Июньский номер журнала фантастики "Если" необычен: он сотый по счету. Цифра сама по себе почтенная, а если учесть специфику предмета, то нынешний юбилей этого издания представляется поистине уникальным событием. К сожалению, ни один журнальный проект в области фантастики в нашей стране долго не живет. Выйдет два-три номера, ну, десяток – и хорош. Поневоле задашься вопросом: почему же именно "Если" стал счастливым исключением из негодной практики? Ответов здесь, по-видимому, может быть несколько, и каждый из них по-своему важен.
Причина первая – профессионализм. "Если" всегда делался по-журналистски грамотно, с пониманием читательской психологии и потребностей, с соблюдением, что очень важно, норм и правил русского языка. Любой, кто брал издание в руки, понимал, что продукт это качественный, не просто съедобный, но даже вкусный. В начале 90-х, когда мы никак не могли начитаться переводной НФ, журнал предлагал широчайший выбор таких произведений. Трудно назвать имя сколько-нибудь заметного западного фантаста, который не был бы напечатан в "Если": публиковали всех – от классиков Хайнлайна и Саймака до модных о ту пору Гибсона и Суэнвика. Опираясь на собственный вкус, печатали молодых – а потом опубликованное произведение получало какую-нибудь там "Небьюлу". Особенно же гордятся в редакции тем, что открыли для российского читателя Вернора Винджа – американского писателя, одного из немногих столпов современной "твердой НФ"... А в конце второго тысячелетия, когда из комы вышла отечественная фантастика, журнал немедленно подставил ей свое плечо. При этом, что характерно для "Если", критерии отбора были избраны не менее жесткие, чем те, которые применяются для переводных произведений. Тут же появились обиженные, чьи тексты "не прошли по конкурсу", однако правоту редакции подтверждает хотя бы тот факт, что подавляющее большинство (процентов 90) лауреатов российских фантастических премий последних лет по номинациям "Повесть" и "Рассказ" получили свои награды именно за публикации в "Если".
Тут самое время назвать вторую причину долголетия журнала – эстетическую состоятельность. Это не совсем то же самое, что профессионализм. Недостаточно ведь знать, как правильно расфасовать материал по рубрикам и почему не стоит печатать графомана. Нужно, чтобы каждый номер представал в виде некоего произведения искусства, со своей драматургией, со своей завязкой, кульминацией и развязкой. И вот это-то "Если" удается куда лучше, чем его немногочисленным конкурентам. Если журнальную книжку сравнить с домом, то художественные тексты, скорее всего, будут играть роль кирпичей. А рецензии, видеообзоры, литературные портреты и воспоминания станут балконами, лестницами и чердаком, без которых дом – никакой не дом, а только название...
Но и это еще не всё! От строительных материалов мало проку, если их не скрепить цементом. Журнал же обречен на мучительную гибель, если его ведущие сотрудники не энтузиасты своего дела. По счастью, "Если" делают именно такие энтузиасты. Главный редактор Александр Шалганов – опытнейший журналист, работавший в "Труде" и "Московских новостях", человек эмоциональный, болеющий душой за издание. Его заместитель Елена Босовская – редактор от Бога, именно она выискивает в потоке рукописей жемчужины настоящей фантастики. Зав. отделом рецензий Евгений Харитонов – филолог, библиограф, большой знаток рок-музыки. Зав. видеоотделом Дмитрий Байкалов – легендарная в фэндоме личность, член группы "Людены", основатель интернет-чата #RusSF. И это только те, кто трудится в редакции сегодня. А вообще-то, к ней имели отношение многие: Владимир Баканов, Эдуард Геворкян (ныне координатор творческого совета журнала), Андрей Саломатов...
Символично, что сотый номер "Если" вышел сразу после того, как газете "Книжное обозрение" исполнилось 35 лет. И дело не только в тесных творческих контактах, которые существуют между нашими изданиями. Главное – что оба они стремятся к благоденствию Ее Величества Литературы и процветанию Ее Высочества Фантастики. И потому в этом журнале, с нашей точки зрения, есть не только "если", но и "то". Самое то.