Приближение конца века и конца тысячелетия отчетливо сказывается на отечественной литературе и в особенности на литературе фантастической. Писатели, с одной стороны, не могут пройти мимо такого явления как смена эпох. Они как бы подводят некую черту под своим творчеством, желая разграничить все, написанное в ХХ веке и то, что будет создано в веке XXI. С другой стороны, как это почти всегда бывает в ситуациях, подобных нашей, усиливаются эсхатологические тенденции. Мы уже прочитали несколько книг, в которых повествуется о конце света: "Рубеж", "Армагед-дом", "Штурмфогель". Произведения очень разные по духу, повествовательной манере и идейному содержанию. И вместе с тем есть в них что-то общее. Этакая тревожная нота, ожидание чего-то неизвестного и неизбежного. Чего? А не того ли, о чём прямо и открыто пишет в своем новом романе Сергей Васильевич Лукьяненко?
"Близится утро" является продолжением романа "Холодные берега". Но любой, прочитавший обе книги "Евангелия от Сергея", заметит их резкий контраст. "Холодные берега" – роман приключенческий. В нем много экшена, событий. "Близится утро" – роман философский. Это нечто новое для Лукьяненко. Само собой, он и раньше наполнял свои произведения всевозможными размышлениями по мелким и глобальным проблемам. Но такое, как в "Утре", встречаем впервые. Сергей Васильевич как будто постарел на несколько десятков лет. Появилась некая мудрость, пророческая прозорливость что ли. Он блестяще стилизуется под неторопливую, эпическую манеру повествования евангелистов.
"Дети! Последнее время. И как вы слышали, что придет антихрист, и теперь появилось много антихристов, то мы и познаем из того, что последнее время»". Взволнованный голос апостола Иоанна звучит со страниц романа, сливаясь с голосом самого автора. Да, две тысячи лет назад пришел в наш мир Он, чтобы искупить своею кровью грехи человечества. Пришел и ушел, обещав вернуться. И вот мы ожидаем второго пришествия Его, высчитывая сроки и боясь ошибиться и не узнать. Превратиться либо в пособников Антихриста, либо в новоявленных Фом неверующих. Именно такими сомнениями терзается и главный герой книги вор Ильмар.
Это уже не тот энергичный и деловой мужчина, который пленял нас своей находчивостью при чтении "Холодных берегов". Из-под внешней личины постепенно проступила его подлинная сущность. Он оказывается наиболее верующим из всех двенадцати спутников новоявленного мессии. Если те веруют лишь сердцем, то Ильмар пытается поверить и разумом, постичь суть миссии первого Искупителя и его наследника Маркуса. Не случайно именно ему является и Пасынок Божий, и (как это нам показалось) Его противник.
Подлинно верующим людям роман "Близится утро" может показаться богохульным и еретическим. Но ведь у каждой эпохи свой Христос. Смешно требовать от писателя рубежа II и III тысячелетий трактовать этот величественный образ в духе первых христиан или отцов церкви. Тем более, что в нашем случае мы имеем дело с ярким примером Альтернативной Истории. Мир "Евангелия от Сергея" – это не наш мир с ядерными бомбами и космическими ракетами. В этом мире главной ценностью является не золото, а железо, а планеры передвигаются с помощью примитивных термохимических (?) реакций. Какая-то причудливая смесь позднего средневековья с ранним капитализмом. И однако же история Христа (или, если угодно, Пасынка Божьего) у Лукьяненко очень близка к той, подлинной, но апокрифической истории, которая могла происходить в древней земле Иудейской две тысячи лет назад. Автор весьма прилично освоил библейские тексты. Даже в соответствии с пророчеством Исайи сделал мессию не зрелым мужем, а подростком.
Маркус и есть дитя, а не сгусток материализованной духовной энергии. В нем чего-то не хватает для того, чтобы поверить в божественную сущность принца. Это всего лишь куколка, яйцо, из которого должен вылупиться либо Искуситель, либо Искупитель. Но искушенный читатель уже с середины книги чувствует, что исход этой истории не будет столь однозначным. Грядет новый Царь мира сего, но власть его не от неба, а от земли. И если приглядеться повнимательнее, то видно, кто подлинный двигатель и центр этой небольшой компании. Ведь отнюдь не Маркус собирает апостолов первого призыва, а Ильмар. И не вор оказывается предателем, уйдя от принца со компанией. Это они покидают его, уже осознавшего свою миссию. Символичен конец романа, в котором Ильмар выходит к Геннисаретскому озеру: "Две маленькие рыбацкие лодки стояли на берегу, а рыболовы, вышедшие из них, вымывали сети. Я посмотрел в небо – и небо затаило дыхание. Я пошел к берегу». Сравним: "Увидел Он две лодки, стоящие на озере; а рыболовы, вышедшие из них, вымывали сети" (Лук. 5, 2). Итак, с концом романа история отнюдь не заканчивается. Второе пришествие лишь начинается. "Te Deum Laudamus" – "Тебя, Боже, хвалим"!
|