Это не рецензия. Это отзыв. Разгневанный и возмущенный.
Что? Какие игрушки? Ах, "Холодные игрушки"... Нет, это здесь не причем. Так и быть, покушение на священных коров отечественной фантастики Сергею Лукьяненко простить можно. Но вот то, что он сделал в "Холодных Берегах"...
Начну издалека.
Сергей Лукьяненко - хороший писатель. Возражений нет? Нет. Хорошо. Продолжим.
Сергей Лукьяненко - нехороший человек. Нет, лично я с ним не знаком (к сожалению), но вывод этот сделан целиком и полностью из первого тезиса.
Есть такая у него статья "История болезни, или Игры, которые играют в Людей". Очень интересная статья. В ней автор сокрушается по поводу увлечения компьютерными играми. Приведу цитатку:
Ведь если взять по-настоящему хорошую и знаменитую игру, то количество прожитого ей времени приводит в ужас. Вы играли в "DOOM"? И за сколько прошли игру, за неделю? Значит, вы умный. Ну так возьмите эту неделю и умножьте на несколько миллионов. Вам еще не страшно?
А теперь чуть-чуть переиначим:
Ведь если взять по-настоящему хорошую и знаменитую книгу, то количество прожитого ей времени приводит в ужас. Вы читали "Лабиринт Отражений"? И за сколько прочли до конца, за сутки? Значит, вы умный. Ну так возьмите эти сутки и умножьте на несколько миллионов. Вам еще не страшно?
Ну как, поняли? Пусть кинет в меня камень то, кто ни разу не сидел за монитором до утра, дочитывая новый роман Лукьяненко, только что утащенный из Сети.
Ай! Вы чего камнями кидаетесь, гражданин? Ах, у вас компьютера нет... Сочувствую. Но те, у кого дома или на работе стоит этот адский агрегат, со мной согласятся: эффект от выхода в Сеть новой вещи Лукьяненко сравним разве что с целенаправленной диверсией вражеских спецслужб. Любые боевые вирусы блекнут в сравнении с талантом и коварством автора, заставляющего бедных читателей погружаться в вымышленные миры настолько глубоко, что некоторые уже не могут вынырнуть.
Вы скажете, что теперь издательства запрещают авторам выкладывать свои полные тексты. Правильно. Но сие есть часть сговора авторов и этих акул издательского бизнеса. Как опытные торговцы наркотиками, они сначала приучают клиента бесплатными дозами удовольствия, а когда клиент доходит до кондиции и при словах "Новый Лукьяненко вышел" начинает лихорадочно бегать по магазинам - вот тут-то и проявляется все коварство многоступенчатого плана по завлеканию беззаботных читателей в ряды фэнов.
Вы купили роман? Не расслабляйтесь. Теперь вам придется купить весь сериал...
Ладно, шутки в сторону. (Надеюсь, все вышесказанное будет оценено как шутка, каковой оно и является - если кто обиделся, простите бога ради).
Перейдем к делу.
"Холодные берега". Увлекательный роман о ловком воре Ильмаре по прозвищу Скользкий Джи... просто Скользкий, который не любил детей и... Пересказывать содержание я не буду, дабы не испортить удовольствие тем, кто романа не читал.
Роман интересный, оригинальный, безумно увлекательный, но...
Про "но" - чуть позже. Сначала будем хвалить.
Лукьяненко в очередной раз доказывает, что талантливому автору тесно в рамках традиционных жанров. "Холодные Берега" - это фэнтези или все же сайенс фикшн? Тайное Слово - это заклинание или психофизическое усилие, позволяющее использовать четырехмерную складку пространства?
Но какая разница? Главное, что роман интересный. Настоящий триллер о беглом преступнике, спасающемся от правосудия и попутно выручающем маленького мальчика - будущего Мессию. Все очень лихо закручено и красиво описано. Мир, оказывается, может существовать и без железа (почти), а Богом может быть не только тот, кто учил давать, но и тот, кто учил отнимать.
Свежо, оригинально и интересно.
Отдельно хочется сказать о языке, которым роман написан. Просто здорово! Именно благодаря манере главного героя рассуждать и говорить погружение в мир становится стопроцентным. Катарсис, однако...
А вот теперь перейдем к "но".
Сюжет романа, его живые и правдоподобные персонажи, вполне реальный мир - все это замечательно. Но хочется чего-то большего. Чего-то, над чем можно напрячь не только нервы ("убежит - не убежит", "догонит - не догонит"), но и мозги.
Увы. "Холодные Берега" - одна из самых пустых книг Лукьяненко. Единственный вопрос, который может возникнуть у читателя (хорошо-хорошо, у меня) - так это сакраментальное "Стоит ли счастье всего человечества слезинки - или жизни - одного ребенка?" Вон как за Марком охотятся - значит стоит. Или нет? Жаль, что Федор Михайлович не защитил этот вопросик своим копирайтом - его потомки были бы сейчас весьма не бедными людьми.
И второе "но" - роман попросту не окончен. Все замечательно, читается на одном дыхании, а потом вдруг "бумс" - как головой об стенку - и на тебе: "Конец первой книги".
И это на самом интересном месте!!!!
Я, тихонько скрежеща зубами, начинаю наводить справки о продолжении - и что я узнаю? Продолжения-то нет! И будет еще не скоро!
У Лукьяненко много дилогий и трилогий. Но все они состоят из отдельных и законченных произведений. Выйдут "Фальшивые Зеркала" - куплю обязательно. Не выйдут - "Лабиринт Отражений" останется прекрасной книгой и сам по себе.
Когда Кей Дач сказал "Я отучу вас мечтать" - это был финал. Пусть открытый, но финал. Потом было очень удачное продолжение, но и без него "Линия Грез" - великолепный роман. Продолжения "Осенних визитов" я себе не представляю - его там и не может быть, роман закончен.
А "Холодные Берега"... Ну нет там конца! Просто нет. Оборвали на полуслове, издали и сказали "ждите продолжения". А сколько его ждать, когда оно выйдет... Вот я и говорю - это заговор! Коварный заговор! Я протестую! Я хочу знать, что будет дальше! Я... Все, все больше не буду. Извините, сорвался. Погорячился.
Но в самом деле, неужели писатели разучились сжато излагать свои мысли? Сколько новых рассказов вышло у Лукьяненко за последние годы? Ни одного? А сколько романов превратились в дилогии и трилогии?
Что дальше? Двадцатитомные эпопеи? Но зачем? Неужели ради денег? Да нет, что-то не верится...
Сколько есть авторов, которые ни разу не использовали одного и того же героя или один и тот же мир более чем в одном романе? Сколько авторов ни разу не издевались (по-другому и не назовешь) над читателями, заставляя их ждать продолжений и продолжений продолжений?
Вот-вот. А ведь рассказ написать куда сложнее, чем многотомную эпопею. При написании романа вдохновение можно подменять усидчивостью, а в рассказе такие фокусы не проходят.
Кроме того, за рассказы меньше платят.
Вы заметили, что больше половины этой "рецензии" - просто треп? Заметили. А все потому, что я просто не знал, что там можно рецензировать. Ну не пускаться же в пространные рассуждения о возможности существования мира почти без железа - это меня как-то мало волнует. Но и молчать я не захотел!
Обидно. Обидно, что давно любимый и уважаемый мной автор вдруг выпускает профессионально склепанный, но все же простоватый боевичок, своеобразную жвачку для мозгов, да еще с почином на продолжения, число которых стремится в бесконечность... Ну зачем Лукьяненко отбивать хлеб у Головачева? Тот ведь тоже кушать хочет...
Не ожидал я такого, честно скажу. Просто не ожидал.
Может, дальше будет лучше? Хотя... Очень уж на скользкую тему вышел автор в конце романа: мальчик-мессия. Религия - тема хоть и вечная, но все же банальная. И если во второй книге Маркус пожертвует собой ради всего человечества, лично я буду сильно разочарован. Слишком уж это предсказуемо и очевидно...
Но если Сергею Лукьяненко снова удастся выкрутиться, если вторая часть романа окажется философским шедевром, переполненным новыми идеями и мыслями - я буду первым, кто принесет свои искренние извинения за скоропалительные выводы. Честное слово!
Осталось только дождаться этого продолжения. Надеюсь, что автор не станет брать пример со Стивена Кинга и томить читателей по пять-шесть лет.
И мы все скоро узнаем, сможет ли Рауль Эндимион защитить Энею от всемогущей Церкви, и удастся ли Энее научить всех и каждого пользоваться Связующей Бездной... Ой. Эк меня занесло. Я хотел сказать, сможет ли Ильмар Скользкий защитить Марка от всемогущей Церкви, и удастся ли Марку научить всех и каждого пользоваться Холодом...
(Это не наезд. Это глюки моей операти... то есть ассоциативной памяти. У меня такое бывает. Извините).
|