Клугер Д., Рыбалка А. Тысяча лет в долг: Роман. — М.: АРМАДА-Пресс, 2001. — 320 с. — (Опрокинутый мир). 7000 экз. (п) ISBN 5-309-00215-4
Израильские писатели Даниэль Клугер и Александр Рыбалка (разумеется, выходцы из бывшего СССР) открывают для российского читателя мир иудаистической мифологии, полной эсхатологических и мессианских мотивов. Герой романа — наш современник Семен Коган, уроженец Одессы, приехавший в Израиль за пять лет до описываемых событий. Прочтя сто двадцать раз молитву, описанную в случайно (случайно ли?) попавшей ему в руки книге, герой оказывается в жутковатого вида местности, где небо было цвета запекшейся крови и по нему ползли иссиня-черные облака. Это Тхом, Темный Мир, отделенный от мира реального кольцом перерожденной материи. Тхом разделен на семь княжеств: Гееном, Страна Безмолвия, Страна Смерти, Ад Первобытной Грязи, Могильная Пропасть, Место Исчезновения и Нижняя Преисподняя; во главе княжеств стоят Ангел Смерти Самаэль-Сатан, Ашмодей, Тале — Золотой Телец, птицеобразный Эрев, зловещий могильщик Заариэль, Терниэль и сам Теомиэль, Темный Владыка. А перенесен сюда Семен для того, чтобы уничтожить мир Тхом…
Разрушить Тхом и тем самым покончить с властью Теомиэля можно лишь произнеся заветное 42-буквенное имя Бога. Но оно записано на скрижали, разбитой на семь частей, каждая из которых оказалась в одном из княжеств Тхома… Семену предстояло пройти через области, повторяющие семь уровней ада, населенные бесчисленными демонами и страховидными мифологическими существами (наподобие морского змея Левиафана или зверя Бегемота). Клугер и Рыбалка щедро черпают из демонологической сокровищницы, созданной фантазией мудрецов Каббалы, изображая демонов антропоморфных (правда, те куда выше ростом и мощнее сложением, чем люди, — и вместо ног у них трехпалые когтистые лапы), демонов-оборотней, дьяволов и дьяволиц.
Но, разумеется, не разнообразие населения фантастического мира и не его космология определяют читательский интерес к роману (хотя и в немалой степени поддерживают его). Крепко сколоченный сюжет, точно найденный типаж героя, психологизм образов (почему Семену помогает сам Сатан, похожий на оборотистого местечкового лавочника, так до конца и неясно — очевидно лишь, что из разрушения Тхома Ангел Смерти собирается извлечь свой гешефт) — вот лишь несколько причин, по которым книга не теряет притягательности до самого финала. И, конечно же, повествование украшает юмор — качество, нечастое в “темной фэнтези”. Семен одерживает верх в игре в загадки с одним из князей Тхома, который так и не смог догадаться, где было написано “Товар — деньги — товар”; а на удивленное замечание Сатана, что, как тому кажется, в Талмуде нет такого изречения, Семен хмуро отвечает: это застрявшая с университетских времен формула рабби Карла Маркса…