Харитонов Е. Наука о фантастическом: Биобиблиографический справочник. – М.: Мануфактура, 2001. – 240 с. 2000 экз. (о) ISBN 5-93084-020-2
Отечественную научную фантастику впервые назвал "Золушкой" писатель Александр Беляев, опубликовавший в 1938 году в "Литературной газете" статью, которая была посвящена незавидной участи этого направления литературы в Стране Советов. Прошло много лет, однако, по мнению некоторых критиков, участь НФ в России по-прежнему незавидна (см., например, статью Р.Арбитмана "Золушка в отсутствие принца" в журнале "Итоги"). И хотя для таких утверждений, мягко говоря, маловато оснований, нельзя не согласиться с меткостью образа, использованного автором "Человека-амфибии". Ну, а если фантастика сопоставляется с Золушкой, то с чем сравнить фантастиковедение? Вероятно, с хрустальным башмачком, который остался у кухонной замарашки даже после того, как пробило полночь. И то сказать: когда НФ-произведение удаляется с бала читательского внимания, с чем оно уходит? С рецензиями, с упоминаниями в обзорах и проблемных статьях...
Но если сама фантастика долгие десятилетия пребывала на задворках Большой Словесности, то фантастиковедение вообще представляло собой маргиналии к маргиналиям. "Правильные" филологи либо рассматривали НФ как частный случай научно-популярного жанра и требовали, чтобы "она звала молодежь во втузы", либо загоняли ее в рамки детской литературы, опять-таки напирая на познавательную ипостась. В этих условиях требовалось немалое мужество, чтобы высказать очевидное: фантастика – не жанр, но метод; ей подвластны все темы, все сюжеты и все формальные приемы. По сути, регулярное академическое изучение НФ началось у нас лишь в середине 1950-х годов, с появлением работ Е.Брандиса и Ю.Кагарлицкого. Шло оно, как говорится, ни шатко ни валко, с перерывами на политические заморозки, однако были и подлинные прорывы – такие, как монография А.Бритикова "Русский советский научно-фантастический роман" (1970) или исследование киноведа Ю.Ханютина "Реальность фантастического мира" (1977). В последнее время активность на поле фантастиковедения существенно возросла, свидетельством чему – биобиблиографический справочник московского филолога Евгения Харитонова.
Автор включил в него 166 персональных статей о критиках, литературоведах, библиографах фантастики. Биографические справки сопровождаются библиографией основных работ фантастиковеда и (в некоторых случаях) списком публикаций о нем. Сведения приведены по состоянию на осень 2000 года; корпус статей предварен историческим очерком и библиографическим перечнем всех книг и авторефератов диссертаций, в которых затрагивается тот или иной аспект фантастического метода. Без неточностей не обошлось, однако они, насколько можно судить, совершенно не принципиальны (а потому углубляться в них нет смысла). Словом, справочник получился вполне достойным, именно на него стоит равняться всем, кто намерен в будущем выпускать энциклопедические издания, посвященные НФ. Филологи, искусствоведы, библиографы, книговеды, студенты и аспиранты гуманитарных факультетов получили хорошее подспорье в работе. Но значение книги Е.Харитонова выходит за рамки утилитарной полезности. "Наука о фантастическом" вносит ощутимый вклад в утверждение статуса фантастиковедения как неотъемлемой и благородной части академической филологии. Самим фактом своего выхода справочник будет способствовать развитию данной дисциплины. Вот яркий пример. Представляете, как забавно было писать эту рецензию (скромные 3500 знаков), учитывая, что упоминание о ней наверняка встретится в новом издании рецензируемой книги. Буде таковое воспоследует, конечно...