Пратчетт Т. Стража! Стража!: Роман / Пер. с англ. — М.: ЭКСМО-Пресс, 2001. — 496 с. 10 100 экз. (п) ISBN 5-04-007415-8
Пратчетт Т. Мрачный жнец: Роман / Пер. с англ. — М.: ЭКСМО-Пресс, 2001. — 416 с. 10 100 экз. (п) ISBN 5-04-007324-0
Пратчетт Т. Цвет волшебства: Роман / Пер. с англ. — М.: ЭКСМО-Пресс, 2001. — 384 с. 10 100 экз. (п) ISBN 5-04-007995-8
Пратчетт Т. Безумная звезда: Роман / Пер. с англ. — М.: ЭКСМО-Пресс, 2001. — 368 с. 7100 экз. (п) ISBN 5-04-008326-2
Несколько лет назад сериал английского писателя Терри Пратчетта о Плоском мире начинало выпускать издательство "Азбука". Впоследствии эстафету перехватило "ЭКСМО". Первые шесть книг его "черной" (по основному цвету обложки) серии не повторяли старых изданий. Седьмой и восьмой тома ("Цвет волшебства" и "Безумная звезда") уже выходили раньше, но, как видно, новая их публикация коммерчески оправдана. Немудрено: книги Пратчетта пользуются колоссальной популярностью у любителей юмористической фантастики.
Писатель с неизменным успехом эксплуатирует один и тот же прием. Он берет из книг своих коллег-фантастов, из мифов, сказок, фильмов элементы реальности-2, то есть реальности, которая имеет интеллектуальное происхождение, проще говоря — от начала до конца выдумана. Из названных элементов отбираются только наиболее нелепые, стереотипные, буквально навязшие в зубах, несмотря на очевидную, мягко говоря, незамысловатость. "Избранное" доводится до высокой степени концентрации, а затем из этой адской смеси вылепляется сюжетная среда. Ее вторичность, разумеется, может сравниться по своей выдержанности с коллекционным вином. А вот персонажи, населяющие "книжную" действительность, пытаются жить как здравомыслящие люди. Логика реальности-2 (то, что должно происходить), сталкивается с логикой реальности-1 (с тем, что есть на самом деле). Искры летят во все стороны. Выходит нечто наподобие сумасшедшего дома размером с целый мир и совершенно избавленного от психов. По изначально заданным условиям игры там все нормальны...
В романе "Стража! Стража!" дракон, вызванный из небытия кружком магической самодеятельности, терроризирует город Анк-Морпорк. По "правилам" реальности-2 жители города должны ожидать спасения от короля-героя, отпрыска древней династии. Вот придет государь, взмахнет сверкающим драконобойным клинком, и дело в шляпе... Заодно будет "исправлена вся неправда": исчезнут налоги, перестанут течь, где не надо, водосточные трубы, пропадет преждевременное облысение у всех, кто им страдает, а в овощных лавках воцарится невероятная вежливость и даже дешевизна. В реальности-1 король является из ниоткуда, машет как бы волшебным мечом, исчезает в никуда и... общее положение дел ничуть не меняется. Поскольку местные сумасшедшие абсолютно нормальны, они не удивляются такому ходу событий. Был король, нет короля, еще одна процедура миновала... Убежать из сумасшедшего дома нельзя. Реформировать его всерьез до сих пор никому не удавалось. Но жить по самую макушку внутри логики безумия и при этом не сойти с ума удается почти всем, кроме полных кретинов. Впрочем, кретины тут вдвойне на месте... В романе "Мрачный жнец" группа многоуважаемых волшебников из Незримого университета хоронит на перекрестке своего коллегу. На виду у всего города. У коллеги наличествуют все признаки жизни, поскольку в момент естественной кончины за ним не явился некто Смерть с косой. Однако никто не поднимает шума из-за подобных мелочей. Хоронят этакого живчика, ну и что? Волшебники знают свое дело. А вот дорожная пробка многих раздражает: "Мы уже полчаса торчим здесь по вине этих идиотов". Логика реальности-2: недостаточно мертвого мертвеца полезно закопать на перекрестке и хорошо бы для верности пронзить осиновым колом. Логика реальности-1: ни то, ни другое не помогает, слишком уж необычное явление — живой неживой. Сочетая в голове счастливым браком обе эти логики, многоуважаемые волшебники сохраняют спокойствие и деловитость.
Массовое искусство наших дней, в том числе и массолит, сопровождает человека с малых ногтей до пенсионного возраста. Нередко подобные книги прививают оценки действительности, которые усваиваются читателем как эталон. Тогда все окружающее начинает казаться блеклой искаженной копией блистательного Заэкранья или Застраничья. За плоскостью книжного листа видится счастливое и правильное царство, а по эту сторону — сборище эрзац-сущностей: ненастоящее добро, неуклюжая любовь, бестолковая честь, расплывчатое до неузнаваемости злодейство. Иной раз даже трудно простой деревянный стул назвать стулом. Стул это, позвольте, или медитация мебельщика на тему Стула Вообще? Так вот, саркастическая проза Пратчетта играет роль холодного душа, отлично вытравляющего из мозгов весь этот фантазм. Хотите узнать, что реально, что — настоящее? Отложите книжечку, пересчитайте наличность в бумажнике, поцелуйте жену и загляните сыну в дневник. Государь-герой из авалонских туманов не вернется и проблем ваших не решит. Попробуйте сами.