Брайт П. Рисунки на крови: Роман / Пер. с англ. А.Комаринец. — М.: АСТ, 2001. — 384 с. — (Темный город). 7000 экз. (п) ISBN 5-17-009624-0
Перед нами — самый настоящий готический роман. Его непременные атрибуты назовет любой. Это и обветшалые стены, и хронически бледные герои, и угрюмое, скрежещущее в ночи зубами привидение. Так было. Но оказалось, что к концу ХХ века жанр изменился до практически полной неузнаваемости. Подтверждение тому — роман молодой американской писательницы Поппи Брайт. К моменту выхода романа ей было всего 25 лет. После его публикации Брайт проснулась знаменитой, заслужила от маститых критиков титул “надежды жанра” и “королевы ужасов”.
Кто же она — та “молодая шпана”, что сотрет с лица земли Стивена Кинга? Знакомимся. Год рождения — 1967-й. Место появления на свет — Новый Орлеан. Заниматься литературой Поппи начала года в три — как только научилась читать. Первые свои истории наговаривала в мамин диктофон. В 18 лет — серьезный успех, одну из ее новелл купил престижный калифорнийский журнал. На сегодняшний день Поппи Брайт написала не так много — всего четыре романа и несколько сборников рассказов. Судя по всему, количеству она предпочитает качество.
При чтении “Рисунков...” возникает впечатление, будто автор — мужчина. Стиль жесткий, лишенный сантиментов. Но бросишь взгляд на последнюю страницу обложки — и видишь миловидное женское лицо. Иной раз даже закрадывается дурацкая мысль: может, трансвестит какой сочинял? Разве женщина так умеет?..
Дело в том, что новая американская готика — вещь довольно занятная и шокирующая. Если бы подобное родилось в России, решили бы, что это творение окончательно съехавшего с катушек Сорокина. Судите сами. Действие начинается в 1972 году. Семья художника-хиппи путешествует по южным штатам. Во время остановки в городке Потерянная Миля художник хватается за молоток и убивает всех своих родных. Всех, кроме старшего сынишки Тревора. Проходит 20 лет. Повзрослевший парнишка, тоже, кстати, художник, возвращается к месту трагедии и селится в зловещем доме. Туда же судьба приводит и беглого хакера Захарию Босха. А дальше — наш реверанс Владимиру Георгиевичу — два героя влюбляются друг в друга. Любовные сцены выписаны весьма натурально и со знанием дела. В промежутках герои с удовольствием курят “ганджу” (марихуану то бишь). Так — уверенными мазками — создается мрачный колорит в стиле баллад Ника Кейва.
Но законы жанра соблюдаются! Есть и юноши бледные со взорами горящими — это, собственно, центральные персонажи. Есть и дом с привидениями — как без него?! Кульминация же — вполне в духе ушедших 90-х. Герои принимают галлюциногенные грибы и сражаются с кошмарными видениями…
Итог: чтиво получилось очень стильное. В романе грохочут гитары рок-групп, поет мудрый Боб Марли, бренчит “пьяное пианино Тома Уэйтса”… Такова фонограмма к новому витку американского литературного кошмара.