Звезда молодого алмаатинца Сергея Лукьяненко зажглась на литературном небосклоне в 1992 году, когда он смело заявил о себе романом Рыцари Сорока Островов. Роман стал смелой и удачной попыткой соединить чистую романтику сказочно-фантастических повестей Владислава Крапивина с жесткой стилистикой современного боевика. Лукьяненко предельно ожесточил крапивинские сюжеты, придал им более современное звучание. О романе спорили и читатели, и критики, сам Крапивин отозвался о нем неодобрительно.
Затем последовала написанная чуть раньше повесть Пристань желтых кораблей – более смелое использование крапивинской стилистики. Читая Пристань, невольно вспоминаешь Голубятню и В ночь большого прилива: перед нами то ли сон, то ли явь; то ли наша Земля, то ли другая планета, то ли какое-то параллельное пространство; и – жгучая тайна, которую вынуждены разгадывать юные и взрослые герои повести... И в довершение всего – неожиданно жесткий, и в тоже время неизбежный финал, к которому никогда бы не решился подвести сове повествование Крапивин.
В повестях и рассказах, вошедших в сборник (Пристань..., Отложенное возмездие, Восьмой цвет радуги, Тринадцатый город, Именем Земли, Капитан, Способность спустить курок) чувствуется влияние Крапивина. Однако Сергей Лукьяненко находит новые сюжетные ходы, делая свои повести увлекательными, и в тоже время предлагает читателю задуматься о добре и зле, о жизни и смерти, об ответственности взрослого человека за ребенка - словом, делает тоже, что и Крапивин. Но, в отличие от Крапивина, Лукьяненко не дает однозначных ответов, даже если они лежат на поверхности. Герои Лукьяненко чем-то похожи на крапивинских персонажей, но они менее прямолинейны, им свойственно сомнение в правильности своих поступков. Правда, слегка раздражает навязываемое писателем стремление решать все проблемы самопожертвованием (как говаривал товарищ Сталин – Нет человека – нет проблемы).
Хочется выделить рассказ Приключения Стора – блестящую пародию на Владислава Крапивина, Евгения Гуляковского, Аркадия и Бориса Стругацких и других российских фантастов.
Алекс Бор,
1997
|