Off-line интервью
Сергея Лукьяненко

(Ответы на вопросы за июль-декабрь 1999 года)

 

Вопрос: Даже место жительства в лом было указать, похоже... Ладно там еще что-нибудь, но город... :(

Dedal
Краснодар, Россия - 07/01/99 02:05:57 MSD

Чье местожительство??? Мое?
Оно указано. Москва. А большего, наверное, и не стоит, ведь правда? :)

Вопрос: Я прочитал Вашу книгу НОЧНОЙ ДОЗОР и... изрядно задумался. Признаться давно фантастические произвдения не давали мне столько пищи для размышлений.
1. ЛЮДИ.
Не кажется ли Вам, что получились они у Вас несколько быдловатыми? Обширная серая масса с редкими вкраплениями неинициированных Иных?

2. ГЛАВНЫЙ ГЕРОЙ.
Просто поражает, честное слово. Подобную серию подстав от собственного руководства может выдержать только законченный садо-мазохист, либо забитый до самого немогу человечек, обремененный женой, детьми и собакой неопределенной масти которому и деваться-то некуда, надо работать так, как дают. Уверенный и сильный человек вряд ли позволит подобные выходки в свою сторону и даже без смены моральной ориентации (хороший, плохой) просто уйдет из Дозора.

3. БОРЬБА МЕЖДУ ДОЗОРАМИ.
И все-таки, несмотря на пункт 1, борьба ведется за людей. Каждый хочет вести это стадо в свою сторону. Могут люди конечно немного, но в силу своей массовости могут доставить серьезные проблемы Иным (как я понимаю). А если так, то темные могут выиграть одним легким движением - надо просто объяснить стаду кто придумал коммунизм. Уверяю Вас, инстинкт самосохранения заставит людей если не уничтожить этих умников, то по крайней мере никогда к ним не прислушиваться. Победа по очкам и Светлые отдыхают всерьез и надолго.
Эти несколько тем я и хотел донести до Вас.

Вад
Москва, Россия - 07/01/99 11:18:35 MSD

С удовольствием отвечу на вопросы - как раз сейчас мы с Владимиром Васильевым пишем продолжение - "Дневной Дозор"...

1. Да, люди получились именно такими. Толпой. Серой массой. А они и не могли быть ИНЫМИ с точки зрения Иного. (Каламбур тут вполне уместен - ведь книга написана от лица Иного).
2. Психология Иного, тем более Светлого Иного - очень своеобразная штука. Уверяю Вас, Вад, что и люди-то порой терпят гораздо большее - от начальства, от близких, даже от друзей. Антон поступал в данной ситуации именно как Иной.
3. Эх, мне бы Вашу уверенность... После выборов станет ясно, рассвирепела бы толпа, и возненавидела бы Светлых, узнав, что именно они продвигали в жизнь коммунизм...
Да и вообще - подобное раскрытие информации - палка о двух концах. Сознание обывателя куда более шокировала бы информация о том, что в рядах Темных находятся самые настоящие вампиры. Или, к примеру, о том, что Темные поддерживали национал-социализм в Германии.
И еще одна деталь... как ни странно, но между Светлым и Темным Иными куда больше сходства, чем между любым Иным и человеком... :(

Вопрос: Я - пока еще не гражданин США, но, надеюсь, таковым буду лет через 5. В то же время я - вполне лояльный ваш читатель. Вопрос - а со мной лично, как с гражданином ненавистных США, Вы тоже будете беспощадно бороться?

Felix Kogan
Москва, Россия - 07/02/99 20:53:09 MSD

С Вами лично - нет.
С Вашей будущей страной, а точнее - с ее политикой - да.
А какую альтернативу Вы видите? Дальнейшее дробление России на удельные княжества? Выполнение заявленных США планов: "России суждено быть сырьевым придатком Запада, но для этого ей вполне хватит 40 - 50 миллионов населения"?
Я понимаю, что с точки зрения гражданина (пусть даже будущего) США это все выглядит очень мило, изящно и правильно.
Но у меня несколько иная точка зрения. И у десятков миллионов моих сограждан - тоже.

Вопрос: Привет, мне хотелось бы знать будет ли продолжение Холодных берегов (это произведение очень нравитсь маме) И продаTтся ли трилогия Лорд с планеты земля
Большое СПАСИБО и надеюсь на ответ

Dremlin
Москва, Россия - 07/02/99 23:38:10 MSD

Будет, будет продолжение "Холодных берегов". Обязательно.

А "Лорд с планеты земля", вероятно, поступит в продажу в августе.

Вопрос: Меня интересует следующий вопрос:
Кочуют ли в Ваших книгах (из одной в другую), второстепенные герои?
Мне показалось что один такой персонаж есть.
Если я правильно понял, то Мейдж Кузнецофф из ЛГ-ИИ и Маг-Зуко из ЛО-ФЗ
сильно похожи внешне и даже имена у них похожи.
Есть ли еще такие герои (если это не совпадение), и существуют ли их реальные
прототипы?
(Что-то не верится мне чтобы такой сумашедший компьютерщик существовал :-)

Михаил < >
Москва, Россия - 07/05/99 21:08:51 MSD

Совершенно верно. Это один и тот же человек, Сергей Кузнецов, AKA "Компьютерный Маг". :) Мой первый босс в ФИДО, а также отважный экспериментатор, подключивший когда-то мне "Спектрум" к телевизору, в процессе чего на печатные платы вылилось грамм десять расплавленного олова. :) Человек, уговоривший меня купить модем. :)
В общем - вполне реальная личность.
Разумеется, образ его в книгах немного изменен, "олитературен", но что-то узнаваемое, наверное, есть. :)
Сомневающиеся могут написать ему письмо по адресам:

serge.kuznetsov@usa.net
compmage@mail.ru
compmage@inbox.ru
serge@crystal.kz

Все координаты приведены с разрешения Сергея, и даже по его просьбе: он сообщил мне, что сейчас занят созданием Диптауна, и не откажется от помощи людей, знающих Визуал Си ++ и Директ Икс.

Вопрос: Сергей! Мне ужасно интересно, что делали Майлз с Айвеном в нотриальном центре Ртутного Донца? Или об этом следует спросить Буджолд? :) Когда Вы планируете закончить "Геном" и будут ли помещены дальнейшие отрывки в сети по мере написания? Спасибо!

Кирилл
Санкт-Петербург, Россия - 07/06/99 12:09:45 MSD

Ну, раз уж этот вопрос стал столь популярен, придется ответить. :)
Честно говоря - не знаю, что они там делали. Майлз - чрезвычайно энергичный человек, а планы свои держит в секрете. Возможно, в какой-то точке пространства Буджолд и мои пересеклись, вот господин барраярский Аудитор и отправился на разведку? Разумеется, если те Майлз и Айвен - и впрямь Майлз и Айвен из книг Буджолд, чего я не утверждал и не утверждаю. :)

Если серьезно - я с большим интересом читаю книги Луис Буджолд, которую открыл для себя совсем недавно... непростительно недавно.
На мой взгляд - ее "барраярская" серия одна из самых интересных в современной космической фантастике.

"Геном" уже закончен, выйдет в свет, очевидно, осенью этого года. Ищите книгу... файл выкладывать я пока не имею права. В ближайщее время постараюсь порадовать читателей, не имеющих возможности купить печатное издание, "Звездной тенью" и "Холодными берегами". Но разрешение на это пока еще не получено.

Вопрос: Возможно, мой вопрос не покажется оригинальным, но... Прав ли я, что:
Прототипом Вики и Стрелка являлись некие Светлана (SSS) и Денис (Den) (к сожалению, не знаю полных имен). Их история в далеком 96-м получила огромный отклик в ФИДО, когда некая Света (за глаза ее звали Мадам) с эхи ru.sex и Денис (программист и дизайнер) с ru.game.doom встретились в ФИдо, затем в реале на очередной "подумке" и в скором времени поженились :)
В той давней истории и в Лабиринте Отражений есть много общего, хотя конечно же, все это может оказаться всего лишь абсурдным совпадением... :(( Но целых ТРИ ГОДА Светлана не решалась прочитать ЛО, ведь все ее друзья и знакомые твердили, что это именно ИХ история, и она просто не могла сесть и начать читать...
Сергей, у меня к тебе огромная просьба, хотя бы в двух словах ответить, ОНИ это или нет, это не займет много времени. Поверь, два сердца уже очень долго томятся в неведении и просто боятся спросить...

Etaoin Shrdlu [FF]
Алма-Ата, Казахстан - 07/07/99 10:29:28 MSD

Мне очень неудобно разочаровывать Вас, а уж тем более - Свету и Дениса.
Но...
Нет, я впервые услышал их историю из Вашего письма. Вся история Стрелка и Вики - придумана от начала и до конца.
После выхода "Лабиринта" я сталкивался и с более удивительными совпадениями. И программист из Питера Леонид, жену которого зовут Вика, а сына - Роман... И ситуации, когда люди знакомились в сети, начав разговор с "Лабиринта отражений"... а потом это знакомство перерастала в прочное чувство.
Наверное, три года назад настал момент, когда книга о любви в сети, в виртуальности должна была быть написана. И мне повезло ее написать. Это даже не предмет для моей гордости - просто повезло.
Но конечно же, я этому рад. :)
И очень рад за Свету и Дениса - удачи им!

Вопрос: vot natknulsya na Vash otvet:
"Выполнение заявленных США планов: "России суждено быть сырьевым придатком Запада, но для этого ей вполне хватит 40 - 50 миллионов населения"?
Skazhite, pozhaluista, otkuda Vy eto vzyali. Ya zhivu v Shtatah dovol'no dOlgoye vremya i nichego podobnogo ne vstrechal.

Edik S
Los Angeles, US - 07/07/99 23:51:38 MSD

Взял я это из газеты "Аргументы и Факты". Надеюсь, это издание никто не обвинит ни в бульварности, ни в красноте, ни в коричневости?
Впрочем, каюсь - допустил ошибку. :( Данное заявление сделал Джон Мэйджер, премьер-министр _Великобритании_. И количество жителей России он определил в _60_ миллионов. (Ура! Целых 10 миллионов россиян получили право на жизнь!) Не знаю, насколько принципиальна разница - на мой взгляд высказывание со стороны руководителя главного военного и политического союзника США в Европе вряд ли может быть расценено как абсолютно независимое.
Впрочем, и американские коллеги Мэйджера делали не менее любопытные заявления. Я думаю, при небольшом желании Вы могли бы их найти - даже в США. Или попробуйте почитать российскую прессу - поверьте, что многие вопросы она освещает совсем с другой точки зрения. Может быть, вам станут яснее причины того отношения к США, которое сейчас складывается в России.

Вопрос: Почему в Ваших произведениях полно немотивированной жестокости?
Неужели Вы до сих пор одежимы подростковыми комплексами которые Вы удовлетворяете сочиняя
произведения подобные "Рыцарям сорока островов"
Без уважения, но с надеждой на ответ.

Oleg
Питер, Россия - 07/08/99 00:42:40 MSD

Судить о Ваших комплексах - не рискну, несмотря на соответствующее образование. А вот пробелы воспитания в подростковом возрасте у Вас проглядывают явные. :(

"Вопрос" Ваш разумеется не является вопросом, и служит лишь прикрытием для хамства. Но тем не менее, попробую на него ответить. Не для Вас, а для других читателей.

Основные претензии в жестокости я получал по следующим романам: 1. "Рыцари сорока островов" - "Как можно? Дети убивают друг друга! Неправда, дети не бывают жестокими!" 2. "Осенние визиты" - "Какая гнусная вещь! Ни одного положительного героя, все негодяи!" 3. "Линия Грез"-"Императоры иллюзий" - "Какой жестокий и безжалостный мир! Как все мрачно и безысходно!"

По этим пунктам и попробую ответить. Если Вы имели в виду что-либо другое - попробуйте сформулировать вопрос более конкретно.

1. Увы, дети бывают всякие. Очень обидно отрешаться от светлого образа доброго ребенка, созданного и литературой, и обществом. Но попробуйте поинтересоваться статистикой детской преступности. А если нервы выдержат - ознакомьтесь с деталями совершенных детьми преступлений.
2. Всегда хочется верить, что в мире существует абсолютная истина. Что в борьбе интересов всегда есть правая сторона, которую и нужно поддерживать.
Опасное заблуждение. Обольстительное и опасное, ибо чем выше уровень борьбы (и за власть, и за эту самую несчастную "истину") - тем меньше шансов у ее участников сохранить в себе человека.
3. Мир художественного произведения может как копировать реальный, так и смягчать его негативные стороны - или, напротив, гиперболизировать их. Все зависит от задачи, поставленной автором. Беспросветная тяжесть "Дерни за веревочку" Рыбакова, глухая безнадега "Года лемминга" Громова, - что это, жестокость авторов? Или жестокость мира? Или очередная попытка расшевелить читателя, втиснувшегося в свой маленький мир, отводящего глаза и затыкающего уши в ответ на чужую беду?

Мир моих книг зачастую жесток. Но если Вы считаете его более жестоким, чем окружающий мир - включите телевизор, раскройте газету, а потом слезьте с дивана и выйдите на улицу. Если же Вы ищите для чтения книгу полную карамельной патоки и сладеньких слюней - откройте дамский роман или очередную потоковую фэнтези. Там все будет в порядке: злодеи опереточно коварны, герои безупречно благородны, клюквенный сок прекрасно имитирует кровь, а пара возвышенных слов - полную и безоговорочную победу добра над злом.

Я не стал бы столь подробно отвечать на Ваш "вопрос", не будь он озвучен уже несколько раз. Помнится, очень активно с ним носился Ваш земляк, "психолог"-самоучка из Питера, совпадение формулировок почти текстуальное... кстати, по удивительной случайности, его никнейм в интернете - skyman, что совпадает с указанным вами электронным адресом skyman@mail.ru
:)
Но поскольку того оппонента звали не Олегом, это не может быть ничем иным, кроме как совпадением. Иначе пришлось бы заподозрить Вас в боязни называть свое имя, что уж никак не добавляет ни убедительности обвинениям, ни уважения к их автору...

Без особого раздражения - Сергей Лукьяненко.

Вопрос: Есть такая система иннтернетовских аукционов -- www.ebay.com, там
дешевый компьютер можно купить или наоборот свой старый продать. Ну и
другие разные штуки там продаются -- вплоть до машин.
Сегодня забрел в секцию Computers/Games/Internet и обнаружил, что там
*ПРОДАЮТСЯ* герои, дома, деньги из разных сетевых игр вроже Ултимы Онлайн.
За хорошего героя там просят 5000 долларов.

Misha
Бостон, CIIIA - 07/08/99 01:15:43 MSD

Ну, что я могу сказать?
:)
Чем более невозможную вещь выдумаешь, тем больше шансов, что она воплотится - или уже воплощена. Я ведь очень веселился от сцены покупки Чингизом виртуальных боезарядов.
Оказывается - зря смеялся. :)

Вопрос: ВЫ как то сказали, что готовы поверить в абсолютное зло в человеке, но неверите, что человек может быть аюсолютно святым, и написали, что дорога во тьму, дольше дороги к свету...
Перечитывая мною ваши любимые книги пришла к выводу, что вы идете во тьму, но очень длинным и запутаным путем.
Мне кажется что вы смирились с тем, что зло- сильнее, и дали вашим героям свободу,быть злом во имя добра.
С Уважением приогромным и вообще....

Апрельская Ведьмочка
Москва, Россия - 07/09/99 17:44:20 MSD

Вы только не беспокойтесь. :)

Мой путь во тьму так долог и запутан, что я никогда не успею его пройти, и еще раз двадцать по ошибке выйду к свету.

Вопрос: Не попадите в Сумрак, Император...

Торговец
Россия - 07/10/99 16:17:47 MSD

Я сам - Сумрак.

Вопрос: Прочитал все Ваши книги, которые смог достать (а это почти все что издовалось), и не разу не был разочарован. Действительно ли Вы себя сделали прототипом героя "Осенних визитов", и насколько он соответствует Вам? Не будет ли в ближайшее время издано Ваше собрание сочинений.

Mark
Петрозаводск, Россия - 07/10/99 16:21:20 MSD

Я уже отвечал на вопрос, насколько я близок Зарову... или Заров - мне. Посмотрите архивы.

А собрание сочинений... сейчас в АСТ, в серии "Звездный лабиринт" вышли (или готовятся к выходу) все мои книги. Чем не собрание сочинений? :) Разве что номеров на томах нет...

Вопрос: "На обложку надо поместить красавицу в легком декольте и вполоборота -- чтобы каждая женщина угадывала в ней себя. А рядом чтобы был тянущийся в поцелуе красавец, нарисованный согласно обобщенным женским вкусам. На одной книжке -- брюнет с блондинкой, на другой -- блондин с брюнеткой. Раз в сто книг можно нарисовать рыжего красавца и девицу в шлюпке..."
Здравствуйте, Сергей.
Неужели дейтсвительно "в шлюпке", а не "в шляпке" -- так и в книжке, и в только что выложенной электронной версии?

Алексей Монастырский < >
Королёв, Россия - 07/12/99 11:41:25 MSD

А что? Женщина в шлюпке - сразу возникает тревожно-романтический облик. Ассоль плывет навстречу Грею, рыбачка - навстречу рыбаку, пассажирка - прочь с тонущего "Титаника"... :)

Ох. Ну, конечно же, это опечатка. Именно моя опечатка, поскольку она есть и в файле. Взгляд "замыливается", когда я сам читаю свой текст - я читаю именно то, что собирался написать... вот и пропустил. А вот почему "шлюпку" не заметил никто из десятка "бета-тестеров", почему упустили редактор и корректор? :(
Увы. Бывает. И подобные, "смысловые" опечатки наиболее трудны для обнаружения.
В файле выправим, конечно. В книге - сложнее, только когда будет переиздание...

Вопрос: Р Ё¬ҐП ¤®ВЧЗЇ ў Inet Ч®«НЄ® Ї® ВБҐ¤ВЧў ¬
ЧҐЄВЧ®ў®ё® ЎБ З§ҐБ links, Ё ҐВЧҐВЧўҐ­­® З ¬Ґ­Р
­ҐЧ ў®§¬®¦­®ВЧЁ Ї®В¬®ЧБҐЧН Д®Ч® ­ ВЧБ ­ЁЪЄҐ.
M®¦­ «Ё В¤Ґ« ЧН ВВМ«ЄЁ ­ В ¬ Д ©«, Ч® ўҐ¤Н
Ў®«Н­® Ї®В¬®ЧБҐЧН Е®ЪҐЧВР.

Yuriy Purich
Kharkov, Ukraine - 07/14/99 11:09:38 MSD

Это достаточно редкая в наши дни проблема, но я узнаю, возможно ли здесь что-либо сделать.
Только в дальнейшем попробуйте быть аккуратнее с кодировками, хорошо?

Вопрос: Тут уже много вопросов задавали по поводу использования в твоих книгах материалов из фильмов игр итд.,так вот хотелось бы узнать есть ли какая либо связь между недавно вышедшей в издательстве АСТ книгой "Игра престолов" и книгой "Ночной дозор"?
PS: на даты выхода я уже смотрел,но уж очень схожа терминология (может ты ее на английском читал?)

Sergei Borodich
Tovcr, Россия - 07/18/99 23:33:48 MSD

Книга "Игра престолов" вышла на Западе в 1996 году, если я не ошибаюсь. У нас - только что, в середине 1999 г. "Ночной дозор" вышел в 1998.
Признаюсь честно, я и сам вздрогнул, услышав про Ночной Дозор, который действует в книге Мартина, и более того - сражается с Иными. :) Даже пришлось прочитать - хотя, в общем-то, затраченного времени не жалею. Очень хороший "псевдоисторический" роман с элементами фэнтези. Совпадений сюжета с "Ночным дозором" я не нашел (поправьте, если ошибаюсь), только совпадение терминологии.
Книгу Джорджа Мартина я, разумеется, ранее не читал. Хотя бы по причине чисто символического знания английского языка.
Объяснений пересечения может быть два, и скорее всего, в той или иной мере задействованы оба фактора.
Первое - Джордж Мартин тоже видел картину "Ночной Дозор"...
Второе - переводчик мог читать "Ночной дозор", и из всех вариантов перевода "Ночная стража"-"Ночной патруль"-"Ночной дозор" предпочесть последний...

Вопрос: Cергей, ты не так прост :-) Защита Милошевича - обычного фашиста - был просто заказ от ФСК? После угроз о физической расправе я в это верю :-)Но не боюсь... чужие победят :-)

Сергей < sergio@ok.ru>
Москва, Россия - 07/28/99 13:57:56 MSD

Лето в этом году выдалось жаркое, что предвещает быстрое наступление осени. Но, все-таки, рановато обострились хронические заболевания. :(
Сочувствую...

Вопрос: 1.Скажите, а в "Фальщивых Зеркалах" описывается игра Unreal?
2.Не собирается ли кто снять "наш ответ звездным войнам" по Вашим произведениям ("Линия грез")?

Михаил Волков
Хабаровск, Россия - 07/31/99 11:55:16 MSD

1. Да, конечно. Я очень люблю эту игру.
2. Эх... Ну кто сейчас в нашей стране найдет... ну, хотя бы пятьдесят миллионов долларов на съемку этого фильма? :) Хотя бы десять? :) Хотя бы - один. :)
Нереально, я полагаю.
Единственное, что можно снять без значительных затрат - "Осенние визиты"... Может быть еще - "Ночной дозор".

Вопрос: А вот слабо на такой вопрос ответить? ;-)
В он-лайновом интервью (эх как бы не соврать) 1998 года (то-ли мая то-ли ноября) отвечая на вопрос о сюжете "Фальшивых зеркал" ты ответил примерно такой фразой: "Прошло 10 лет. Дайверы стали не нужны, поскольку люди адаптировались к Глубине..."
А почему в "финальном релизе" "Зеркал" прошло только 2 года? Главного героя стало жаль (эк ему в 40 лет-то жить?...) или слишком большой срок - слишком много пришлось бы придумывать, или задел на будущие "серии" ( ;-)) или?...
Или это была просто "очепятка"? А если нет, то в какой момент (из-за чего) было принято решение "скостить срок"?

Feanor 'The Guest'
Россия - 08/02/99 12:05:29 MSD

Да все очень просто. :) Первоначально у меня были несколько другие мысли о сюжете "Фальшивых зеркал". И тогда требовался промежуток времени лет в десять. Но - сюжет изменился, и пришлось менять срок, прошедший после "Лабиринта отражений".
Ничего удивительного, в общем. Обычная работа...

Вопрос: Сергей,
после прочтения ряда Ваших произведений (ЛГ-ИИ, ЗХИ-ЗТ) у человека, ранее ничего из Вас не читавшего (не у меня) сложилось четкое стабильное убеждение, что Вы очень боитесь смерти. Это действительно так?

Алькор < >
Москва, Россия - 10/14/99 11:49:35 MSD

Бояться смерти - занятие бесполезное. Сформулирую более правильно - я ее не люблю. :)

Вопрос: Скажите пожалуйста, нельзя ли указывать предполагаемую дату получения разрешения издательства на размещение некоторых
ваших произведений на web страничке.
Ну хоть примерно, а то заходишь периодически
на ваш сайт ,а там опять все то же.
Так и в депрессию впасть можно от такого
количества регулярно неоправдывающихся надежд.
:-))

Евгений < >
Boston, USA - 10/14/99 11:52:20 MSD

В большинстве своем вещи выкладываются через небольшой срок (в пределах года :) ) после опубликования в книжном виде. Бывают исключения, конечно.
Постараюсь порадовать тех читателей, которые не могут приобрести печатные издания к новому году... а чем - пока сюрприз. :)

Вопрос: Сергей, скажи пожалуйста, почему в Дневном дозоре образ Завулона был сильно изменен...
И вообще, как возникла идея написать о Дневном дозоре, а не о Ночном?

Денис < >
Москва, Россия - 10/14/99 11:55:04 MSD

Завулон "изменился" потому, что Дневной Дозор написан (частично, по крайней мере) от имени Темных. Они его видят таким...
Ну а идея витала в воздухе. "Ночной Дозор"... "Дневной Дозор"... А когда Володя Васильев загорелся идеей написать книгу от имени Дневного Дозора, я решил, что это будет совместный роман. Ну, чтобы соблюсти все-таки баланс сил между Темными и Светлыми. :)

Вопрос: Читали ли Вы Юрьева (имя запамятовал) "Белое снадобье", "Люди слепки". Если да, то Ваше отношение к этим произведениям.

Аскар < >
Талдыкорган, Казахстан - 10/14/99 11:57:33 MSD

Да, книги Зиновия Юрьева я читал (в детстве, по большей части). Нравились. Автор достаточно интересный и своеобразный.

Вопрос: Вопрос: Сергей, вопрос может наивный, но все же я его задам --- Какое из моделей будущего, нарисованного Вами, Вам нравится больше всего (на данный момент)?

Аскар < >
Талдыкорган, Казахстан - 10/14/99 12:02:41 MSD

Ох...
Хотел бы я ответить с легкостью... В мир "Прекрасного далека" (третья часть "Лорда", рассказы Веллесбергского цикла) я, пожалуй, уже не поверю. :( Так что, наверное, все-таки мир "Звезд - холодных игрушек". Хотя порой мне кажется, что мир "Линии Грез" куда увлекательнее. :)

Вопрос: Сергей, Вас здесь часто обвиняли в том, что вы пишете книги по различным играм. По моему мнению, сходство (очень сильное) имеет место быть только с игрой Master of Orion (сами угадайте где ;)).
А вопрос заключается в следующем: как Вы отнесётесь к такому событию - по Вашей книге написана игра?

Александр
Москва, Россия - 10/14/99 12:12:36 MSD

Я бы отнесся к этому с большим удовольствием. И готов был бы принять участие в работе над этой игрой. :) Вот только верить прожектам энтузиастов-одиночек давно отвык (угадайте, почему?), а предложений от фирм, занимающихся производством игр, почти не поступало. Нет, было как-то письмо от ребят из Киева, выпустивших "Chasm". Они предлагали написать литературный сценарий к их следующей игре, но что-то, видимо, не сложилось. А ведь неплохая могла бы быть игра по "Ночному Дозору". :) Этакая смесь квеста и квэйка, с выбором за кого играть - за Темных или Светлых. :) Ну, или стратегическая игра "Рыцари сорока островов". :) В общем - жду предложений от серьезных фирм...

Вопрос: Ник Перумов в интервью в НГ-exLibris упоминал, что когда он писал книгу в соавторстве (я точно не помню, с кем, но не с вами), он был взят на подчиненную роль - выписывателя батальных сцен.
Скажите, когда вы писали книгу "Не время для драконов", какое было функциональное разделение ролей?

Павел Гаврилов < >
Москва, Россия - 10/14/99 12:15:36 MSD

Отношения были абсолютно равными. Брали те сцены, которые хотелось написать, но без деления на "батальные", "любовные", "бытоописательные", "философские". Просто писали. :)

Вопрос: Известно, что аннотация, данная на обложке, в значительной мере влияет на решение читателя о приобретении (или не-приобретении) книги. Прошли те времена, когда книги рецензировали известные писатели, академики, критики, на хyдой конец.
Никто не ждет от современной рецензии ни изящества слова, ни, к сожалению, глyбины мысли. Но, несомненно, читатель имеет право хотя бы на приблизительное соответствие содержания книги ее же анонсy.
...Тогда люди еще обитали на зеленой планете по имени Земля. А теперь там только пыль,и чyжие миры не стали домом для тех, кто бороздит межзвездные просторы...
(*Звездная Тень*, Издательство АСТ)
Извините, но неyжели мистер В. Каплан не yдосyжился даже прочесть книгy, которyю изволил *редакировать*? Или господина оформителя серии А. А. Кyдрявцева заботит
лишь серия денег полyчаемых им за, с позволения сказать, работy? Вам же я пишy потомy, что считаю писателя так же в значительной степени ответственным за подобные слyчаи полного неyважения к читателю.
С искренним почтением, и с твердым намерением на приобретать более для реализации
книг издательства АСТ,
Александр Лоскyтов, Книгопродавец :)

Александр Лоскyтов < >
Холон, Израиль - 10/14/99 12:22:18 MSD

Ну, не надо так сурово...
Помню я этот случай. И сам по его поводу ругался в издательстве. Виталий Каплан, равно как А.Кудрявцева, или сам автор книги к аннотации никакого отношения не имеют. Написанием ВСЕХ аннотаций в издательстве АСТ занимается один человек. И вот - я не доглядел, а эта дама не дочитала... и появилась прелюбопытнейшая аннотация...
:(
Теперь контролирую каждый раз этот процесс. Кривлюсь иногда, но хоть подобных явных ляпов не происходит.

Вопрос: Глупый вопрос , особенно к писателю , но не поделитесь ли вы планами "официальных" поездок ?
В частности не собираетесь ли вы в город "травы и пива" ?

Владимир
Прага, Чехия - 10/29/99 09:53:52 MSD

Для меня Прага - не только пиво, и уж никак не "трава". Но я очень люблю этот город, и, конечно же, в него собираюсь. Вот только когда именно соберусь - пока не знаю. :(
"Антон любил Прагу. Более того – не понимал, как ее можно не любить..." (с) "Дневной Дозор", С.Лукьяненко, В.Васильев.

Вопрос: В ЗXИ вы опустили Стругацких (мир Полдня). Явно присутствовала попытка задеть Ефремова. Несмотря на ваше трепетное отношение к собственным "Рыцарям..." (а они явный гибрид Крапивина и Ларионовой - "Cказки королей" - а посему требуют уважения к их мнениям) вы вывели Петра Хрумова - существо (человеком его нельзя назвать) способное не сомневаться в принятии решений, от которых зависят судьбы миллиардов. Далее, вы неоднократно издевались над В.П.К. - в частности, вместе с Буркиным. Ну, мэтр самолично вас поимел. А я добавлю - ПАРАЗИТ ТЫ, СЕРЖ. С высокой степенью наглости и забавной самоуверенности в своей всегдашней правоте.

Н. Ф и м и н
Москва, Россия - 11/01/99 14:15:40 MSK

Отвечать трусливым подонкам - а именно к ним я отношу людей, способных лишь на безопасное тявканье в Интернете - много чести. Кстати, я почти уверен, что и указанное Вами имя - также вымышленное.
Но по поводу "издевательств над ВПК" (кстати, терминология безошибочно выдает в Вас "ушибленного одиночеством") хочется сказать пару слов. Владислав Крапивин - человек, которого я глубоко уважаю и как автора, и как личность. Владислав Петрович читал все мои вещи, которые можно счесть полемикой с его книгами - и "Рыцарей", и "Мальчика и тьму", и трилогию "Сегодня, мама". Можете поверить, что Владислав Петрович - человек высказывающий свое мнение прямо, и если бы он был задет чем-то из моих текстов, высказал бы это в лицо.
Практически то же самое я мог бы сказать и о Борисе Натановиче Стругацком.
Граница между литературной полемикой, пародией и литературным оскорблением - вполне отчетлива. Она существует и существовала во все времена. В книгах братьев Стругацких тоже есть и вполне узнаваемые фигуры из реальной литературной жизни, и ирония в адрес вполне конкретных писателей и произведений. Вячеслав Рыбаков - автор не только "Очага на башне", полемизирующего с известным лозунгом шестидесятников о дружбе, любви и работе, но и автор "Прощания славянки с мечтою", где идет прямое пародирование Ефремова. Элементы такого литературного спора неизбежно встречаются у всех писателей - каждое новое поколение обязано переосмысливать прочитанные книги и полемизировать со своими учителями. Иного не дано.
Ну а Вы, малоуважаемый мной незнакомец, способны лишь на плевки из-за угла. Очевидно - это Ваша судьба, Ваш стиль жизни и Ваша радость.

Вопрос: Сейчас на носу выборы в Государственную Думу, а затем и выборы Президента. В связи с этим вопрос: Как Вы относитесь к политике? Что бы Вы ответили, если бы Вас попросили "поддержать" того или иного лидера или партию?

Peter Huggy
Псков, Россия - 11/01/99 14:32:42 MSK

Уже несколько дней понимал, что этот вопрос неизбежен...
Я к политике не отношусь никак, но вот она - относится и ко мне, и ко всем нам.
Мой выбор - это движение "Отечество - вся Россия" и Примаков. Человек, которому я искренне желаю победы на выборах, которого я с удовольствием бы поддержал. Мне кажется, что он наиболее достойный человек из нашей политической элиты. Надеюсь, что он сумеет вернуть стране и спокойствие, и веру в себя.
Разумеется, это мой личный выбор. Но та постыдная и грязная травля, которая сейчас развернута вокруг Примакова, все больше и больше укрепляет меня в мысли, что я не ошибаюсь.
Решать, в конце концов, всем нам. Не по подсказке истеричных телеведущих. И решать, наверное, посоветовавшись с собственной совестью. Как ни странно, но выбор, более правильный этически, обычно оказывается и наиболее разумным.

Вопрос: Может быть я и глючу, но!
Начав читать отрывок дневного дозора, я тут же натолкнулся на фразы, уже ранее встречавшиеся в других Ваших произведениях. Их было две, но помню я сейчас только одну (за неимением текста, с точностью сказать не могу): что-то там про лифт, где "Спартак" встречается столь же часто, как и нецензурные выражения. По моему что-то подобное было написанно и в "Осенних визитах".
Разъясните, пожалуйста что к чему.
Или я все-таки глючу?

VooDoo
Челябинск, Россия - 11/01/99 18:02:00 MSK

Скорее, все-таки, глючите. :)

Вот цитата из "Дневного дозора":
"Лифт исписан безграмотными граффити, где слово "Спартак" встречается с той же частотой, как нецензурная брань, кнопки прожжены сигаретами и заботливо залеплены окаменевшей жвачкой."

Вот цитата из "Осенних визитов" (максимально схожая, которую сумел найти):
"Слава закрылся в изрисованной зажигалочной копотью кабинке, секунду помедлил, прежде чем нажать на кнопку."

За исключением общего (и, к сожалению, совсем не фантастического факта лифтового вандализма) сходства не вижу. Или Вы все-таки считаете, что два этих абзаца позволяют говорить о самоповторе? :)

Насчет второй замеченной Вами схожести ничего сказать не могу - вспоминайте. :) Только точнее, если можно.

Вопрос: Я вспомнил название ресторана где подают печено вепрево колено это "У САДУ" (он находится напротив пражской телебашни, тоже ничего себе конструкция), так оттуда вы узнали это блюдо или нет?
п.с. вы понечно смеетесь над "приключениями желудка", но поесть же ваши герои любят :)))

Станислав
Екатеринбург, Россия - 11/02/99 13:20:28 MSK

Нет, на самом деле это блюдо я попробовал в Праге. В замечательном ресторанчике "Черный орел", что возле метро "Малостраньска". Если окажетесь в Праге - рекомендую. :)
А вот заказывать воспетые Гашеком кнедлики не стоит. Читая книгу их представляешь гораздо более вкусными, чем они являются. :)

Вопрос: Перечитывая Ваши произведения, наткнулся на такие
совпадения:
"Хоть тушкой, хоть чучелом, только в небо..." - Андрей Хрумов, ЗХИ
"Хоть тушкой, хоть чучелом -- лишь бы в глубину..." - Леонид, ФЗ
Вопрос - кто написал второй роман, при условии, что первый написал Сергей Лукьяненко?;)

Zero
Москва, Россия - 11/04/99 17:46:25 MSK

Ну, здесь Вы почти правы. Только не "ЗХИ", а "Звездная тень" - "ЗТ".
Единственное мое оправдание - видимо, и Андрей Хрумов, и Леонид слышали и запомнили старый добрый анекдот о попугае, которого пытались вывезти за рубеж... :) Вот он им обоим и вспомнился... :)

Вопрос: Privet , v pare poslednix nomerov gazeti "Vesti" a imenno ot 28.10.99 ,i pered nim prosto ne pomnyu nomera bila opublikovana statia nekoego Pesaxa Amnuelia {nu eto bivshii sovetskii fantast},tak esli korotko peredat soderganie to vsia sovremennaia russkaia fantastika govno;Oldi,Lukianenko i ostalnie goniat val,Strugatskii B.N.- voobshe antisemit.Otvetite gadu pogaluista,shob krov iz nosa.Galko shto u menia net skannera ja bi poslal statiyu.Gazeta "Vesti",prilogenie "Okna" ot 28.10.99.

Rostislav
Bet-shemesh, Israel - 11/10/99 12:04:49 MSK

Честно говоря, Вы меня и удивили, и расстроили своей информацией. Книги Песаха Амнуэля, в бытность его еще Павлом Амнуэль я читал с большим удовольствием. Вещи написанные им в Израиле - тоже остались своеобразным и любопытным явлением в фантастике. Как-то с трудом верится в его высказывания подобного плана - особенно, в адрес Бориса Натановича Стругацкого.
Могу лишь предположить, что здесь сказывается либо какая-то неверная информированность Песаха Амнуэля, либо искажены его собственные слова. О других вариантах, честно говоря, просто не хочется задумываться...

Вопрос: Прочитал фрагмент Вашего произведения "Дневной Дозор". Очень неприятные впечатления.Вы знаете, иногда кажется, что Вы пишете только лишь для того чтобы изучать реакцию людей на Ваши "литературные эксперементы". Чем-то это напоминает хирурга, который режет лягушку, чтобы узнать какие рефлексы отмирают позднее, какие раньше. Ведь в чем Вас только не упрекали в интервью и в "книжках для голубых", "лейсбийских сценах", "пропаганде фашизма", но заметьте не один не написал об отсутствии таланта, практически никого Ваши произведения не оставили равнодушными. В "Д.Д." Вы просто превзошли сами-себя, тут просто не знаешь фенимизм ли это бульварный роман или мыльная опера, если б не характерный стиль С.Лукьяненко.
Я прошу понять меня правильно: это как Вы выражаетесь не "наезд" и даже не "хамство". Я прочитал практически все Ваши доступные произведения, почти твоего возраста и по-прежнему считаю Вас лучшим писателем-фантастом конца 20-го века. Понимаю, что писатель может позволить себе все, кроме как быть не популярным, но ведь и популярность бывает разная. Очень жаль, что такие вещи как "Осенние визиты", "Поезд в теплый край", "Человек, который ничего не умел", "Фугу в мундире" Вы больше не пишете.
Зато свою интригу Вы сохранили - никто не знает, что Вы напишете, но все знают, что прочитать все равно придется, хотя бы для того составить свое мнение.
Лично я думаю, что Вы сможете написать все и в любом жанре, что захочете(или Вам закажут). Честно говоря, не верится, что Вы исписались или перешли в категорию "серийнных мыльных" писателей.
Прошу прошения за резкость, я никоим образом не собираюсь Вас осуждать или советовать Вам писать только то, что мне интересно. Просто хочется Вас понять. Абсолютно не настаиваю на публикации в интервью, хотя , наверное, не одному мне это интересно, можно ответить просто мылом, а то просто какое-то неприятно впечатление создается - реакция людей на произведение важнее самого произведения.

Березин Андрей Геннадьевич
Нижний Новгород, Россия - 11/10/99 12:14:21 MSK

"Дневной Дозор" - эксперимент, в первую очередь, над самим собой. Особенно его первая часть, которая выложена на странице. Дело даже не в том, что этот роман написан в соавторстве. Просто писать от лица женщины - достаточно трудно, по крайней мере для меня. Единственное, что я делал в этом плане раньше - рассказ "Слуга" и несколько эпизодов в "Осенних визитах". Не менее трудно и писать от лица Темной Иной. Достаточно часто главные герои моих произведений не являлись образцами нравственности - но законченными эгоистами (а именно это и является для меня сутью Темных) они тоже бывали крайне редко.
Я понимаю, что определенный оттенок "феминизма" или бульварного романа в приведенном фрагменте мог возникнуть. Именно из-за этих, сложных для меня обстоятельств текста - написание от лица женщины, от лица Темной... Но давайте, все-таки, окончательное суждение Вы вынесете по прочтению текста романа целиком? Я надеюсь, что оно окажется менее неприятным для Вас... ну, и для меня тоже. :)

Вопрос: Когда наконец-то выйдет "Геном", очень хочется почитать!

Сергей
Витебск, Беларусь - 12/06/99 19:06:04 MSK

Отвечаю сразу на все вопросы о "Геноме".
По моим данным - "Геном" уже вышел, тираж пойдет в продажу на этой неделе. В Москве уже можно найти (подпольно) ворованные с типографии экземпляры, а это верный признак - книга вот-вот будет широко доступна.
Жду вместе с Вами... ну не могу я контролировать типографию, я писатель, а не издатель... :(

Вопрос: Всегдашним образом уважаемый Сергей Лукьяненко,
в связи с создавшимся в вашей Гостевой книге настроением я счел небесполезным осведомить вас о существовании и попросить вас о комментарии на нижеследующее стихотворение Николая Гумилева:
МОЛИТВА МАСТЕРОВ
Я помню древнюю молитву мастеров:
Храни нас, Господи, от тех учеников,
Которые хотят, чтоб наш убогий гений
Кощунственно искал все новых откровений.
Нам может нравиться прямой и честный враг,
Но эти каждый нас выслеживают шаг.
Их радует, что мы в борении, покуда
Петр отрекается и предает Иуда.
Лишь Небу ведомы пределы наших сил,
Потомством взвесится, кто сколько утаил.
Что создадим мы впредь, на это власть Господня,
Но что мы создали, то с нами посегодня.
Всем оскорбителям мы говорим: привет,
Превозносителям мы отвечаем: - нет!

Mithgol the Webmaster < mithgol@mail.ru>
Москва, Россия - 12/09/99 23:27:22 MSK

Меня радует, что Вы, иногда, читаете хорошие стихи. Свои у Вас получается хуже, поверьте.
Удачи!

Вопрос: Сергей,как вы относитесь к стилю анимации "manga"?
"Ночной дозор" так и напрашивается на экранизацию...
И к вашему слову об энтузиастах-одиночках: а если все-таки возъмется да нарисует.Неважно что-игру,мультфильм или фильм.Попробовать-то хоть можно?Вы сами против не будете?

Георгий < klipart@mail.primorye.ru>
Владивосток, Россия - 12/12/99 12:11:05 MSK

К "анимэ". "Манга" - это стиль комиксов.
:)
Смотря к каким проявлениям... если к мультфильмам уровня "сэйлор мун" - то плохо, если к мультам уровня "призрак в доспехах" или "лапута" - весьма и весьма положительно.
Я по этому поводу долго спорил и ругался с клубом любителей анимэ. Они устроили заговор, прислали агента, и подбросили мне несколько лучших мультфильмов. Пришлось признать свою ошибку. :)
Насчет "попробует и нарисует" - да конечно же, положительно! В успех не очень верю, но всецело за!

Вопрос: Сережа! Дочке 11 лет очень понравились Ваши книги (не космические). Она очень расстроилась, что нет продолжения "Холодных берегов". Может, Вас уже 100 раз спрашивали, когда оно будет... Как вы относитесь к тому, что Ваши книги читают дети?

Инна < maslov@actor.ru>
СПб, Россия - 12/12/99 12:14:57 MSK

В очередной раз убеждаюсь, что в СПб очень развитые дети... :)
Спасибо Вашей дочке за интерес к моим книгам. Продолжение "Холодных берегов" я сейчас как раз и пишу. Как только закончу - сразу же сообщу. Фрагмент будет выложен уже на днях.
А насчет того, что мои книги читают дети... Знаете, все зависит от конкретных детей. Некоторым я бы посоветовал подождать. Другим - читать выборочно, не все произведения. Но есть и такие, что в десять лет читают и понимают содержание вполне здраво. Невозможно всех мереть одинаково, тем более по такому условному признаку, как возраст. :)

Вопрос: Я присоединяюсь к вопросу об "официальных" визитов (его задавал Владимир
из Праги). А как распрастроняются Ваши интересы по Европе и Америке?
Дают же туры артисты, так чем плохи писатели? Ктому же можно и в частную поездку поехать. :-) Кста-ти сейчас много русско говорящих за рубежом бывшего союза. Ктому же в Германии тоже хорошее пиво и колбаски :-). Я думаю Вам понравится здесь.
Кста-ти в Рурской области много живут из Каратау. У меня там тоже родня была, но теперь вся тут.

Joerg Makarow (или просто Юра :) < makarow@mail.ru>
RE, Deutschland - 12/12/99 12:20:54 MSK

Да какие же это визиты официальные? Обычные турпоездки: раз в год, в самую жару, когда в Москве находиться очень неприятно, я сам себя отправляю в отпуск.
В Германии, конечно, побывать интересно. В любой стране, на мой взгляд, стоило бы побывать хотя бы один раз (В Чехии, в Праге, можно и несколько раз :) ). Так что... может быть... когда-нибудь...
Но, кстати, замечу, что в Чехии встречал массу немецких туристов, с аппетитом уплетающих колбаски и хлещущих пиво. О чем-то это говорит... :)

Вопрос: 1) Какой (-ие) из Ваших персонажей Вам наиболее симпатичен (?), лучше сказать нравится (например мне - Кей Дач, дайвер Леонид и Ильмар) ?
2) Давно спросить хотел, разрешение использовать Ваших персонажей в своей книге
(точнее, Ольги, Гесера и Завулона, то бишь про мир из которого они пришли), начал вторую часть.
3) И если таковое разрешение будет дадено, то хочу спросить, нужно ли предоставить ПОЛНУЮ свободу действий какому-либо персонажу, или все-таки необходимо иногда его притормаживать, вгоняя в какие-то рамки ( например, когда вампир Атт сказал, что он и есть Завулон, я чуть со стула не упал :(

Anubis < art@istu.edu>
Иркутск, Россия - 12/12/99 12:35:57 MSK

1. Кей Дач, Леонид, Ильмар, Заров, Хрумов... :)
Ряд ясен? Главные герои, поневоле, симпатичны все - в них наиболее много вкладываешь. Из второстепенных - Ванда Каховски (ЛГ-ИИ), Маг и Маньяк (ЛО) - впрочем тут случай особый, у них есть реальные прототипы, дед Хрумова, все мршанцы (ЛГ-ИИ), Гесер (НД), Алиса Донников (Дневной Дозор), авалонский рыцарь Стась (только что законченная повесть "Неправильный рыцарь" из нового романа "Танцы на снегу) :)
2. Запретить формально я Вам этого не могу. Но зачем это Вам нужно? Куда интереснее создавать свои миры, и своих героев, поверьте.
3. Ох... Вы знаете, это Вы с Завулоном разбирайтесь. Может быть глава ДД Москвы и повеселится, узнав, что он вампир... но у Темных такое странное чувство юмора! А вампиров и оборотней они держат за низших существ - в большинстве своем.

Вопрос: 1. Не изменилось Ваше мнение в отношении выборов?
2. Вы неоднократно выссказывали свое мнение по поводу агрессии НАТО в Югославии. Каково Ваше мнение по поводу происходящего в Чечне?
3. Чем порадуете читателей к Новому году? В частности, "Дневной дозор" - когда?

Peter Huggy < peterh@mail.ru>
Псков, Россия - 12/12/99 12:45:27 MSK

1. Нет, не изменились. Я же не флюгер. :) А что стоит за телепропагандой - тоже неплохо представляю. Есть возможность проверять сказанное там из других "неофициальных источников"...
2. НАТО в Югославии - агрессия ряда сильных стран против маленького суверенного государства. Кстати, все ли обратили внимание на тот факт, что никаких обещанных следов геноцида на территории Косово найти не удалось? А как кричали...
Операция России на собственной территории в Чечне - это полицейская операция государства на собственной территории. Очень неприятно, что дошло до этого - когда надо было просто предотвратить саму ситуацию. Очень плохо, что гибнут наши солдаты и мирные жители. Но позволить существовать на своей территории анклаву террористов не может ни одно государство. Либо отсоединять и обносить границу колючкой, либо вводить войска. Увы, конец двадцатого века во всем мире вызвал чрезвычайное напряжение в национальных вопросах...
3. Чем порадую? Вышел - наконец-то! - "Геном". Будет выложен ряд произведений. К католическому рождеству, наверное. :) "Дневной Дозор" должен выйти в феврале... впрочем, "Генома" я тоже ждал в сентябре... :(

Вопрос: Сейчас в одной из эхоконференций ФИДО идет обсуждение вопроса о похожести двух таких произведений, как вашего "Острова Русь" и "Там, где нас нет" Михаила Успенского. В частности, приводится такая история: "Жил да был в Красноярске один журнал, который печатал фантатстику. Если мне не изменяет склероз, "День и ночь" назывался, да и до сей поры жив он еще. и принесли туда два молодых соавтора две повести - "Сегодня, мама!" и "Остров Русь", причем предполагалось, что напечатана будет вторая. Однако к публикации приняли только первую книгу, а по поводу второй долго и смущенно мялись, но так и не взяли. Спустя полгода один очень уважаемый автор, тесно сотрудничавший с журналом, напечатал свою новую повесть. Под названием "Там, где нас нет".
Так что же это - просто случайность, возникшая в результате модной ныне "славянофилии" в литературе? Не хотелось бы никого обвинять в плагиате... Успенского люблю, Да и у вас книги неплохие..

Jellicle < jellicle@chat.ru>
Сургут, Россия - 12/12/99 12:56:54 MSK

А зачем же кого-то обвинять в плагиате? :)
Факты изложены верно. Я их привел в разговоре именно потому, что в плагиате с "Там, где нас нет" обвинили нас с Юликом. Но дело в том, что "Остров Русь" был отправлен в журнал "День и ночь" _до_выхода_ "Там, где нас нет". А также опубликован с продолжениями в новосибирской газете... "Вечерний Новосибирск", кажется. Рисунки оттуда даже выложены на этой страничке.
Другой вопрос в том, что публиковать "Остров Русь", вполне вероятно, не стали именно потому, что публикация подряд двух юмористических вещей на "славянском материале" выглядела бы странно. Но это вполне понимаемая ситуация, и естественно, что приоритет был отдан местному автору. Ничего странного или неправильного в этом нет.
(Есть, кстати, хорошая фраза Жванецкого: "Что такое писательская жизнь? Ни одной мысли вслух!")

Вопрос: Давайте попробуем еще раз - без истерик и угроз. Вы считаете - "каждому времени - свои книги''. Вы не верите в абсолютные, инвариантные относительно "временного сдвига" морально-этические ценности? Любая этическая система, имевшая в человеческой истории, более-менее широкое распространение включала в себя ''свободу выбора (или личностную)''. И этим самым была внутренне противоречива - точнее это было как пятый постулат в геометрии Эвклида (аксиома параллельных). Но ведь можно от нее отказаться и построить иную систему ценностей, уже совершенно внутренне сепарабельную - почему же вы так рьяно абсолютизируете именно "свободу". Ведь на самом деле она достижима только для отдельной личности, но никак не для массы. Исключение ''свободы'' (в инстинктивном ее понимании) и замена ее на ''осознанную необходимость'' - это единственный путь выживания человечества. В противном случае оно либо останется на современном уровне (неизменном с пещерных времен) этического развития, либо выродится в ''элоев'' - эстетствующую элиту самодостаточных эгоистов и ''морлоков'' - тупое быдло, управляемое масс-медиальными средствами (для которых свобода будет означать - самый максимум - поорать на митинге). Вы, как писатель, являетесь творцом будущего - неужели вы не ощущаете ответственности за эрозию истинных ценностей, которой вы успешно помогаете пропагандой ''свободы'' в таких книгах, как ЗХИ, ЗТ, ФЗ,... ? Зачем унижать мечту?

Николай Фимин < fimin@chat.ru>
Москва, Россия - 12/12/99 13:16:29 MSK

Давайте попробуем.
Я никогда не был склонен к анархизму (в вульгарном его понимании), а уж тем более к вседозволенности. И с фразой: "Исключение ''свободы'' (в инстинктивном ее понимании) и замена ее на ''осознанную необходимость'' - это единственный путь выживания человечества." в принципе могу согласиться. В связи с этим - совсем не риторический вопрос: где же это Петр Хрумов или дайвер Леонид ставили личную свободу ("свободу в инстинктивном понимании") выше свободы общей ("осознанной необходимости")? Честно говоря - не припомню. Дурной тон цитировать себя, но рискну:
"Мы устали верить в добро и любовь, мы написали на знамени слово “свобода” - в наивной вере, что свобода - выше любви. Пора взрослеть." ("ЛО")
"Я слишком много говорил... о свободе... о праве быть собой. Но мы не свободны, мальчик мой. Мы рабы. Мы слуги своей любви.
— Дед, я верю тебе...
— Я слишком любил Землю. Любил наш смешной мир. И нашу несчастную страну — всегда любил больше, чем Землю. И свой дом любил больше, чем страну. Потому что только такова любовь, она складывается из малого, из частичек, из чего-то смешного и глупого, из подъезда, где первый раз целовался, из двора, где первый раз подрался, из работы, в которой нашел себя... Не свобода важна, Петя. Любовь..." ("ЗХИ")
Так где здесь абсолютизация свобода и "эрозия истинных ценностей"? Вы действительно читали мои книги? С чем или с кем Вы спорите? Объясните, где в них пропаганда "свободы" как вседозволенности, права сильного решать за слабых, культа сверхчеловека царящего над "быдлом"? Кстати, пример с "элоями" и "морлоками" совсем уж неудачен, если вспомнить, _кем_ питались морлоки...
Точнее - пример прямо противоположен Вашим словам.Теперь о морали. Вы спрашиваете: "Вы не верите в абсолютные, инвариантные относительно "временного сдвига" морально-этические ценности?"
Да, не верю! Назовите мне "инвариантные" и "абсолютные" морально-этические ценности. Хотя бы в рамках ОДНОЙ КУЛЬТУРЫ, но на протяжении длительного времени. Морально ли иметь трех жен? Морально ли разводиться? Аморален ли "свободный секс"? Аморален ли гомосексуализм? Возьмите разные общества, да просто разных времена - и вы получите прямо противоположные ответы! А ведь я намеренно привожу примеры самого простейшего, "основного инстинкта", с которым человечество могло бы уже давно разобраться и выработать постоянную мораль! Но нет... все так же скачки в разные стороны. Нет морали и этики вне времени и пространства, вне общей культуры, вне конкретных людей.
"Не убий"? А если - защищаясь? А если - на войне? А если - спасая других людей? А если - избавляя от мук умирающего?
Эх, если бы они были, "инвариантные относительно "временного сдвига" морально-этические ценности"... Все было бы просто. Вот только мы тогда были бы роботами. И литература, цель которой именно постановка вопросов о морали и этике, была бы нам не нужна.
Да, я много говорю о свободе. Очень много, но мне кажется, что она того заслуживает. И единственным фактором, ограничивающим свободу, я считаю мораль. Любовь, скажу конкретнее. Может быть потому, что это единственная сила, заставляющая нас ДОБРОВОЛЬНО и РАДОСТНО ограничивать собственную свободу. А поскольку свобода личности не может быть безграничной (если, конечно, вы не находитесь на необитаемом острове), то я всецело за такой ограничительный фактор. Именно за любовь - в самом широком, философском понимании этого слова. А не за статьи законов, догматы веры и устоявшиеся нормы - которые через десяток-другой лет либо изменятся, либо станут трактоваться совсем иначе.
В конце-то концов... или в начале начал...
"Сие заповедую вам, да любите друг друга."
Иоанн, 15.17

Вопрос: Как вы относитесь к иллюстрациям в своих книгах?
Не раздражают ли вас несоответствующие "картинки"?
Ведь первое мнение о книге формируется не только исходя из аннотации, но из оформления.Часто меня берет злость когда я вижу книги оформленые как дешевые женские романы

FL
Москва, Россия - 12/15/99 12:58:25 MSK

Увы, иллюстраций в книгах сейчас практически не делают. Невыгодно... Остается только обложка, но и с хорошими художниками, способными оформить книгу, ситуация достаточно напряженная. Пожалуй, больше всего надежд я возлагал на художника Анри ("Ночной Дозор", "Фальшивые зеркала" - хотя обложка и менее удачная, новая обложка "Лабиринта отражений"), но, к сожалению, последнее время Анри практически отошел от оформления книг. В результате "Геном" вышел с западным слайдом на обложке, а "Дневной Дозор" будет рисовать кто-то другой. Меня это печалит, разумеется. Но такова сложившаяся на данный момент ситуация. :(

Вопрос: Sorry for english, I have not russian letters
on my keyboard. The question is:
What is the origin of name Zavulon?
It is very close to name Zvulun - one of the
12 jewish branches. Is it just eventually?

Vadym Zhuravlov
Москва, Россия - 12/15/99 13:13:20 MSK

Прошу прощения за мой русский, но на нем как-то привычнее. :)
Происхождение имени Завулон Вы поняли правильно. Это один из двенадцати сыновей Иакова, последний из шести сыновей, рожденный Лией, родоначальник-эпоним одного из "колен Израилевых". В песне Деворы, относящейся к древнейшим частям Ветхого завета говорится: "Завулон - народ, обрекший душу свою на смерть" (Суд. 5, 14 и 18)
Является ли Завулон из Дневного Дозора Москвы тем самым Завулоном, или одним из его потомков - не знаю...

Продолжение off-line интервью


В начало off-line интервью | Задать вопрос

При разработке книги учтен опыт "Вечернего Интернета"
За что Антону Носику отдельное спасибо!




Оставьте Ваши вопросы, комментарии и предложения.
(с) 1996-1999 Верстка, дизайн, иллюстрации, другая помощь - Коллектив.
(с) Текущая поддержка страницы - Константин Гришин.
Рисунки, статьи, интервью и другие материалы НЕ МОГУТ БЫТЬ ИСПОЛЬЗОВАНЫ без согласия авторов или издателей.