ТЕКСТЫ   ФИЛЬМЫ   КРИТИКА   РИСУНКИ   МУЗЫКА          
 F.A.Q.   КОНКУРСЫ   ФАНФИКИ   КУПИТЬ КНИГУ          

1999 год
Конкурс рецензий

Инок Маслова

Мыши плакали, кололись...

 

...Но продолжали жрать кактус.

Безумно понравилась это фраза. (Прочла в бесплатной газетке. Не знаю автора, но мечтаю узнать.) Сперва я планировала начать рецензию совершенно иначе. Но прочитала , чтобы быть немного в курсе, несколько чужих отзывов, и злосчастные мыши, грызущие кактус, немедленно замаячили у меня перед глазами. Потому что многие так - сперва ругают, вылавливают блох, обвиняют в плагиате, обзывают нехорошими словами, а заканчивают тем, что читали, читают и читать будут. Потому что здорово. Потому что интересно. Потому что...

А некоторых рецензентов я вообще не понимаю:: неужели стОит тратить столько времени и пыла, чтобы наговорить человеку гадостей? (Тем более, что женщина должна быть мягше. И гибчее.)

Я не буду выискивать неточности и погрешности. Не буду проводить параллели с зарубежными фантастами, ибо о некоторых и не слыхала даже. (Ну есть, есть пробелы в моем образовании...) Я даже не буду писать про умные мысли. (Почему-то, по моим наблюдениям, у женщин часто так занудно это получается) Или, стоп. Немножко буду. А помните, как трудно было достать хорошую книгу в далекие застойные годы? Особенно фантастику. И были Стругацкие... Одна знакомая моих родителей, в библиотеке которой я в детстве паслась, говорила мне, что в те марксистско-ленинские времена Стругацкие заменяли мыслящим людям философию. Верю. Только почему-то сейчас их читать не могу. (Только не кидайте в меня камнями!) Но рецензию я пишу на книги С. Лукьяненко, поэтому к нему и возвращаюсь. Эта же моя знакомая, прочитала две его книги и совсем ей не понравилось. Более того, сказала, что никаких мыслей нет. Обидно мне стало, но я утешилась тем, что ей уже далеко за 60. Может, люди после 60 лет по-другому все воспринимать начинают... Так вот, лично я мысли нашла. И много. И интересные. И глобально-философские. И даже поспорила бы с кем-нибудь. Только не здесь и не сейчас. Потому что...

(Эх, сколько энергии и слов потратила я в золотые годы юности,  доказывая сверстникам противоположного пола, что ничуть мужчины не умнее женщин. Со временем махнула рукой. Черт с вами, будьте умнее.)  Рецензии ведь были не только ругательные, встречались и такие, в которых  развито много авторских идей, теорий, обсуждены проблемы бытия, увидено то, что писатель вложил, и чего не вкладывал - тоже... Не буду с ними тягаться и выдавливать из себя глубокие и умные мысли, все равно не переплюну. Попробую написать о другом, точнее, небольшой анализ проведу.

Когда я беру в руки новую книжку Лукьяненко, что я могу сказать заранее? Не считайте, что это упрек автору по поводу штампов. Это моя дурная привычка во всем искать закономерности.

Итак.

  Во-первых, я точно знаю, что там будет, как минимум, один ребенок (подросток) со своими проблемами. Кстати, а почему некоторые считают, что Лукьяненко не любит детей? Подумать только, какой кровожадный монстер! У него дети в книгах погибают иногда. Господа (товарищи)! Ну это ж не серьезно! Представила себе картинку: сидит такой детоненавистник и отводит душу - отправляет на тот свет несчастных детишек (на бумаге, в реале не выходит пока). А я-то по простоте душевной думала, что он детей любит, раз ему интересно о них писать. Можно подумать, до Лукьяненко ни один писатель своих героев не убивал. (Примеры пропущены в целях экономии места и времени)

 Во-вторых, обязательно будет, хотя бы в намеке, какой-нибудь извратный секс. С затеями. (Само слово "затейник" в ЭТОМ смысле привело меня в неописуемое восхищение). Помню, сам Сергей в одном из интервью говорил примерно так, что эротика должна быть... Вот тут я не уверена. Не потому, что считаю, что эротика или, пойдем дальше, порно - это ФИ, плохо. Но мне лично кажется, что "эротическая" литература абсолютно для других целей предназначена, так что пусть уж она будет отдельно как-нибудь. Это относительно описаний. (Разгромную статью на "Дневной дозор" писать не буду, дождусь 2 и 3-ей частей. Но в первой, по-моему, был явный перебор с описаниями. Так что места на другое почти и не осталось) Зачем лично автору "затеи" с межрасовым или, скажем, одно- (трех) полым развратом, не понимаю, честно говоря (не хочется думать, что для повышения читательского спроса). Но меня эти "затеи" и не достают особо. Ну, пусть будут.

Ага, вот тут анализ закончился, попер синтез. Я уже написала, что человек я терпимый (Димочка! Если ты тут читаешь, имей в виду, что на тебя это не распространяется!). Пока дело детей не касается. Потому что у меня и сын, и дочь (13 и 11). Так вот, я уже на полном серьезе, без всяких шуточек, заявляю, что не вижу у Лукьяненко даже намеков, которые бы меня, как маму, возмутили бы. Это я по поводу ссылок с геевских сайтов. Некоторым будильник женскую грудь напоминает, так что ж теперь делать?..

Теперь продолжаю мои пункты.

В-третьих. Вот что мне безумно нравится - это чувство юмора, и вообще, язык. Книжку можно растаскивать на цитаты. Кроме общечеловеческого юмора еще много всяких мелких штучек, которые не всегда сразу доходят. Обидно, конечно, что далеко не все до меня и дошли. Не по моей тупости, правда, а от недостатка информированности. Ладно, буду радоваться от тому, что есть. Например, "талантливому литературоведу Виктору Буздугану". (в ФИДО не была, но читала сборники эхо-конференций на CD "Домашняя библиотека"). Мне ужасно завидно, что человек ухитряется столько вложить в текст!

В-четвертых, меня поражает разнообразие жанров. То есть, здесь я как раз заранее ничего сказать не могу - будет ли действие в космосе (дальнем либо ближнайшем будущем), в альтернативном мире, или прямо тут у нас, включая совсем недавние события. Может, и наш осенний питерский ураган с наводнением куда-нибудь войдет и свое объяснение получит. А еще я такая темная и дремучая - лишь этой осенью, случайно читая описание "Master of Orion", пояла, откуда мир "Линии грез". Впрочем, это и не меняет ничего.

В-последних, наконец. Да просто - невозможно оторваться! Неважно, с дисплея читаешь, или натуральную книжку - сидишь до глубокой ночи как приклеенный. Настолько лихо все закручено, совершенно неожиданные повороты сюжета (конечно, я здесь не о том, что читатель радостно догадывается раньше Леонида, кто такая Нике. Так есть ведь и другие навороты).

А теперь вернемся к нашим мышам. Может, в каких-то местах я и плакала (от переизбытка чувств. Старею, наверное, сентиментальность не к месту появляется), но не кололась, это точно. Наоборот. В тяжелые годы жизни в глуши, в Татарии, в общежитии арматурного завода (какого черта меня вообще туда занесло - это отдельная история, достойная романа, а лучше - сериала...) книги Лукьяненко для меня были, как Катерина. ДА, лучом, ДА, света, ДА, в темном... (Впрочем, и сейчас являются, только жизнь у меня, в связи со сменой места жительства,  существенно просветлела. Так что я даже нахально лезу в Интернет через одолженный модем.) И, если автор, как было обещано, читает рецензии и героически добрался до этого места,.то хочу сказать ему большущее пламенное спасибо!

ИнОк

 

 

Поиск на сайте
Русская фантастика => Писатели => Сергей Лукьяненко => Творчество => Конкурсы => 1999 год. Конкурс рецензий => И. МАСЛОВА
[Карта страницы] [Новости] [Об авторе] [Библиография] [Творчество] [Тексты] [Критика] [Рисунки] [Музыка] [F.A.Q.] [Конкурсы] [Фанфики] [Купить книгу] [Фотоальбом] [Интервью] [Разное] [Объявления] [Колонка редактора] [Клуб читателей] [Поиск на сайте]


© Составление, дизайн Константин Гришин.
© Дизайн, графическое оформление Владимир Савватеев, 2002 г.
© "Русская Фантастика". Редактор сервера Дмитрий Ватолин.
Редактор страницы Константин Гришин. Подготовка материалов - Коллектив.
Использование материалов страницы без согласования с авторами и/или редакцией запрещается.