Репортажи с конференций писателей и любителей фантастики

“Небожители” в Казани

 
Фестиваль фантастики “Зиланткон”, который 4—7 ноября уже в одиннадцатый раз прошел в Казани, — явление удивительное. На него съезжаются писатели-фантасты и критики, любители фантастики и “ролевики” (участники движения ролевых игр), “реконструкторы” (те, кто занят восстановлением исторических реалий) и адепты “альтернативной истории”.
Фестиваль этого года был немного меньше прошлогоднего, юбилейного. Приехало около 1100 человек из 78 городов СНГ. Из известных писателей были Евгений Лукин (Волгоград), Святослав Логинов и Елена Хаецкая (Санкт-Петербург), Кирилл Еськов и Ант Скаландис (Москва), Наталья Резанова (Нижний Новгород).
Как всегда, вручались ежегодные литературные награды, и прежде всего “Большой Зилант”. В отличие от “Странника”, “Бронзовой Улитки” и “Интерпресскона”, эта премия не призвана выявить лучшее произведение предшествующего года. Наоборот, в номинацию включаются только те книги, которые вышли несколько лет назад, стали событием в отечественной фантастике, но при этом не были своевременно отмечены перечисленными премиями. В номинацию нынешнего года попали, в частности, “Дезертир” Валентинова, “Лучший экипаж Солнечной” Дивова, “Одинокий дракон” Шумилова. А победил московский писатель Кирилл Еськов, написавший “Евангелие от Афрания”, жанровую принадлежность которого не смог еще определить ни один критик.
Премия “Малый Зилант” досталась молодому казанскому автору Сергею Челяеву за первый роман из цикла “Ключи Коростеля”, вышедший в этом году в столичном издательстве “АСТ”.
На “Зилантконе” было много докладов на разных секциях, концерты, зонг-опера “Финрод”, поставленная коллективом “Тампль”, три рыцарских турнира, балы и многое другое. Но читателей “КО”, наверное, больше всего заинтересуют итоги работы литблока фестиваля. Одним из открытий литсеминара в области поэзии стала Анна Русс — участник литобъединения “Белая ворона” (Казань). Второе и третье места среди поэтов заняли москвичи Марк Левитин и Вероника Батхен. А вот среди прозаиков первенствовал Юрий Некрасов (Екатеринбург), на втором месте — новые рассказы казанского автора Альберта Зеличенка из серии “Мифы темных закоулков”, третье разделили между собой москвичи Ростислав Чебыкин и Анна Родионова.
В секции фантастиковедения призерами стали доклады В.Гончарова (Санкт-Петербург) “Фантастика как предельная стадия реализма в творчестве Евгения Лукина”, В.Банникова (Москва) “Сплав фантастики и мистики в японской анимации” и В.Калинина (Воронеж) “Жюль Верн как основоположник киберпанка”.
И, наконец, необходимо сказать о новации этого года. Ею стала “сюжетная мастерская”. Организаторы пригласили писателей оценить сюжеты ролевых игр, которые были придуманы командами мастеров в режиме телепередачи “Что? Где? Когда?”. Писатели очень быстро “встроились” в ситуацию, их вопросы к проектам выявили все сильные и слабые стороны придуманных сюжетов. Елена Хаецкая сказала, что на один из сюжетов готова писать роман хоть сейчас, Евгений Лукин выразил желание побывать на ролевой игре и обещал вставить “ролевиков” в свою новую книгу. Но самое большое потрясение ждало Кирилла Еськова: некий проект на 50% совпал с сюжетом “Евангелия от Афрания”, хотя, как позже выяснилось, никто из мастеров не читал этого произведения…
В общем, произошло то, что могло произойти только на “Зилантконе”. Писатели неожиданно для себя обнаружили, что ролевые игры — это не блажь странноватых подростков, а серьезное дело увлеченных людей. “Ролевики” увидели в писателях не недоступных небожителей, а старших товарищей, готовых помочь советом. Похоже, правы те, кто говорит, что ролевые игры — всего лишь новая форма существования старого фэндома.
 
Подготовил Андрей ЕРМОЛАЕВ, президент фестиваля “Зиланткон”
 

"Русская Фантастика" => КЛФ газеты "Книжное обозрение" => Конвенты => Репортаж с Зиланткона-2001


© "Книжное обозрение"
Любое использование материалов без согласия правообладателя ЗАПРЕЩАЕТСЯ
© Константин Гришин. Оформление, 1999-2000
© "Русская Фантастика". Редактор сервера Дмитрий Ватолин.
Редакторы страницы: Константин Гришин, Александр Ройфе
Оставьте Ваши замечания, предложения, мнения!