Сомтоу С.П. Вампирский узел: Роман / Пер. с англ. Т.Покидаевой. – М.: АСТ, 2001. – 448 с. – (Темный город). 8000 экз. (п) ISBN 5-17-007807-2
Автору, пишущему роман о вампирах, трудно избежать заезженных штампов. Это как с волшебными сказками по Проппу: дано некое большое, но ограниченное количество схем взаимоотношений героев, дан набор волшебных предметов и чудесных помощников – и будь любезен так их скомбинировать, чтобы выглядело свежо и нестандартно. Тем не менее писателей к вампирам так и тянет. Не исключая авторов вполне достойных и пользующихся заслуженным успехом. Стивен Кинг, Дэн Симмонс, Барбара Хэмбли... Кажется, перебраны уже все варианты. Но, как выясняется, жемчужное зерно можно отыскать всегда и везде – хватило бы таланта да трудолюбия.
Сомтоу Папиниан Сухариткул (Somtow Papinian Sucharitkul), американец тайского происхождения, известный читателям как С.П.Сомтоу, сделал сильный и неожиданный ход. Главный герой его романа "Вампирский узел" ("Vampire Junction", 1984) – рок-музыкант Тимми Валентайн. Как и положено вампиру, Валентайн – фигура неоднозначная и трагическая. Вампир-ребенок, вампир-певец, вампир, знающий, что такое сострадание, любовь и страх, он прописан весьма реалистично. Валентайн – не изысканный викторианский "ночной убийца" в белых перчатках. Он мало похож на литературных вампиров, которые веками переживают единственную трагедию, пробудившую их к "не-жизни". За два тысячелетия он успел повидать немало такого, от чего у смертного застыла бы кровь в жилах. Сожженные Помпеи, подвалы замка Жиля де Рэ, газовые камеры Освенцима... Ад на земле, зачастую созданный обычными людьми – не ради утоления вечного голода, прожигающего чрево, а ради каких-то непостижимых "высших целей".
Что бы ни утверждали адепты абстрактного зла, ужасное и отвратительное в человеческой истории идут рука об руку. С осознания того, что по сути нет разницы между чистым, дистиллированным злом, которое несет в себе вампир, и тем злом, которое порождает разгоряченное сознание безумца, начинается понимание Валентайном самого себя. И он многое узнает, этот ребенок, проживший жизнь, по длине и насыщенности превосходящую жизни сотен взрослых. Вампир у С.П.Сомтоу – воплощенный архетип, собирательный образ жуткого и пугающего, поднявшийся из темных глубин "коллективного бессознательного". Кто-то видит пантеру, кто-то – летучую мышь, кто-то и вовсе акулу из фильма "Челюсти"... Тимми Валентайн постепенно перестает бояться дневного света, серебра и распятий, стряхивая власть человеческих суеверий, все больше становясь самим собой. А для того, чтобы докопаться до сокровенного, вспомнить то, что отказывается открывать многовековая память, он обращается к услугам психоаналитика. Пожалуй, такого действительно еще не было в литературе: вампир, психозы которого пытаются растолковать по Юнгу. Сохраняя серьезную и даже траурную мину на лице, Сомтоу мастерски избегает пошлостей и банальностей. Чувствуется, как тщательно он работает над каждой фразой, каждым эпизодом. И результат не замедлил сказаться: может быть, "Вампирский узел" – не самая динамичная и захватывающая, но наверняка самая стильная история про вампиров, которую мне когда-либо приходилось читать.