Плеханов А. Сверхдержава: Роман. – М.: Центрполиграф, 2000. – 496 с. – (Перекресток миров). 12 000 экз. (п) ISBN 5-277-00879-5
Роман Андрея Плеханова "Сверхдержава" – классическая антиутопия. Слово "классическая" подразумевает воплощение главной идеи любой антиутопии: показать мир будущего, в котором реализована давняя мечта человечества о всеобщем счастье, – но мир этот при ближайшем рассмотрении оказывается адом. Ибо любая идея (даже идея добра и счастья), доведенная до своего логического завершения, обречена на то, чтобы превратиться в свою противоположность. Плеханов показывает нам мир, где счастливы все. Или почти все – но "почти" в данном случае не учитывается. Он пишет роман о России, действие которого происходит в 2008 году. Остро закрученный сюжет без сухого морализаторства: "Ребята, не надо так делать", – облегчает нам восприятие авторских идей. Невольно всплывает в памяти "Выбраковка" Олега Дивова, где ставятся аналогичные проблемы. Оба фантаста показывают нам будущую Россию, прогнозируя события ближайших десяти лет. И у одного, и у другого страна стала сверхдержавой, выбралась из финансовой ямы, решила проблемы с преступностью и наркоманией. В России живут счастливые, законопослушные и вполне довольные своей судьбой люди. Чем не мечта поэта?..
Симптоматичен сам факт появления подобных произведений накануне нового тысячелетия. Что это – желание не допустить материализации очередной утопии? Подсознательное ожидание Апокалипсиса? Писатели проигрывают варианты нашего с вами будущего – и одна мелодия оказывается страшней другой. В романе Дивова в стране происходит "выбраковка": всех граждан с сомнительной репутацией "бракуют" и отправляют во вновь открывшиеся ГУЛАГи, а оставшиеся живут долго и счастливо. У Андрея Плеханова неприкрытый террор отсутствует: правительство вполне интеллигентно применяет против своего народа бактериологическое оружие. Результат тот же: в государстве наступает мир и порядок. Правда, при этом у людей отнимают главную человеческую ценность – свободу… Помните "Легенду о Великом Инквизиторе" Федора Михайловича Достоевского? Великий Инквизитор искренне любит людей и желает им добра. Именно поэтому он лишает их свободы, ведь она несет в себе страдание и необходимость постоянного выбора – не лучше ли избавить человека от страданий, дав ему счастье? Но сам Великий Инквизитор свободен, и его права отнюдь не заканчиваются там, где начинается нос его соседа, – они простираются много дальше. Абсолютная свобода одного человека превращается в принуждение по отношению к другим.
Правительство Сверхдержавы Андрея Плеханова действует подобно Великому Инквизитору: в принудительном порядке организует человеческое счастье, решая за всех, в чем оно состоит. И люди, в соответствии с новыми установками, становятся безоговорочно счастливыми – с сектантскими замашками осчастливить и все остальное человечество, ибо только россиянам открылась истина. Одна беда: счастье каждый понимает по-своему. Для главного героя Николая Краева оно состоит в свободе. Хотя он так же, как и его друзья в правительстве, отказывается плыть "вниз, по теченью спин" (Цветаева) – и все время пытается изменить мир в лучшую сторону, исправить свои и чужие ошибки. Этакий герой-идеалист с навыками пиарщика и постоянным чувством вины за содеянное – за свободу, перешедшую в своеволие. Увы, мир не переделать, зло не исчезнет, оно лишь примет другие формы. Об этом предупреждает нас антиутопия Андрея Плеханова.