Емец Д. Гроб на колесиках: Повесть. – М.: ЭКСМО-Пресс, 2001. – 192 с. – (Страшилки). 8000 экз. (п) ISBN 5-04-007504-9
Наверное, каждый ребенок хочет поскорее стать взрослым. Чтобы ходить в кино на вечерний сеанс, без оглядки курить и забыть о школе. И, наверное, почти каждый взрослый частенько, особенно в минуты житейских неурядиц, мечтает о том, чтобы вернуться в те счастливые, благословенные времена, когда так здорово бегалось босиком по лужам и сиделось у вечернего костра. И в ожидании печеной картошки кто-нибудь из ребят постарше рассказывал "жутчайшие" истории о Черной руке и Гробе на колесиках...
Перед нами типичный пример такой ностальгии по детству. Дмитрий Емец собрал в своей повести "Гроб на колесиках" почти все темы и сюжеты детских "страшилок". Собрал с любовью, неравнодушно. Даже не знаю, кому больше придется по душе эта книга, буквально сочащаяся "черным" юмором. Нашим детям, выросшим в уже совершенно иных условиях, воспитанных на других реалиях? Вряд ли поколение, выбирающее "Пепси", можно напугать бродячими мертвецами и красными пятнами. Скорее уж автор адресовался к нам, взрослым, для которых его повесть станет своеобразным билетом в детство.
"Гроб на колесиках" – это не только хоррор, но и героическая фантастика. И не важно, что главному герою, сбитому машиной в последний день учебного года и оказавшемуся в Параллельном мире, всего 14 лет. Он настоящий рыцарь, отважно сражающийся со всевозможной нечистью за себя и за свою юную даму сердца. Умиляет чистое чувство Кирилла Петрова к Насте Чуриловой. Грезы о первом поцелуе, невольное рукопожатие. Как-то не по-современному это. Сейчас все значительно проще. А развитие отношений между героем и героиней напоминает наши собственные школьные годы с их многочисленными табу. Жаль, немного скомкана концовка книги. Возможно, это связано с ограничениями в объеме, который не должен был превышать стандартных для серии 10 листов? Ведь герои находят не пять, а два пальца Красной руки...
Похоже, писатель немного устал от "компьютерной" тематики и решил на некоторое время затесаться в немногочисленную когорту людей, сочиняющих детские "жутики". В пользу данной гипотезы свидетельствует то, что "Гроб на колесиках" – отнюдь не первая его попытка в этом роде. Вспомним "Охотников за привидениями" или "Юного графа Дракулу". Они написаны в несколько ином ключе, особенно "Охотники...". Там реалии более приближены к современности, другие стилистика, проблематика, образный ряд. Новая повесть фантаста несколько выбивается из наезженной колеи. Но это и хорошо. Ведь для писателя нет ничего хуже, чем самоповторы, чем ситуация, когда уже нечего сказать и заводишь бесконечную сказку про белого бычка.