Брайдер Ю., Чадович Н. Жизнь Кости Жмуркина, или Гений Злонравной Любви. – М.: ЭКСМО-Пресс, 2001. – 480 с. – (Времена выбирают). 12 100 экз. (п) ISBN 5-04-007525-1
Заглавный герой нового романа известных белорусских авторов Костя Жмуркин – симпатичный неудачник, обладающий необычным талантом приносить беды всем, кого он любит, и процветание врагам. Под мощным воздействием неконтролируемых самим Жмуркиным способностей страна потеряла любимого Костей с детства усатого вождя и приобрела нового руководителя, похожего на "подсвинка средней упитанности"; в Конго расстрелян независимый лидер Патрис Лумумба; превратилась в алкоголичку красавица Лариса, первая школьная любовь Жмуркина; убит в Далласе его кумир – президент Кеннеди; происходит великое множество других – мелких или значительных – событий. Как не вспомнить отличный рассказ Михаила Успенского "Дурной глаз" и его центрального персонажа, приносящего несчастья всем, на кого он посмотрит. От его взгляда окружающих спасали черные очки на глазах героя, от воздействия же разрушающей любви Жмуркина нет защиты...
Однако наиболее интересные страницы романа связаны не с политической историей XX века, но с историей отечественной НФ. Дело в том, что Костя любил фантастику, сам писал рассказы и после публикации нескольких из них в журнале "Вымпел" (намек на белорусский ежемесячник "Парус", в конце 80-х периодически выпускавший специальные "фантастические" номера) вступил в ряды ТОРФа (Творческого объединения российских фантастов). Юрий Брайдер и Николай Чадович в свое время тесно сотрудничали с Всесоюзным творческим объединением молодых писателей-фантастов (ВТО МПФ) и минским издательством "Эридан" (в книге замаскировано под "Эпсилон"). История расцвета и крушения этих издательских монстров излагается в романе с издевательским юмором. Для продвинутого любителя НФ не составит труда разгадать, кто скрывается за персонажами с "говорящими" фамилиями Самозванцев, Чирьяков, Савлов, Топтыгин или Кишко. Образы директора-администратора ТОРФа Верещалкина, постоянно голодного трезвенника-новеллиста Гофмана-Разумова, небесталанного хулигана из Сибири Вершкова, сотника Бубенцова – автора нескончаемой эпопеи "Синдбад возвращается в Багдад" получились убийственно похожими на реальных людей. Замечательно описана деятельность Жмуркина на ниве адаптации для отечественного потребителя произведений короля западного детектива Руби Роуда (прозрачный намек на Джеймса Хедли Чейза, бесконечное собрание сочинений которого выпускалось "Эриданом"). Автор этих строк сам участвовал в семинарах ВТО МПФ, бывал в гостях у "Эридана" и может подтвердить: так все и было. Ну, или почти так.