Бэнкс Й. Вспомни о Флебе: Роман / Пер. с англ. — М.: АСТ, 2002. — 493 с. — (Координаты чудес). 7000 экз. (п) ISBN 5-17-011047-2
Бэнкс Й. Выбор оружия: Роман / Пер. с англ. — М.: АСТ, 2002. — 374 с. — (Координаты чудес). 7000 экз. (п) ISBN 5-17-012933-5
Обычно культура является неотъемлемым атрибутом цивилизации. В этих романах все наоборот: цивилизации являются частью Культуры — сообщества, которое объединило различные расы, населяющие Вселенную.
Описанию Культуры посвящен одноименный цикл, созданный Йеном М. Бэнксом — одним из ведущих авторов современной интеллектуальной фантастики. Возможно, этой характеристики он удостоился потому, что существует сразу в двух ипостасях — пишет не только НФ, но и вещи, которые могут быть отнесены к мэйнстриму (например, роман “Шаги по стеклу”, недавно вышедший в издательстве “Азбука”).
Впрочем, о необходимости выстроить увлекательный сюжет писатель тоже не забывает. В первой книге рассказывается о поисках разумного корабля, скрывшегося на нейтральной планете — нейтральной исключительно потому, что силы, которым она принадлежит, могущественнее всех воюющих сторон раза в четыре. Описывая приключения своих героев в соответствии с канонами жанра, Бэнкс создает впечатляющую картину противостояния двух цивилизаций с различными парадигмами развития. При желании читатель с легкостью сможет использовать предложенную схему для анализа любого реального конфликта — случившегося в прошлом или происходящего сейчас. Масштабность подхода не мешает автору снабдить каждого из персонажей ярким, запоминающимся характером. Жаль только, подавляющее их большинство, следуя печальной логике войны, до конца книги просто не доживет.
Второй роман цикла (“Выбор оружия”) описывает еще одну грань Культуры, а именно: ее деятельность по “окультуриванию” миров, попавших в орбиту ее интересов. Эта книга — о том, как трудно быть прогрессором, разрывающимся между интересами Культуры, ее оппозиции и своими собственными. Особо следует отметить изощренную композицию романа, действие которого развивается одновременно в двух временных направлениях, и интригу произведения, выстроенную так, что полное понимание описываемых событий достигается лишь на последних страницах.
Продемонстрировав виртуозное владение различными литературными приемами, отточив до совершенства форму, Бэнкс подчеркнуто нейтрален по сути. Он избегает однозначных оценок, предпочитая роли арбитра роль наблюдателя. Антрополог Культуры, он предоставляет читателю возможность выносить собственные суждения и находить в книгах тот смысл, который сам читатель вложит в них сообразно степени своих интеллектуальных притязаний.