ТЕКСТЫ   ФИЛЬМЫ   КРИТИКА   РИСУНКИ   МУЗЫКА          
 F.A.Q.   КОНКУРСЫ   ФАНФИКИ   КУПИТЬ КНИГУ          

1998 год
Конкурс рецензий

Антон Фарб

НЕ ВРЕМЯ ДЛЯ ФАНТАЗИЙ
или
ХВАТИТ ХВАЛЕБНЫХ РЕЦЕНЗИЙ

Рецензия на роман “Не время для драконов”

 

Лукьяненко - Перумов... Неожиданный тандем. Совсем разные авторы, абсолютно разные книги - и вдруг: совместный роман. Я даже глазам своим не поверил, когда увидел книгу на лотке. Но купил: интересно ведь, чего у них получилось! Буркина и Лукьяненко тоже было трудно представить пишущими вместе, а ведь трилогия “Сегодня, мама!” - одна из моих любимых вещей.

Купил.

Начало показалось удивительно знакомым: простой современный человек при помощи случайно встреченной (и случайно спасенной) девочки-подростка попадает в другой мир. Хм, где я это уже читал...

А тем временем... Пока главный герой с тупым упорством цепляется за свой скептицизм и прагматизм и упрямо не верит в свое перемещение (мало фантастики в детстве читал, наверное), тем временем читатель шанс познакомиться с этим самым миром.

Мир, где правят могущественные маги. Мир, которому угрожает неминуемая гибель. Мир, который может спасти только пришелец извне.

Вот только зачем с ним знакомиться? Все уже знакомо. Давно. И могущественные маги, и волшебство стихий и тотемов, и даже балахоны этих магов уже где-то встречались. И читано про это раз ...дцать. Вообще-то, попахивает патологией: если мир волшебный, то на грани уничтожения. Чтоб было, значит, кого спасать.

Герой - Виктор - человек благоразумный. Никого спасать он не рвется. Оно ему надо? Но... Куда ж ты денешься, риторически вопрошают маги, наставляя Виктора на путь истинный. Раз уж притащили тебя в этот мир - давай, работай! Спасай человечество!

Правда, этого хотят не все маги. Некоторые спасителя побаиваются. Мол, спасет, драконов всех перемочит, потом за нас примется?! Эти - трусливые - маги герою мешают. Пакости устраивают. Для обострения сюжета. Однако вскорости выясняется, что пакости эти - вовсе и не пакости, а суровые уроки жизни. Для пользы дела, так сказать. Маги эти - вовсе не отщепенцы, а совсем наоборот. Тут мотивация поступков этих самых магов клана Воды становится, мягко говоря, не вразумительной, но - на то они и маги, чтобы простые смертные ломали голову над их делами.

А в результате несчастный герой покорно преодолевает одно испытание за другим, набирается крутости и идет бить дракона. То есть не просто дракона, а Дракона.

Тут возникает заминка - оказывается, чтобы убить Дракона, надо самому стать драконом. Но разве ж это заминка? Герой уже слишком крут, чтобы обращать внимания на подобные мелочи. “И тебе морду набьем, и твоего червяка склюем!” (c) старый анекдот. Виктор быстренько копается в своей родословной, находит нужные корни, заполняет анкету (“пункт 5. Национальность - Убийца Драконов”), и идет, то есть летит на разборку с поганым звероящером.

На этом роман заканчивается.

Что меня больше всего удивило - так это подзаголовок. “Роман-фэнтези”. Постойте, сказал я, ведь “фэнтези” - по-аглицки “фантазия”! а где здесь фантазия? Я чего-то не приметил.

“Не время для драконов” вполне мог бы сойти за роман-пародию на фэнтезийные штампы, если бы в нем было хоть немножко юмора. Но увы. Юмора там нет вовсе, а вот банальностей...

Если маг - то хитрый и коварный. И в балахоне. Если без балахона - то с бородой. Если без бороды - то лысый. И всегда - старик, умудренный опытом прожитых столетий. Умудренный настолько, что некоторые его ошибки, непростительные даже для зеленого юнца (Надо же было перепутать клан Воды и клан Огня! Хоть бы ксиву спросил бы) объяснить можно только старческим склерозом.

Если волшебница - то прекрасная и обольстительная (хитрая и коварная - это само собой). Все волшебницы красивы, несмотря на свой возраст. Прекрасные и сексапильные чародейки столетнего и более возраста встречаются в романах-фэнтези так часто, что начинаешь с ностальгией вспоминать старушку бабу-Ягу и прочих уродливых ведьм.

Если кланы - то враждуют. От скуки, наверное. Колдовство девать некуда.

Ну а про героя и говорить нечего. Высок, красив, благороден, умен, самоотвержен, интеллигентен, комсомолец, спортсмен... Пардон, это из другой оперы. Но в принципе - тоже верно. Чтобы сделал я, если бы меня за шкирку выдернули в другой мир и заставили бы его спасать? Хм. Послал бы всех подальше, разумеется. Или хотя бы прикинул бы, стоит ли этот мир таких трудов.

Мир-то ведь скучный. Банальный. Таких миров - ого-го сколько. Гномы и эльфы, файтеры и маги. AD&D, короче. Малый типовой набор. Ну, не малый - пусть большой типовой набор (гномы-то, оказывается, - электрики, и железные дороги строить умеют), пусть даже с дополнениями в виде магического унитаза - но ведь все равно набор. Заурядная коллекция придумок, которая кочует из одной книги в другую. Из DragonLance в ForgottenRealms и обратно.

Только если с Драгонлэнсами и Форготнутыми Рилмсами все ясно (потому я их и не покупаю), то от таких матерых авторов, как Лукьяненко и Перумов я лично ожидал большего.

Роман написан крайне неровно, уверенно-напористый стиль Лукьяненко периодически сменяется размеренно-медлительным повествованием Перумова, где-то до середины книги не отпускает впечатление, что авторы писали каждый свое, а потом наспех склеили свои произведения и наспех же навели поверхностный блеск. Может, это из-за того, что роман писался восемь месяцев и в четырех городах, если верить последней строке?

Временами авторы пытались отвлечься от описания очередной схватки, и протолкнуть в книгу какие-то мысли, но мыслям там места не оставалось. Нет, кое-что все-таки там было, но ничего нового, по-настоящему нового и оригинального я там не заметил. Единственное, над чем я смог задуматься, прочитав эту книгу - а не зря ли я потратил деньги?

Книга ведь вышла неинтересная. Все герои элементарно укладываются в АДнДшную систему (я с ней, правда, знаком поверхностно, но впечатление осталось именно такое), все приключения предсказуемы от начала до конца, даже эпизода с толкинистом на барже подсознательно ожидаешь. (То, что авторы не любят толкинутых - это правильно. За что их любить? Их жалеть надо. Но вот то, что издевки над эльфами с деревянными мечами входят в привычку... Сначала “Лабиринт Отражений”, теперь здесь... То же мне, блин, герои нашего времени!)

Когда я покупаю новый роман Лукьяненко, я всегда жду чего-то нового, чего-то такого, что не читал никогда раньше. А тут... То ли специально, то ли невольно Лукьяненко и Перумов решили пойти проторенной дорогой тысяч фэнтезятников. Зачем напрягаться, когда дедушка Толкиен все давно придумал? Вперед!

Или это была судорожная попытка реабилитировать жанр? Ограничить себя тесными рамками “классических законов фэнтези” и доказать, что есть-таки золото в Серых Горах?! Что можно хорошо писать независимо от формы?

Что можно написать хорошую книгу не прибегая к помощи фантазии?

Ну-ну. Не мне, конечно, поучать профессионалов от пера, но только - зачем? Зачем кому-то что-то доказывать? Особенно, если Серые Горы и сотни Пиругов уже в печенках сидят? Мало что ли Владигоров, Властимиров и прочих, которые даже и не пытаются вылезти из рамок банальностей?

С сожалением приходится констатировать, что жанр фэнтези отдан на растерзание коммерческим поделкам. Конечно, на их фоне “Не время для драконов” - шедевр, но стоит ли равняться? Фэнтези тонет. Тонет в тысячах книжек, написанных задней левой ногой заработка ради. Тонет в “произведениях” сотен подражателей и продолжателей. Что-то пытается делать Сапковский, не выходя за рамки классики, ему это удается, и неплохо, но Сапковский - один, а Пиругов...

А сэр Олди смело отряхивается от гоблинов и троллей, меняя их на дэвов и ифритов, не забывая перемежать рукомашество и ногодрыжество философскими рассуждениями. Да и Лукьяненко в свое время не поленился придумать Летящих и Крылатых и описать свой мир - пусть “двумя красками - черной и белой, быстро и небрежно”, но ведь это был новый мир - совсем новый и совершенно не знакомый. И герои там не только боролись со злом, но и пытались понять, что есть зло и что есть добро.

Роман “Не время для драконов” меня разочаровал. Сильно. Так сильно, что я трижды подумаю, прежде чем купить “Мгновения дня, мгновения ночи”, когда они выйдут. Подумаю... и, наверное, все-таки куплю ;)

Надежда умирает последней!

 

P.S.
А насчет Даньки и Лэна, прибившихся к клану Воздуха... Теперь я понял, почему “Лэн открыл лавку и начал торговать керосиновыми лампами, а Данька начал спиваться” ;(
От скуки, наверное.

 

Поиск на сайте
Русская фантастика => Писатели => Сергей Лукьяненко => Творчество => Конкурсы => 1998 год. Конкурс рецензий => Антон ФАРБ
[Карта страницы] [Новости] [Об авторе] [Библиография] [Творчество] [Тексты] [Критика] [Рисунки] [Музыка] [F.A.Q.] [Конкурсы] [Фанфики] [Купить книгу] [Фотоальбом] [Интервью] [Разное] [Объявления] [Колонка редактора] [Клуб читателей] [Поиск на сайте]


© Составление, дизайн Константин Гришин.
© Дизайн, графическое оформление Владимир Савватеев, 2002 г.
© "Русская Фантастика". Редактор сервера Дмитрий Ватолин.
Редактор страницы Константин Гришин. Подготовка материалов - Коллектив.
Использование материалов страницы без согласования с авторами и/или редакцией запрещается.