Статьи и рецензии

Черное против красного

 
Ипатова Н. Король-Беда и Красная Ведьма
Ипатова Н. Король-Беда и Красная Ведьма. — М.: АСТ, 2002. — 384 с. — (Заклятые миры). 7000 экз. (п) ISBN 5-17-011589-X
 
На протяжении 90-х стилистика европейского Средневековья находила все больше сторонников в нашей фантастике. Это, в общем, довольно трудоемкая техника. Работать с аутентичным средневековым социумом беллетристу сложно, требуется колоссальная эрудиция или навыки профессионального историка. В последние годы авторам фантастической литературы удалось найти удачный заменитель. Сценой становится выдуманный и предельно романтизированный кусочек Европы (как правило, позднесредневековой). Успешно опробовали названную модель Елена Хаецкая, Наталья Резанова, Александр Зорич, Ольга Елисеева.
Теперь их полку прибыло: Наталья Ипатова пошла по проторенному пути, выделяясь среди прочих тем, что ее “Европа-2” подробно “вычерчена” в предметном плане. Каждую вещь можно “потрогать” и уж, во всяком случае, увидеть. Одежда, пища, помещения — все это представлено будто на витрине. Тяга к описаниям (родимое пятно современной женской фэнтези) в данном случае — явное достоинство авторского стиля. В качестве параллели — сходной манеры, богатой сенсорным отношением к действительности, — следовало бы назвать произведения Джулии Джонс.
Наталия Ипатова тяготеет к психологическому письму. Она предлагает читателям новую версию истории Гамлета. Однако ее наследник украденного престола, Рэндалл Баккара, нимало не пытается сделать из своей скорби представление. Он человек действия. Он не сомневается: стоит жить, чтобы отнять победу у соперника и вернуть себе принадлежащий по праву престол. Вся его жизнь — путь к неизбежному триумфу. Но на всякую силу найдется сила еще большая. В глухой провинции, бесконечно далеко от бурь высокой политики, растет девочка Аранта. Тихая. И вместе с тем необыкновенно могущественная. Ей, как и Рэндаллу, по наследству передалась волшебная сила. Два центральных персонажа неотвратимо идут к магическому поединку. Она — ведьма в красном платье, он — государь, которому приличествует черная одежда. Черное против красного...
Ипатова — неплохой стилист; в ее текстах чувствуется вкус к игре словами. Тем обиднее в иных случаях видеть элементарную невычитанность или какую-нибудь не иссякшую с возрастом “пионерию”, когда средневековые персонажи натужно пытаются что-нибудь “усечь”, кого-нибудь “замочить” или от чего-нибудь “приколоться”. Не вызывает особого энтузиазма и манера Наталии Ипатовой то и дело отвешивать затрещины церкви и священникам. Это до такой степени общее место в традиционной фэнтези, что вряд ли стоит автору, претендующему на оригинальность, повторять его.
Впрочем, это частные недостатки. А общий уровень книги таков, что следует, скорее, поздравить автора. После сравнительно неяркого дебюта (цикл повестей “Большое драконье приключение”) на сцену вышел настоящий мастер, самостоятельный, уверенный в себе. Приятная неожиданность для нашей фантастики.
 
Дмитрий ВОЛОДИХИН
 

"Русская Фантастика" => КЛФ газеты "Книжное обозрение" => Парад планет
 => Черное против красного


© "Книжное обозрение"
Любое использование материалов без согласия правообладателя ЗАПРЕЩАЕТСЯ
© Константин Гришин. Оформление, 1999-2000
© "Русская Фантастика". Редактор сервера Дмитрий Ватолин.
Редакторы страницы: Константин Гришин, Александр Ройфе
Оставьте Ваши замечания, предложения, мнения!