Лукьяненко - Перумов... Неожиданный тандем. Совсем разные авторы, абсолютно разные книги - и вдруг: совместный роман. Я даже глазам своим не поверил, когда увидел книгу на лотке. Но купил: интересно ведь, чего у них получилось! Буркина и Лукьяненко тоже было трудно представить пишущими вместе, а ведь трилогия “Сегодня, мама!” - одна из моих любимых вещей.
Купил.
Начало показалось удивительно знакомым: простой современный человек при помощи случайно встреченной (и случайно спасенной) девочки-подростка попадает в другой мир. Хм, где я это уже читал...
А тем временем... Пока главный герой с тупым упорством цепляется за свой скептицизм и прагматизм и упрямо не верит в свое перемещение (мало фантастики в детстве читал, наверное), тем временем читатель шанс познакомиться с этим самым миром.
Мир, где правят могущественные маги. Мир, которому угрожает неминуемая гибель. Мир, который может спасти только пришелец извне.
Вот только зачем с ним знакомиться? Все уже знакомо. Давно. И могущественные маги, и волшебство стихий и тотемов, и даже балахоны этих магов уже где-то встречались. И читано про это раз ...дцать. Вообще-то, попахивает патологией: если мир волшебный, то на грани уничтожения. Чтоб было, значит, кого спасать.
Герой - Виктор - человек благоразумный. Никого спасать он не рвется. Оно ему надо? Но... Куда ж ты денешься, риторически вопрошают маги, наставляя Виктора на путь истинный. Раз уж притащили тебя в этот мир - давай, работай! Спасай человечество!
Правда, этого хотят не все маги. Некоторые спасителя побаиваются. Мол, спасет, драконов всех перемочит, потом за нас примется?! Эти - трусливые - маги герою мешают. Пакости устраивают. Для обострения сюжета. Однако вскорости выясняется, что пакости эти - вовсе и не пакости, а суровые уроки жизни. Для пользы дела, так сказать. Маги эти - вовсе не отщепенцы, а совсем наоборот. Тут мотивация поступков этих самых магов клана Воды становится, мягко говоря, не вразумительной, но - на то они и маги, чтобы простые смертные ломали голову над их делами.
А в результате несчастный герой покорно преодолевает одно испытание за другим, набирается крутости и идет бить дракона. То есть не просто дракона, а Дракона.
Тут возникает заминка - оказывается, чтобы убить Дракона, надо самому стать драконом. Но разве ж это заминка? Герой уже слишком крут, чтобы обращать внимания на подобные мелочи. “И тебе морду набьем, и твоего червяка склюем!” (c) старый анекдот. Виктор быстренько копается в своей родословной, находит нужные корни, заполняет анкету (“пункт 5. Национальность - Убийца Драконов”), и идет, то есть летит на разборку с поганым звероящером.
На этом роман заканчивается.
Что меня больше всего удивило - так это подзаголовок. “Роман-фэнтези”. Постойте, сказал я, ведь “фэнтези” - по-аглицки “фантазия”! а где здесь фантазия? Я чего-то не приметил.
“Не время для драконов” вполне мог бы сойти за роман-пародию на фэнтезийные штампы, если бы в нем было хоть немножко юмора. Но увы. Юмора там нет вовсе, а вот банальностей...
Если маг - то хитрый и коварный. И в балахоне. Если без балахона - то с бородой. Если без бороды - то лысый. И всегда - старик, умудренный опытом прожитых столетий. Умудренный настолько, что некоторые его ошибки, непростительные даже для зеленого юнца (Надо же было перепутать клан Воды и клан Огня! Хоть бы ксиву спросил бы) объяснить можно только старческим склерозом.
Если волшебница - то прекрасная и обольстительная (хитрая и коварная - это само собой). Все волшебницы красивы, несмотря на свой возраст. Прекрасные и сексапильные чародейки столетнего и более возраста встречаются в романах-фэнтези так часто, что начинаешь с ностальгией вспоминать старушку бабу-Ягу и прочих уродливых ведьм.
Если кланы - то враждуют. От скуки, наверное. Колдовство девать некуда.
Ну а про героя и говорить нечего. Высок, красив, благороден, умен, самоотвержен, интеллигентен, комсомолец, спортсмен... Пардон, это из другой оперы. Но в принципе - тоже верно. Чтобы сделал я, если бы меня за шкирку выдернули в другой мир и заставили бы его спасать? Хм. Послал бы всех подальше, разумеется. Или хотя бы прикинул бы, стоит ли этот мир таких трудов.
Мир-то ведь скучный. Банальный. Таких миров - ого-го сколько. Гномы и эльфы, файтеры и маги. AD&D, короче. Малый типовой набор. Ну, не малый - пусть большой типовой набор (гномы-то, оказывается, - электрики, и железные дороги строить умеют), пусть даже с дополнениями в виде магического унитаза - но ведь все равно набор. Заурядная коллекция придумок, которая кочует из одной книги в другую. Из DragonLance в ForgottenRealms и обратно.
Только если с Драгонлэнсами и Форготнутыми Рилмсами все ясно (потому я их и не покупаю), то от таких матерых авторов, как Лукьяненко и Перумов я лично ожидал большего.
Роман написан крайне неровно, уверенно-напористый стиль Лукьяненко периодически сменяется размеренно-медлительным повествованием Перумова, где-то до середины книги не отпускает впечатление, что авторы писали каждый свое, а потом наспех склеили свои произведения и наспех же навели поверхностный блеск. Может, это из-за того, что роман писался восемь месяцев и в четырех городах, если верить последней строке?
Временами авторы пытались отвлечься от описания очередной схватки, и протолкнуть в книгу какие-то мысли, но мыслям там места не оставалось. Нет, кое-что все-таки там было, но ничего нового, по-настоящему нового и оригинального я там не заметил. Единственное, над чем я смог задуматься, прочитав эту книгу - а не зря ли я потратил деньги?
Книга ведь вышла неинтересная. Все герои элементарно укладываются в АДнДшную систему (я с ней, правда, знаком поверхностно, но впечатление осталось именно такое), все приключения предсказуемы от начала до конца, даже эпизода с толкинистом на барже подсознательно ожидаешь. (То, что авторы не любят толкинутых - это правильно. За что их любить? Их жалеть надо. Но вот то, что издевки над эльфами с деревянными мечами входят в привычку... Сначала “Лабиринт Отражений”, теперь здесь... То же мне, блин, герои нашего времени!)
Когда я покупаю новый роман Лукьяненко, я всегда жду чего-то нового, чего-то такого, что не читал никогда раньше. А тут... То ли специально, то ли невольно Лукьяненко и Перумов решили пойти проторенной дорогой тысяч фэнтезятников. Зачем напрягаться, когда дедушка Толкиен все давно придумал? Вперед!
Или это была судорожная попытка реабилитировать жанр? Ограничить себя тесными рамками “классических законов фэнтези” и доказать, что есть-таки золото в Серых Горах?! Что можно хорошо писать независимо от формы?
Что можно написать хорошую книгу не прибегая к помощи фантазии?
Ну-ну. Не мне, конечно, поучать профессионалов от пера, но только - зачем? Зачем кому-то что-то доказывать? Особенно, если Серые Горы и сотни Пиругов уже в печенках сидят? Мало что ли Владигоров, Властимиров и прочих, которые даже и не пытаются вылезти из рамок банальностей?
С сожалением приходится констатировать, что жанр фэнтези отдан на растерзание коммерческим поделкам. Конечно, на их фоне “Не время для драконов” - шедевр, но стоит ли равняться? Фэнтези тонет. Тонет в тысячах книжек, написанных задней левой ногой заработка ради. Тонет в “произведениях” сотен подражателей и продолжателей. Что-то пытается делать Сапковский, не выходя за рамки классики, ему это удается, и неплохо, но Сапковский - один, а Пиругов...
А сэр Олди смело отряхивается от гоблинов и троллей, меняя их на дэвов и ифритов, не забывая перемежать рукомашество и ногодрыжество философскими рассуждениями. Да и Лукьяненко в свое время не поленился придумать Летящих и Крылатых и описать свой мир - пусть “двумя красками - черной и белой, быстро и небрежно”, но ведь это был новый мир - совсем новый и совершенно не знакомый. И герои там не только боролись со злом, но и пытались понять, что есть зло и что есть добро.
Роман “Не время для драконов” меня разочаровал. Сильно. Так сильно, что я трижды подумаю, прежде чем купить “Мгновения дня, мгновения ночи”, когда они выйдут. Подумаю... и, наверное, все-таки куплю ;)
Надежда умирает последней!
P.S.
А насчет Даньки и Лэна, прибившихся к клану Воздуха... Теперь я понял, почему “Лэн открыл лавку и начал торговать керосиновыми лампами, а Данька начал спиваться” ;(
От скуки, наверное.
|