ТЕКСТЫ   ФИЛЬМЫ   КРИТИКА   РИСУНКИ   МУЗЫКА          
 F.A.Q.   КОНКУРСЫ   ФАНФИКИ   КУПИТЬ КНИГУ          

2000 год
Конкурс рецензий

Алекс Бор

Осенние визиты

 

Знаете ли вы, почему писатели пишут книги? Писатель Ярослав Заров, герой романа Осенние визиты, и в некотором роде Альтер эго самого Лукьяненко, ответил просто: А я больше ничего не умею делать. Так что если вы, учась в школе, перебивались с двойки на тройку, затем протирали американские джинсы тверского пошива в университете, но после пятого курса так и не поняли, на кого вы выучились, и если сей весьма и весьма прискорбный факт не позволяет вам столярничать, водить автомобиль или, на худой конец, делать деньги из воздуха - то вам прямая дорога в писатели, в инженеры человеческих душ, ибо именно на этом поприще в наше рыночное время вы добьетесь успехов и славы...

Но это к слову. Ибо роман Лукьяненко совсем о другом. Помните сериал Горец? Рефрен, звучащий почти в каждой серии – Должен остаться только один!, – утверждает бессмертный Дункан Маклауд, срубая голову очередному супостату, также бессмертному. (Думается, доблестный Горец не скоро обретет долгожданное одиночество: число бессмертных, которых он должен лишить головы, растет явно в геометрической прогрессии...)

Героям Визитов намного легче, чем неутомимому горцу Маклауду: их всего-то тринадцать, чертова дюжина. Семеро людей – 13-летний подросток, пожилой ученый, молодой (но уже достаточно известный) писатель-фантаст, депутат Госдумы (по совместительству – преступный авторитет), украинский военный, медсестра-лесбиянка и редактор издательства (по совместительству - киллер). К шестерым из них нежданно-негаданно пожаловали их двойники, Посланники Высших Сил: Посланник Развития, Посланник Знания, Посланник Творчества, Посланник власти, Посланник Силы и посланник Любви. Седьмой, киллер-редактор, остался без посланника, но он ему не нужен, так как тот сам по себе является Посланником – Посланником Тьмы, и именно Тьма позволяет ему легко находить и уничтожать свои жертвы... Впрочем, это совсем не означает, что остальные люди – так называемые прототипы и присланные к ним Посланники – слуги Света. Все гораздо сложнее...

Просто Земля в очередной раз стала ареной борьбы за человечество различных вселенских сил, и оттого, кто победит, зависит, каким путем пойдет человечество – путем Развития, Знания, Творчества, Власти, силы, или любви... В предыдущие времена победа чаще всего доставалась Власти. Так Посланник Любви Христос был распят по воле Посланника Власти Понтия Пилата, а вторая мировая война, начатая Гитлером, Посланником Творчества, завершилась победой Сталина, Посланника Власти...

Словом, действительно должен остаться только один... (эта фраза, кстати, довольно-таки часто звучит в романе). И не важно, кто останется – человек-прототип или Посланник. Так что крутой получился боевичок, замешанный на психологическом триллере.

Либо пародия на то и другое, потому что Лукьяненко – писатель очень ироничный, он смело ломает привычные стереотипы и обыгрывает сюжетные ходы этих важнейших их современных искусств. И делает это легко, элегантно, не оставляя никаких сомнений в том, что идет интеллектуальная литературная игра с читателем, к элементам которой относятся и столь любимые Лукьяненко переклички с Крапивиным (в первую очередь с романом Лоцман: два писателя, Ярослав Заров и Игорь Решилов очень похожи, хотя первый очень молод, а второму далеко за пятьдесят; один не любит детей, другой – наоборот; сближает их не только то, что оба – фантасты, но и усталость от жизни и желание изменить окружающий мир). В результате чего читатель, не знакомый с книгами Крапивина, пройдет мимо скрытых цитат и явных намеков, не увидит полемики между двумя писателями и окажется слегка обделенным.

Возможно, кого-то привлекут в романе сцены лесбийской любви и иных извращений, хотя Сергею Лукьяненко очень далеко до иных крутых авторов типа Лимонова, и наличие небольшой доли клубнички в его книгах (например, в романе Мальчик и тьма наличествует сцена совращения подростка взрослой женщиной)  – все тот же элемент литературной игры. Игры в крутую литературу. Хотя умирают люди в романах Лукьяненко (и Осенние визиты не исключение) по-настоящему. Писатель умеет показывать смерть как весьма неприглядное явление...

...А в финале Визитов, вопреки известной формуле, остаются все-таки двое: писатель и подросток, уставшие от бессмысленной бойни. Прототипы Творчества и Развития. И хочется верить, закрыв книгу, что ни силы Света, ни силы Тьмы, затеяв очередную битву за человечество, больше не заставят их спустить курок...

 

Алекс Бор,

1997-1999

 

 

Поиск на сайте
Русская фантастика => Писатели => Сергей Лукьяненко => Творчество => Конкурсы => 2000 год. Конкурс рецензий => Алекс Бор
[Карта страницы] [Новости] [Об авторе] [Библиография] [Творчество] [Тексты] [Критика] [Рисунки] [Музыка] [F.A.Q.] [Конкурсы] [Фанфики] [Купить книгу] [Фотоальбом] [Интервью] [Разное] [Объявления] [Колонка редактора] [Клуб читателей] [Поиск на сайте]


© Составление, дизайн Константин Гришин.
© Дизайн, графическое оформление Владимир Савватеев, 2002 г.
© "Русская Фантастика". Редактор сервера Дмитрий Ватолин.
Редактор страницы Константин Гришин. Подготовка материалов - Коллектив.
Использование материалов страницы без согласования с авторами и/или редакцией запрещается.