9 июня неподалеку от американского городка Ист-Страудсбург (штат Пенсильвания) распахнул двери музей художника Фрэнка Фразетты – музей, который расположился в небольшом замке, спроектированном самим художником. Отныне любой желающий, купив билет за 10 долларов, сможет поглазеть на оригиналы знаменитых книжных обложек, картинок из комиксов, плакатов, скульптур и иных произведений Фразетты. А в том, что от желающих отбоя не будет, сомневаться не приходится: этот художник давно снискал себе славу одного из наиболее популярных и коммерчески успешных книжных иллюстраторов планеты.
Способности к рисованию проявились у Фрэнка Фразетты необычно рано: уже в три годика он получил от своей бабушки, вместе с которой его семья в начале 30-х жила в Бруклине, несколько центов – так прагматичная дама хотела поощрить своего внука за его первые картинки. Как станет ясно впоследствии, это поощрение не пропало втуне... В школе юный Фрэнки развлекался тем, что придумывал и рисовал комиксы. А уже в 16 лет он начал сотрудничать с издателями комикс-журналов. На первых порах всего лишь как "прорисовщик", но в конце концов ему удалось выпустить и авторскую работу – комикс "Тун’да" с главным героем, весьма напоминающим Тарзана.
Эта работа запомнилась многим. И в 1963 году, когда издательство "Ace Books" задумало переиздать знаменитый сериал Эдгара Райса Берроуза, в качестве иллюстратора было решено пригласить именно Фразетту. Громкий успех этого издательского проекта ясно показал: на иллюстраторском небе зажглась сверхновая звезда. А обложки романов о Конане (издательство "Lancer") и "марсианского" цикла Берроуза (издательство "Doubleday") еще больше упрочили репутацию Фразетты. Популярности его работ не помешало даже то, что к тексту иллюстрируемых произведений они имели лишь косвенное отношение, поскольку воспроизводили сцены, рожденные в воображении художника. На упреки читателей Фразетта отшучивался: "А вы не судите о книге по обложке!"
Против богов
Атака
Конан в цепях
Чем же берут его картины? Вероятно, тем же, чем и романы в жанре боевой фэнтези, – возможностью полного ухода от реальности, с одной стороны, и безопасной реализации латентного садомазохистского комплекса – с другой. Чудища вида ужасного, мускулистые полуголые мужчины и женщины с топорами и мечами в руках... и все это на фоне горных кряжей, подводных бездн или ледяных пустынь. Бред? Бред, но какой упоительный! Какой притягательный!.. Характерно, что, являясь признанным фэнтезийным иллюстратором, с научной фантастикой Фразетта работает с явной неохотой. Если его персонажи и оказываются в открытом космосе, они и там обходятся привычными мечами, а не какими-нибудь бластерами.
Египетская царица
Золотая девушка
Серебряный воин
Снежные гиганты
Сегодня Фрэнк Фразетта – не просто удачливый и высокооплачиваемый художник книги. Он еще и автор мультфильма "Лед и пламя", поставленного в Голливуде известным режиссером Ральфом Бакши. Его работы продаются на аукционах "Сотби" и "Кристи" за пятизначные суммы. А музей, который открылся 9 июня, – уже не первый музей Фразетты: первый был создан в 1985 году в самом городе Ист-Страудсбург и проработал десять лет, пока не был разрушен пожаром... Словом, перед нами – "живая легенда", пример счастливой художественной карьеры в эпоху торжества рыночных отношений. Правда, почти невозможно себе представить, чтобы картины Фразетты остались в истории искусства. Но это уже мелочи...