Репортажи с конференций писателей и любителей фантастики

Что-то страшное грядет?

На VI конгрессе фантастов в Петербурге говорили о том, что волнует весь мир

 
Чем больше порядковый номер "Странника" — ежегодного конгресса писателей-фантастов России, — тем чаще задумываешься: а какое, собственно, место занимают эти конгрессы в отечественном литературном процессе? При всех титанических усилиях оргкомитета, регулярно добивающегося почти невозможного (гости форума живут в хорошей гостинице, питаются в неплохих ресторанах, им своевременно подают комфортабельные автобусы и т.п.), непосредственные литературные итоги "Странников" далеко не все читатели — и создатели! — российской фантастики принимают на ура. Скажем, в этом году довольно едко прокомментировал результаты присуждения жанровых премий ("Мечей") более чем популярный Ник Перумов. Подобные обиды понятны: действительно, решения, принимаемые на конгрессах, строго говоря, недемократичны. Зато они способны четко задать планку и вывести на передний план критерий литературного мастерства. Тот же Перумов так и не смог сформулировать, что же ему не нравится в произведении, победа которого вызвала его недовольство…
 
Фантаст Семецкий и дамы в кринолинах
 
Тем, кто приехал на "Странник-2001", повезло: погода в Питере стояла совсем не питерская, с 20 по 23 сентября с неба не упало ни дождинки, с Финского залива не донеслось ни ветерка. Тут бы гулять и гулять по гранитным набережным, любоваться изысканной архитектурой имперской столицы, горевать о том, что большинство зданий и сооружений вопиют о капитальном ремонте… Но куда же уйдешь с конгресса: там ведь тоже интересно. В нынешнем году "Странник" открывали в роскошном Юсуповском дворце, отлично известном знатокам отечественной истории. Выступал вице-губернатор города, зачитали приветствие от законодательного собрания Санкт-Петербурга. А потом стали вручать жанровые премии — "Меч Руматы" (за героико-романтическую фантастику), "Меч в зеркале" (за произведение в жанре альтернативной истории), "Меч в камне" (за фэнтези), "Лунный меч" (за произведение в жанре мистики и ужасов). Раньше все это холодное оружие выдавали на книжной ярмарке в ДК им. Крупской; развернуться там негде, дам в кринолинах (они подносят призы лауреатам) было почти не видно. В Юсуповском же они предстали во всей своей красе, да и у СМИ появился дополнительный повод рассказать об открытии конгресса и представить первых победителей. Напомним, что ими оказались Андрей Лазарчук с романом "Штурмфогель", Хольм ван Зайчик с циклом повестей "Плохих людей нет", Кирилл Еськов с романом "Последний кольценосец" и Андрей Столяров с повестью "Наступает мезозой" (лауреаты перечислены в том же порядке, что и премии).
И действительно, на следующий день большинство питерских газет вышли с репортажами о "Страннике". Не обошлось без забавных ляпов. К примеру, в "Санкт-Петербургских ведомостях" напечатали портрет "писателя-фантаста Юрия Семецкого" (для тех, кто не знает: Юрий Семецкий — фэн, завсегдатай фантастических фестивалей, в последнее время ставший "объектом" беспрецедентной литературной забавы: писатели вводят в свои произведения персонажа с таким именем и фамилией, а потом убивают его максимально изощренным способом). А самым ярким впечатлением местного корреспондента "Коммерсанта" оказалось то, что трое из четверых обладателей "Мечей" были "бородатыми мужиками в очках"… Пишу об этом для того лишь, чтобы стало понятно: конгресс фантастов ныне — событие, интересующее не только литературную общественность, а уж какова квалификация людей, которые берутся о нем писать, — уже второй вопрос…
Но нельзя забывать еще об одном лауреате. Им стал замечательный артист театра и кино Михаил Боярский, которому вручили "Звездный меч" за вклад в развитие фантастики на театральной сцене России. Вкладом был признан телеспектакль "Лишний день в июне" (по роману Дж. Пристли "31 июня"); Михаил Сергеевич сыграл в нем одну из своих первых главных ролей, но вот сама запись, к сожалению, не сохранилась… Надо сказать, что награжденный был приятно удивлен фактом награждения: мол, где я и где фантастика? Боярский даже выразил намерение "отработать выданный аванс", призвав отечественных режиссеров приглашать его в фантастические фильмы. Очень хочется разделить его пожелание, потому что на данном этапе вручение "Звездного меча" можно числить только по ведомству пиара.
 
Выбор катастроф
 
Среди новаций "Странника-2001" наиболее удачными были вернисаж фантастической живописи в выставочном зале питерского Союза художников и интернет-мост со знаменитейшим Артуром Кларком, много лет живущим на Шри-Ланке. Оба этих мероприятия пришлись на второй день работы конгресса, который начался с некоторого разочарования: так и не смог приехать в Петербург английский художник Джим Бернс. Что же, зато именно в городе на Неве живет Яна Ашмарина, иллюстратор братьев Стругацких, Роджера Желязны, Урсулы Ле Гуин и многих других фантастов. Ее элегантная графика снискала немало комплиментов на вернисаже, за автографами художницы выстроилась целая очередь. А работы Бернса тоже имелись в выставочном зале — хотя бы и в виде цветных принтерных распечаток. С одной из них, кстати, связан вполне символический казус. Главный редактор издательства "Terra Fantastica" Кирилл Королев обратил внимание, что на иллюстрации к роману Роберта Силверберга "Смерть изнутри" на заднем плане высятся небоскребы-близнецы Всемирного торгового центра, которые за десять дней до "Странника" были разрушены в результате террористической атаки. А на переднем плане Бернс изобразил человеческую душу, покидающую мертвое тело… Вскоре об этой иллюстрации говорил весь конгресс. Подошли и японские гости — переводчики Норихиро Ооно и Кодзи Миякадзе. Увидели, из-за чего разгорелся сыр-бор, и почему-то громко засмеялись. Да, Восток — дело тонкое, а Дальний Восток — в особенности…
 
Посмотреть большую иллюстрацию
 
Интернет-мост Россия—Шри-Ланка поразил в первую голову возможностями современной компьютерной техники. Елки-палки, да ведь если у тебя есть микрофон и примитивная веб-камера, тебя может увидеть весь мир и стоить это будет ровно столько, сколько стоят услуги интернет-провайдера!.. Сам сэр Артур оказался весьма бодрым для своих 84 лет. Конечно, ходить ему, как говорят, трудновато, но ясность мысли потрясающая. Разговор шел о будущем, о том, почему не сбылись прогнозы развития человеческой цивилизации, сделанные Кларком полвека назад. И выходило, что людям гораздо сложнее преодолеть собственные заблуждения и предрассудки (идеологические, национальные, религиозные), чем покорить космические просторы. Ведь если мы не умеем жить в мире на Земле, зачем нам Вселенная?
Дискуссия о будущем, которая идет на "Страннике" уже третий год, продолжилась на следующее утро в помпезном зале Дома ученых. Первый доклад на тему "Катастрофы грядущего" прочитал петербургский культуролог Сергей Переслегин. Вслед за Айзеком Азимовым, написавшим некогда книгу "Выбор катастроф", он проанализировал опасности, угрожающие роду человеческому, и пришел к отчасти парадоксальному выводу о том, что терроризм и войны — далеко не самое страшное, что нас может ждать. Гораздо хуже, например, эпидемии, способные длиться веками и выкашивать до половины человечества. Вторым докладчиком был генеральный спонсор конгресса Ефим Островский, который говорил о приоритете духовного, "концептуального" начала по сравнению с административными рычагами и властью денег. Запомнился его призыв к фантастам не рисовать технологии обработки массового сознания только черными красками. И то сказать: где гнусное зомбирование, а где благородная пропаганда, один Павловский разберет…
 
Как раздавались слоны
 
Как и следовало ожидать, эмоциональный пик "Странника" пришелся на вечер субботы, когда в Петербургском Доме композиторов начали вручать одноименные награды. Лучшим издательством назвали "ЭКСМО-Пресс" (Москва), которое открыло в минувшем году сразу несколько фантастических серий. Лучшим художником стал Антон Ломаев из петербургской "Азбуки", оформляющий книги "наследников Толкина" и сочинения ван Зайчика. Среди редакторов-составителей не оказалось равных Николаю Науменко из московской фирмы "АСТ", который тянет серии "Звездный лабиринт", "Координаты чудес", "Век Дракона", "Заклятые миры", "Темный город" (все и не перечислить!), а заодно подготовил сборник "Фантастика-2000". Наиболее толковой критико-литературоведческой работой признана книга Анатолия Бритикова "Отечественная научно-фантастическая литература: Некоторые проблемы истории и теории жанра", изданная сверхмалым тиражом и представляющая собой материалы из архива покойного филолога. В номинации "Перевод" победила опытнейшая Ирина Гурова, переложившая на русский язык роман Стивена Кинга "Сердца в Атлантиде". Лучшим рассказчиком объявлен Сергей Лукьяненко за произведение под названием "Вечерняя беседа с господином особым послом" (опубликовано в сборнике "Фантастика-2000", но читатели нашей газеты познакомились с ним еще в конце 1999-го!). В номинации "Средняя форма" верх одержал еще один москвич — автор повести "Вычислитель" Александр Громов (кстати, он же со следующего года пополнит состав литературного жюри премии "Странник"). И, наконец, апофеоз: приз за роман "Цветы на нашем пепле" получает томский фантаст Юлий Буркин. Награда нашла героя, но как же долго она добиралась!
По традиции в ходе торжественной церемонии вручались и дополнительные призы. "Меч идущего рядом" (награда спонсора) — у Андрея Лазарчука за цикл романов "Опоздавшие к лету". "Гость издалека", разумеется, Артур Кларк. "Легендой отечественной кинофантастики" стал Александр Абдулов, исполнивший главные роли в фильмах "Обыкновенное чудо" и "Убить дракона". "Паладином фантастики" объявили петербурженку Ольгу Ларионову (вот решение, с которым согласятся почти все). Ольга Николаевна порадовалась, что полученная ею статуэтка не такая тяжелая, как врученная ей когда-то "Аэлита", но на банкет не пошла: годы уже не те. А вот автор этих строк пошел — и потому должен теперь поставить точку.
 
Подготовил Александр РОЙФЕ
 

"Русская Фантастика" => КЛФ газеты "Книжное обозрение" => Конвенты => Репортаж со "Странника-2001"


© "Книжное обозрение"
Любое использование материалов без согласия правообладателя ЗАПРЕЩАЕТСЯ
© Константин Гришин. Оформление, 1999-2000
© "Русская Фантастика". Редактор сервера Дмитрий Ватолин.
Редакторы страницы: Константин Гришин, Александр Ройфе
Оставьте Ваши замечания, предложения, мнения!