культуры, озвереть. В рамках современной цивилизации слишком велика конкуренция во всех важнейших сферах жизни, слишком мало возможностей двигаться вверх, слишком много "кроликов", в отрочестве "подававших надежды", и застрявших ни на чем после окончания школы или высшего учебного заведения и бесконечно разочарованных.
Видимо, переусложнение цивилизации, рожденной Новым временем лишила ее того естественно душевного комфорта, который необходим индивиду. Расплата за теплую воду в кране, реанимацию и компьютер, скажем, оказалась достаточно высока. Теперь сама структура современного социума подвигает человека на ее же полное отрицание и даже разрушение.