Белянин А. Рыжий рыцарь: Роман. – М.: АРМАДА, Альфа-книга, 2000. – 470 с. – (Фантастический боевик). 30 000 экз. (п) ISBN 5-93556-038-0
В этом романе многое необычно: не совсем типичный для современного фантастического боевика герой, нетрадиционной ориентации друг героя и, главное, совершенно неожиданный Андрей Белянин. Читатель привык к несколько иным текстам данного автора – веселым, озорным, с изрядной долей комизма и буффонады. Взяв в руки "Рыжего рыцаря", он должен быть готов к сюрпризам. Текст, который ему предстоит освоить, довольно непрост. В нем много подводных рифов и мелей. Так, например, писатель отошел от свойственной прежним его книгам однолинейности сюжета. Он вводит две основные сюжетные линии: историю Нэда Гамильтона-младшего, волею злых сил очутившегося в нашем суматошном времени, и историю черного замка Мальдорор. Они перемежаются, чередуются. Белянин словно дразнит читателя. Едва тот настроится на восприятие одной линии, одного сюжета, с нетерпением ожидая развязки очередной напряженной ситуации, как происходит смена декораций и актерского состава. Это порой раздражает, заставляет возвращаться к предыдущему отрывку, перечитывать его. Но в то же время это разрушает монотонность повествования, что принципиально.
В качестве отправной точки Белянин вновь использует прием с перемещением героя во времени и пространстве. Однако если раньше центральный персонаж его книг был нашим современником и попадал в условно-сказочное время, то в "Рыжем рыцаре" все наоборот. Герой из реального исторического прошлого (средневековье) оказывается в реальном будущем (настоящем для нас).
Здесь стоит отметить, что в последние годы усилился интерес российских фантастов к западному средневековью, рыцарству. Появилось сразу несколько сериалов, посвященных эпохе III крестового похода, – циклы романов В.Свержина о сотрудниках Института экспериментальной истории и А.Мартьянова "Вестники времен". Вот и Нэд Гамильтон явился из той же эпохи. Однако у героя Белянина очень уж гибкая и устойчивая для средневекового человека психика. Он как-то поразительно быстро вписался в интерьер ХХ века с его телевизорами, магнитофонами, телефонами, автомобилями и самолетами. Нэда куда больше шокируют некуртуазные манеры его новой подруги и аномалии в поведении сэра Валерия Люстрицкого. Белянин вполне убедительно объясняет такое положение вещей тем, что психика героя, истинного сына своего века, устроена иначе. Он всегда готов к встрече с чудом, волшебством, чем-то необъяснимым и загадочным. Потому и ведет себя Гамильтон-младший во время странствий славной троицы куда более достойно и уверенно, чем его спутники. Нэда вовсе не страшат стычки с троллями, горгульями, магами, стальными крепостями-танками, сатанистами. Он рыцарь, обязанный защищать сирых и слабых, тех, кто нуждается в его помощи. И тут вспоминается иной литературный персонаж – Рыцарь Печального Образа.
Гамильтон-младший чем-то напоминает героя печальной и мудрой книги Сервантеса. Он, может быть, и впрямь смешон в своем упорном желании называть всех на "вы", быть честным и учтивым с каждым, даже с неприятелем. Молодой крестоносец не совпадает по фазе с нашим собственным временем и поведением. Но почему тогда к концу произведения меняется в лучшую сторону Илона, почему манерный гей Люстрицкий обретает твердость и превращается в Синего рыцаря? Не оттого ли, что рядом с ними есть живой укор, живой эталон верности, чести и благородства, помогающий им избавиться от внешней шелухи, стать теми, кто они есть на самом деле?
Рыжий Дон Кихот объявляет войну нашему рациональному миру, в котором причудливо сплелись равнодушие, цинизм, вульгарность с наивной доверчивостью, жаждой чуда, ярких и сильных впечатлений. И противники у него серьезнее, чем ветряные мельницы или невежественные пастухи. Основной удар герой Белянина наносит отнюдь не по черному воинству Мальдорора – этот враг достаточно традиционен для фэнтези. Если бы романист ограничился только этим противостоянием, вряд ли книга получилась бы такой живой и актуальной. Очередная вариация на тему "31 июня" – и не больше. Однако "Рыжий рыцарь" читается с неослабевающим интересом, словно крутой боевик о схватке какого-нибудь Супермена с мафией. Объясняется это тем, что Белянин затронул серьезную проблему защиты национальной самобытности, культурного пространства. На волне перестройки и последовавшего за ней краха государственной идеологии в Россию хлынули всевозможные проповедники, распространились нетрадиционные религиозные общины и секты. Раньше с ними успешно боролась милиция и разного уровня комитеты партии. Теперь же справиться с духовным дурманом по плечу разве что Рыжему рыцарю. Глубоко символичными в этом плане являются пророчества о его пришествии, содержащиеся в анналах Мальдорора. Любая эпоха, подчеркивает писатель, нуждается в своем герое, рыцаре без страха и упрека.