Статьи и рецензии

Призраки проигранной войны

 
Бурцев В. Зеркало Иблиса
Бурцев В. Зеркало Иблиса: Роман. — М: АРМАДА; Альфа-книга, 2001. — 403 с. — (Фантастический боевик). 16 000 экз. (п) ISBN 5-93556-126-3
 
В свое время довелось посмотреть старый немецкий фильм “Привидения в замке Шпессарт”. Было это давно, и лента запомнилась не очень хорошо. В памяти остались лишь несколько куплетов из финальной песенки, где есть и такие слова: “По Бонну ходят призраки проигранной войны”. А в это самое время шли кадры, на которых показывалось, как с фасадов иных домов облетала штукатурка, обнажая орла со свастикой, а кое-кто из чиновников, забывшись, вскидывал руку в фашистском приветствии. Ну, то, что такие привидения ходили по Бонну, еще можно понять. Но похоже, что эти монстры через шестьдесят лет после начала войны и пятьдесят шесть после ее окончания добрались и до нас. Иначе как объяснить тот факт, что уже несколько писателей-фантастов воскресили из небытия призрачные фигуры белокурых бестий, арийцев с волевыми подбородками, сделав их главными героями своих романов. “Штурмфогель” Лазарчука, “Алые крылья огня” Бессонова, “Отряд” Евтушенко, “Дракон Третьего рейха” Угрюмовой... И вот теперь “Зеркало Иблиса” Виктора Бурцева.
Этот писатель (или писатели, поскольку Бурцев — коллективный псевдоним Юрия Бурносова и Виктора Косенкова) прославился тем, что создал цикл об Алмазных нервах и детективно-фантастический триллер “Охота на НЛО”. “Зеркало Иблиса” — нечто новое в творчестве дуэта. Это историко-фантастический роман, написанный в ключе, с легкой руки Г.Л.Олди получившем название “криптоистория” (т.е. тайная, скрытая история). Как всегда в подобных романах, нам показана изнанка исторических событий. Гитлеровцы пытаются заполучить таинственный и могущественный мусульманский артефакт, чтобы победить в войне. И, естественно, замысел им не удается, иначе жить бы нам с вами в Третьем рейхе. Но это была бы уже альтернативная история. Как у того же Лазарчука в “Ином небе”.
Чем выделяется “Зеркало Иблиса” в ряду перечисленных произведений? Прежде всего — нарочито реалистической манерой повествования. Здесь нет какой-то особо закрученной интриги в духе фильмов об Индиане Джонсе — знаменитом археологе и одновременно борце с германским фашизмом (параллели с этими фильмами невольно возникают при чтении романа). Обычный линейный сюжет с несколькими авторскими отступлениями, представляющими собой воспоминания о прошлом и о будущем. В конце книги соавторы сами указали на те литературные маяки, которые послужили для них ориентирами в безбрежном океане словесности: Ирвин Шоу и Эрих Мария Ремарк. Сказали бы заодно спасибо и Хемингуэю, тогда список стал бы окончательно полным. Действительно, при чтении “Зеркала Иблиса” чувствуется влияние поэтики писателей “разочарованного поколения”. Речь идет о каком-то надломе в характерах почти всех участников экспедиции за Зеркалом. Откуда это у таких молодых людей, какими являются Бурносов и Косенков? Неужели они сами пережили нечто подобное? Скорее всего, это просто умение вжиться в образ, ощутить дух эпохи.
Признаки исторического времени ощущаются в книге всюду. Если “Зеркало Иблиса” и не вполне исторический роман, то, по крайней мере, нечто очень близкое к нему. Соавторы хорошо и комфортно обжились в воссоздаваемой эпохе. Они знают, что ели, пили, курили, читали, смотрели и слушали люди 40-х годов ХХ века. И в то же время в их coleur locale (местном колорите) порой чего-то не хватает. Какой-то изюминки, последнего мазка. Например, когда германский министр Шпеер едет по военному Берлину, так хочется, чтобы он оглянулся по сторонам, увидел будни столицы рейха... Да и в изображении самих исторических лиц (Гитлера, Гиммлера, Шпеера и др.) Бурцев не оригинален. В них нет ничего неожиданного, нового для раскрытия характеров. Мы заранее можем предположить, что и с какими интонациями они скажут...
В связи с последними международными событиями роман может стать “очень своевременной книгой”. В нем предпринята еще одна попытка доказать, что Западу и Востоку суждено сойтись разве что у престола Божия.
 
Игорь ЧЕРНЫЙ
 

"Русская Фантастика" => КЛФ газеты "Книжное обозрение" => Парад планет
 => Призраки проигранной войны


© "Книжное обозрение"
Любое использование материалов без согласия правообладателя ЗАПРЕЩАЕТСЯ
© Константин Гришин. Оформление, 1999-2000
© "Русская Фантастика". Редактор сервера Дмитрий Ватолин.
Редакторы страницы: Константин Гришин, Александр Ройфе
Оставьте Ваши замечания, предложения, мнения!