Статьи и рецензии

Между мифом и анекдотом

 
Успенский М. Белый хрен в конопляном поле
Успенский М. Белый хрен в конопляном поле. — М.: ЭКСМО-Пресс, 2002. — 384 с.: ил. 25 000 экз. (п) ISBN 5-04-009489-2
 
Три с лишним года не выходило ничего нового у красноярского фантаста Михаила Успенского. Как появилась в конце 1998-го заключительная часть трилогии о Жихаре (“Кого за смертью посылать”), так словно отрезало, одни переиздания...
А причина этого молчания — в том, что Успенский не просто хороший фантаст и блестящий юморист, но серьезный и большой писатель. И дело не только в том, что он, по меткому выражению его друга и коллеги Евгения Лукина, “не просто изощренный, а какой-то извращенный стилист с невероятно глубоким чутьем языка”, и не в том, что за многими его шутками стоят целые культурологические монографии, — все дело в том, что Успенский всячески стремится не совершать насилия над собственными произведениями, а, напротив, во всем следовать их естественному течению, даже если это заводит в тупик.
Так случилось с трилогией о мифологическом воине Жихаре. Писателем был придуман фантастический мир, в котором время не идет своим чередом и даже не стоит на месте, а ходит по кругу, и все легенды и мифы топчутся вслед за ним, обрастая все новыми подробностями и красками, но по сути своей оставаясь теми же — архаическими. В результате образовалось замечательное раздолье и для увлекательных приключений, и для искрометных хохм, и для глубоких умозаключений о роли мифа в культуре... Но вместо того чтобы преспокойно печь на этом “масле” книги как пирожки, Успенский, следуя естественному течению текста, аккуратно завершил трилогию. Он не дал себе ни малейшей зацепки для продолжения и остался с новым “материалом по теме”, но без какой-либо возможности его использовать.
И все же выход был найден — такой же органичный и естественный. Литературный прием остался прежним, фантастический мир — тоже. Но, поскольку Жихарь уже показал полуденную росу змею Уроборосу и тот, открыв от удивления рот, выпустил из него свой хвост, время пошло нормальным чередом, хотя, похоже, поначалу не очень-то раскачалось. Государство Многоборье теперь называется Посконией, однако характер ее жителей не сильно изменился. “Старики говорили, что самозваный князь Жихарь не помер, а до сих пор скрывается в лесах вместе с верными людьми, чадами и домочадцами, а когда станет старой многоборской земле совсем уж невмоготу, тогда-то он, батюшка, и откроется, и спасет в нашествие, и накормит в голод”.
Если трилогия о Жихаре — это героический эпос, то дилогия о короле Стремглаве Первом и его сыновьях — средневековый рыцарский роман. Мир Жихаря пропитан волшебством и населен богами и божками всех мастей и калибров, в мире Стремглава от всего этого остались жалкие отголоски — их не больше, чем в романтике позднего европейского Средневековья.
Однако посконский (многоборский тож) король Стремглав Первый все-таки встречает эльфийскую принцессу и женится на ней. Но последние эльфы — враги людей. Они жаждут мести за гибель своего народа... Конец этой битвы плачевен: последние романтики либо погибают, либо уплывают на далекий пиратский остров. Вместе с ними из мира уходит последнее волшебство, а править им остаются реалистичные сыновья Стремглава Тихон и Терентий. То, что еще недавно было мифом, на глазах у читателей становится анекдотом.
Если Жихарь был первым героем, то Стремглав — герой последний. Финал дилогии — опять же естественный и органичный. Но, к огорчению любителей остроумных произведений Михаила Успенского, он оставляет замечательного писателя в очередном тупике. О чем писать дальше? И как? Похоже, новой книги Успенского опять придется ждать три года.
 
Андрей ЩЕРБАК-ЖУКОВ
 

"Русская Фантастика" => КЛФ газеты "Книжное обозрение" => Парад планет
 => Между мифом и анекдотом


© "Книжное обозрение"
Любое использование материалов без согласия правообладателя ЗАПРЕЩАЕТСЯ
© Константин Гришин. Оформление, 1999-2000
© "Русская Фантастика". Редактор сервера Дмитрий Ватолин.
Редакторы страницы: Константин Гришин, Александр Ройфе
Оставьте Ваши замечания, предложения, мнения!