Янковский Д. Флейта и Ветер: Роман. — М.: Центрполиграф, 2002. — 464 с. 8000 экз. (п) ISBN 5-227-01412-4
Эта романтическая история — до мозга костей питерская, хотя сам автор живет в Москве. Действие романа происходит на берегах петербургских каналов, среди разводных мостов и покрытых брусчаткой круглых площадей. В книге полно ветра и солнца, трамвайных звонков и зелени парков. “Случайностей не существует” — так считает один из главных героев, парень по имени Сергей, биография которого до странности совпадает с биографией самого Янковского, приведенной на задней стороне обложки. Любая случайность, уверен Сергей, есть часть системы, законов которой мы не понимаем по причине естественной человеческой ограниченности. Но раз система существует, найдутся и те, кто придумает способ ею управлять... Поиск обладателей “тайной власти” становится его идеей-фикс, главной жизненной целью.
Но в первую очередь автора интересует не этот странный романтический персонаж, а девушка Инна (“Фелли”), вчерашняя студентка из провинции, с боем вырвавшаяся от отца, надумавшего насильно выдать ее замуж. Ей плохо и страшно, она осталась одна в громадном малознакомом городе, она мысленно зовет на помощь — и в ответ на отчаянный зов из закоулков парка, как принц из сказки, появляется Сергей... Удивительный, головокружительный роман двух по-своему несчастных молодых людей — главное содержание первой, самой красивой и яркой части “Флейты и Ветра”.
А потом лирика заканчивается, и начинаются сплошные “Охотники за приведениями” — с вампирами, эктоплазменными ружьями и дикими погонями по линиям Васильевского острова. Герои, разлученные злодеями (ход, типичный для мелодрамы), независимо друг от друга вступают в тайную организацию, борющуюся против вредоносных порождений “тонкого мира”. По крайней мере, такая цель декларирована. Но на самом деле, как выясняет неугомонный Сергей, все обстоит гораздо сложнее...
“Флейта и Ветер” — книга очень неоднородная. Во второй и третьей частях романа параллели напрашиваются уже не с питерской городской сказкой, а скорее с “Ночным дозором” Сергея Лукьяненко, но герои Янковского, делая выбор “свой—чужой”, руководствуются не столько логикой, сколько чувствами. Может быть, потому и ошибаются они реже. К финалу автор все-таки слегка перегибает палку: чтобы уничтожить таинственного врага, оказывается, достаточно нанести один-единственный удар в точно рассчитанную болевую точку. Заполучив могущественный артефакт, обвешавшись оружием, как рождественские елки, герои, только что вновь обретшие друг друга, идут на “последний и решительный бой”. Несложно догадаться, кто выйдет победителем из этого сражения...