Статьи и рецензии

Как спастись от одиночества

 
Р. Брэдбери 'Смерть - дело одинокое'
Брэдбери Р. Смерть – дело одинокое: Роман / Пер. с англ. – СПб.: Азбука, 2001. – 384 с. 10 000 экз. (п) ISBN 5-267-00515-0
 
Роман Рэя Брэдбери "Смерть – дело одинокое" (1985), впервые переведенный на русский в рамках "юбилейного" собрания сочинений этого автора (оно приурочено к его 80-летию), резко выделяется на фоне прочих произведений американского писателя-фантаста. Перед нами детектив в классическом духе, детектив, в котором действуют убийца, сыщики и жертвы. С другой стороны, прекрасный язык, психологическая достоверность характеров и небанальность сюжета неизменно присущи Брэдбери, и это произведение, к счастью, исключением не стало.
Главный герой романа – молодой писатель-детективщик, этакий всезнайка, которого то и дело подмывает давать советы маститому сыщику Крамли. К тому же он "лучший в мире знаток марсиан" (что позволяет сделать вывод о наличии в произведении автобиографических мотивов). Книга построена на сопоставлении литературного творчества Чокнутого (прозвище героя) и трагических событий, которые происходят в маленьком калифорнийском городке Венеция. Днем Чокнутый расследует преступления, а по ночам набивает на старенькой печатной машинке свой роман "Смерть – дело одинокое".
С каждой страницей нагнетается чувство ужаса. Кажется, будто рушится установившийся миропорядок. Город потихоньку разбирают на части – ломают аттракцион "Русские горки", сносят кинотеатр. А полиция регистрирует огромное количество на первый взгляд естественных смертей: кто-то умер от старости, кто-то утонул в ванной... Ощущение наступающего хаоса усиливается пониманием того, что такая ситуация складывается не только в Венеции, но и далеко за ее пределами. "А как там в Мехико-Сити?" – спрашивает герой свою подругу Пег. – "Полно смертей". – "Боже, я думал, это только у нас". Подобное чувство "неправильности" мира, нестабильности и алогичности происходящих событий присутствует во многих произведениях второй половины ХХ века. Философское обоснование упомянутым тенденциям дал экзистенциализм. Его постулаты о пограничных ситуациях, об одиночестве человека в мире находят свое отражение и в этом детище Рэя Брэдбери. Хотя в данном случае экзистенциальный кризис человеческого существования разрешается раскрытием уголовного преступления...
В свете идей экзистенциализма в высшей степени точным оказывается название романа: все его герои одиноки. Что ни жертва, то несчастный, обездоленный человек. Ни одного богатого, успешного и довольного жизнью. И убийца, руководствуясь своей нездоровой логикой, совершает "благое" дело – избавляет людей от одиночества... Впрочем, общий настрой романа, пожалуй, можно назвать оптимистическим. Есть все же вещи, которые противостоят одиночеству, и именно они составляют суть человеческой жизни. Это надежда, творчество и любовь.
 
Августа КОСАРЕВА
 

"Русская Фантастика" => КЛФ газеты "Книжное обозрение" => Парад планет
 => Как спастись от одиночества


© "Книжное обозрение"
Любое использование материалов без согласия правообладателя ЗАПРЕЩАЕТСЯ
© Константин Гришин. Оформление, 1999-2000
© "Русская Фантастика". Редактор сервера Дмитрий Ватолин.
Редакторы страницы: Константин Гришин, Александр Ройфе
Оставьте Ваши замечания, предложения, мнения!