Вчера погиб выдающийся ученый Мичурин. Он полез на березу за яблоками, но сломалась одна из липовых веток и ученый упал, а сверху его завалило арбузами.
Сообщение ИТАР ТАСС
"А нафига мне теперь Мелькор?" – подумала Элхэ,
перекидывая через забор Аст-Ахэ мешочек с Сильмариллами.
Элхэ Дотс
Создав систему, посмотри – не операционная ли она.
Фольклор ФИДО
До чего довел планету этот фигляр ПЖ!
Пацаки чатланам на голову сели!
Кин-дза-дза
Как и все произведения глубокоуважаемого Сергея Лукьяненко, я прочитала "Геном" за ночь, а потом дня два не могла отплеваться. В общем, реакция нормальная – легкая тошнота, прилипший от сладости язык к небу и гомерический хохот над вычисленными приколами.
Но все по порядку.
Верно подмечено... "Пишите только о том, что знаете очень хорошо, либо о том, чего не знает никто". Сударь Лукьяненко, судя по всему, повесил этот лозунг над монитором своего компьютера (АКА рабочим столом АКА печатной машинкой) и все время, пока занимался "Геномом", не отрывал от него взгляда. Ведь действительно – что мы знаем о генетике и генетическом материале? Меньше, чем о жизни на Альтаире (если она там есть, конечно).
О Космосе и виртуальности писать можно сколько угодно, но всегда найдется кто-то, кто скажет вредненьким голосочком, пряча в усах ехидную ухмылочку... "А так не бывает!" Над генетикой же можно извращаться сколько угодно, особливо, если не прилагать к книге таблицы генетических изменений для разных спецов. Кроме того, всегда можно отговориться тем, что наступило ДБ (Далекое Будущее) и в нем могут придумать все, что угодно.
Вот и допридумывались...
Однако, если начинать с самого начала, то стоит особо отметить, что сладкое я не люблю, но в случае с произведениями Сергея Лукьяненко, спасает некоторое количество соли в виде довольно приличного юмора. Так и приходится читать, сдабривая сие сладко-соленое блюдо своей кислой улыбкой.
Итак, открываем книгу с "Геномом", стараясь не смотреть на обложку, дабы не заплакать. Открываем и сразу же наталкиваемся на то, что принято называть "посвящением" или "эпиграфом". Уж не знаю, что можно найти в этом романе аморального, кроме легкого налета, пардон, педофилии, а так же, что в нем циничного, кроме отношения к читателю. Филологическими изысками, а так же неожиданными поворотами сюжета, "Геном" не блистает, и если бы не добрая порция доброго стеба (даже он не циничен, а всего лишь слегка ехиден), то был бы попросту скучен.
(Маленькое отступление по поводу изысканности современной литературы. Как-то кто-то сказал, что, мол, современная литература плоская и простая, как отполированный диск металла. Кто сейчас будет копаться в сложнейшем внутреннем мире главного героя, который страдает от мук своей совести? Кому это нужно? Нынешний Самый Главный Герой (СГГ) должен бегать по городу с бензопилой и резать всех встречных старушек, тыря у них мелочь по карманцам; скрываться от служб сыска в наркоманских притонах и борделях, где обязательно столкнется с Настоящей Любовью Главного Героя (НЛГГ); одинаково хорошо уметь стрелять с двух рук из шестиствольных пулеметов, а сделавшему ему замечание прохожему отвечать... "Off. Fuck off"...)
Однако, пожалуй, пришло время сказать и пару почти приятных слов о "Геноме". Во-первых, меня порадовало отсутствие НЛГГ. Должно быть, у сударя Лукьяненко потерялись нужные страницы Малого Типового Набора Начинающего Писателя-Фантаста...
Но все же, редко, крайне редко отсутствие НЛГГ встречается в современной фантастико-фентэзийной литературе, особливо у знаменитого писателя Сергея Лукьяненко. В "Геноме" же НЛГГ еще не состоялась. Надеюсь, и не состоится, если автору не придет в голову совершенно дикая мысль писать продолжение.
Во-вторых, что приятно, в ДБ все так же продолжают пить, курить и драться. От господина Сергея Лукьяненко можно было бы ожидать и "счастья для всех даром и пусть никто не уйдет обиженным", а для того, чтоб жизнь медом не казалась – пару недовольных.
Но все же удался, удался мир ДБ. Не вызывает он рвотного рефлекса и даже претендует на оригинальность, что очень и очень хорошо.
В-третьих, порадовали шуточки над "Служебным романом", "Семнадцатью мгновениями весны" и Сагой о Форкосигане. Над последним я действительно хохотала чуть ли не до слез, боясь разбудить спящих за стеной соседей. Остальные шуточки типа Святослава Ло, пытающегося протащить через таможню кусок контрабандного сала или же Леона Низинкина, тоже хороши, но временами кажутся излишними. Хотя кто этим не грешит?
В-четвертых... Впрочем, достаточно во-первых, во-вторых и в-третьих. Я и так слишком расщедрилась на комплименты.
Итак, продолжаем листать "Геном".
Жидкокристаллический экран под кожей – это, конечно, оригинальная задумка, но я полчаса приходила в себя от ужаса... мало того, что ЭТО вводится подкожно, так еще оно хорошо видно и даже выдерживает удары и жуткие нагрузки, не растекаясь, а питание вообще невесть откуда берет!!! М-м-мать... Мало того, что это неприятно, так еще и технически неосуществимо. Конечно, в ДБ извращенцев и психов все так же будет хватать, как и сейчас, но не до такой же степени... Садизм какой-то...
Ну да ладно. Надо же СГГ с кем-то общаться? Если НЛГГ еще не состоялась, то надо ее кем-то или, соответственно, чем-то заменить.
Перелистываем несколько страниц и наталкиваемся на сцену в моноре. Ну разумеется, как еще можно познакомить двух ГГ (АКА будущих любовников АКА будущих друзей АКА будущих смертников), ежели не в драке? Ух, аж дух захватывает, когда с первых же строк узнаешь, чем все закончится!
А дальше – больше. Естественно, что девочка нуждается в помощи. Разумеется, СГГ берется ее спасать... Ну и дальше, по Малому Типовому Набору Начинающего Писателя-Фантаста, по непотерянным страницам...
Продолжаем листать "Геном". Как верно заметил какой-то ФИДОшник... "Становится все чудесатее и чудесатее..."
Спасаем Ким и запихиваем Алекса на странный корабль, странной компании и со странным прошлым. "А может тут не все чисто?" – возникает в голове СГГ Алекса гениальная мысль. Но как и все гениальные мысли она заблудилась где-то на просторах одной извилины (и та от кокарды...) СГГ и не нашла выхода. М-да... Жаль...
Однако кое-что в процессе спасения Ким приятно удивляет... широта образования автора (если он читал все, что перечислил) поражает. А кроме того, Гейтса, который, судя по всему, Билли, сударь Лукьяненко не забывает. Жаль только, что это имя дожило до ДБ. Наверное, "Мракософт" продолжал жить и писать программное обеспечения для машин, в функции которых должно входить зависание в воздухе...
А потом СГГ Алекс Романов идет на корабль... Ну тут уж полный цинизм и аморалка. Прям разврат какой-то в особо извращенный форме. Даже название не придумаешь – с кораблем делать это самое... как его... слияние... Брррр. Да уж, циник сударь Лукьяненко, циник...
Совокуп... э-э-э... слившись с кораблем, Алекс идет набирать экипаж. Ну да, где ж его еще искать? В Малом Типовом так и записано... "знакомить СГГ с будущими сослуживцами лучше всего в баре или, опять же, драке". А почему бы не в котельной местной ТЭЦ, где СГГ, упившись в стельку, в извращенной форме насилует несовершеннолетнего котенка бухгалтерши соседнего молочного комбината, расчленив ее перед этим пилочкой для ногтей; будущий же корабельный врач во время насилия делает котенку трепанацию черепа без наркоза, вводя инструменты через горло? Обязательно, что ли, делать всех СГГ столь однозначно положительными? Прям нимб вокруг головы светиться и грязь к ботинкам не прилипает. Так и хочется в него плюнуть – да все равно промажешь. В таких даже плевки не попадают...
Возвращаемся к экипажу.
Как и положено, наем начинается плохо. Куда ж без этого-то? А потом начинают приходить люди, как и предписывает Малый Типовой набор, со сложными характерами и судьбами. Все бы ничего, если бы не появление Поля Лурье. Да-а-а-а... У него разве что поперек лба не было написано светящимися буквами... "я пришел сюда на том же корабле, на который нанимаюсь". Вот если бы Алекс не насторожился и не подумал... "фуфлыжники!", то, наверное, было бы меньше шансов, что читатели подумают... "Штирлиц!"
(Лирическое отступление для лучшего понимания...
"Ясным летним утром Штирлиц выглянул в окно и увидел людей на лыжах и в фуфайках.
'Фуфлыжники', – подумал Штирлиц.
'Штирлиц', – подумали фуфлыжники".)
И, естественно, вернулся тот первый пилот, который не хотел идти в спарке. Если бы он СГГ не понравился, то он не вернулся бы, а так... Он просто обязан был вернуться, потому что на корабле все должны нравится капитану. Отношения экипажа между собой – можно не учитывать. Эти люди (существа) не являются СГГ и их можно не прописывать и уж тем более не копаться в их отношениях.
Далее чудесатость повествования нарастает.
Естественно, что если есть на корабле кто-то, кто не терпит Чужих и клонов, то этих существ необходимо притащить и отправить вместе с экипажем в дальний рейс. Без этого просто невозможно написать роман. Особенно при использовании Малого Типового Набора. Ну хоть бы выкрал его кто у сударя Лукьяненко...
Да, разумеется, маршрут надо проложить как можно менее желательный для всех членов экипажа и завершить его на родине Ким, откуда она благополучно смылась с огромным гель-кристаллом, стоимость которого, естественно, безумна. Совершенно изумительный сюжетный ход! Непредсказуемый и захватывающий! Не ход, а вираж!..
С каждой минутой ощущение, что "Зеркало" ни что иное, как передвижной сумасшедший дом для особо опасных психов, нарастает и вскоре переходит в стадию мрачной уверенности. Про психологическую совместимость членов экипажа друг с другом в ДБ, похоже, даже не слышали. Главное, чтобы капитану все нравились. Остальное – дело третье...
Ну да ладно, стартуем вместе с "Зеркалом" и всей его разношерстной компанией. И опять глубокоуважаемый всеми тинэйджерами БСССР Сергей Лукьяненко придумывает совершенно никем не ожидаемый вираж сюжета. Высший пилотаж! Который нам и демонстрирует СГГ Алекс Романов вместе со своим психованным экипажем.
Как известно, во всех "бродилках" для СГГ и его команды профессиональных клоунов всегда надо выбрать максимально неудобный маршрут, связанный с наибольшим количеством опасностей как политико-дипломатического, так и убойно-физиологического характера. В Космосе удобнее всего использовать для этой цели сбои компьютеров, ошибки навигаторов или планетарных служб, аварийные ситуации, диверсии etc. Удивительный в своей оригинальности автор "Генома" выбрал аварийную ситуацию и "криворукий" в связи с этим вход в гиперпространство. И снова на фоне кипящей ртути, бьющей из трюма несчастного танкера, мелькают тени громко думающих о Штирлице фуфлыжников, а недогадливые читатели продолжают ждать очередного сюжетного виража.
(Тут следует сделать еще одно небольшое отступление. Нет, тень ковбоя Билла оставим в стороне, хотя есть повод и его достать из пыльного сундука прошлогодних рецензий. На сей раз отступление будет касаться технической стороны повествования. В том смысле, что гениальный творец неологизмов и технических новинок Сергей Лукьяненко и в "Геноме" умудрился изобрести велосипед. В смысле "глюонный двигатель". Без поллитры не только не поймешь, но даже не воспроизведешь. Вообще вся теория межзвездного сообщения в данном произведении являет собой осознанную или же нет компиляцию целой кучи более ранних и гораздо более глобальных, можно даже сказать, эпических творений. Вот названий великий филолог господин Сергей Лукьяненко наизобретал такую кучу, что самым простым вариантом оказывается пропускать их мимо сознания, а то и свихнуться не долго, дополнив своей скорбной историей болезни в Гондорской Психиатрической Клинике им. Митрандира список пострадавших от современной литературы.)
Итак, "стартанули". И даже куда-то летим "в странном выверте пространства". Скорее всего, зная логику произведений самого логичного современного автора С. Лукьяненко, куда-нибудь прилетим, где будут ждать всяческие осложнения с Цзыгу (произносить ничуть не легче "глюонного") и клонами, а так же вылезут все отклонения от нормы экипажа "Зеркала".
И каково же было мое удивление, когда еще до всех этих виражей сюжета, обнаружился длиннющий диалог между двумя СГГ, сдобренный жутко "циничными" эротическими сценами и описаниями. Ну да, следуя всем правилам, либо необходимо приоткрыть завесу тайны над гель-кристаллом, либо забыть про него начисто, оставив возможность для написания продолжения, в котором этот самый гель-кристалл оказывается зародышем амебообразного вселенского разума, сошедшего с ума еще до своего рождения. Но знаменитый писатель Сергей Лукьяненко, видимо, решил, что не стоит доводить дело до столь откровенного маразма (хотя кто его знает?) и расставляет некоторое количество точек над "i". Как всегда, подобное разъяснение происходит единым блоком, а потом, не давая читателю, зацепившемуся взглядом за фразу "творец спецов", опомниться и в очередной раз закричать "Штирлиц!", автор трактата "Геном" окунает его в виртуальность. Ну тут уж любимая тема, можно даже сказать, навязчивая, без которой так трудно обойтись. Виртуальные миры, виртуальные люди, виртуальные проблемы... И вытекающие из них виртуальные сюжеты виртуальных книг, перегруженных бессмысленными нагромождениями неологизмов вокруг стандартных фабул.
Слишком все просто у Сергея Лукьяненко получается. Прочитав больше одной его книги уже легко угадать развитие сюжета любой из последующих. Этот факт, бесспорно, весьма прискорбен. Хотелось бы увидеть хоть когда-нибудь нечто новое, отличное от всего предыдущего. В данном случае ведь речь идет не о вторичности С. Лукьяненко по отношению к другим, более ранним авторам фантастики, а о вторичности по отношению к самому себе, что, как мне кажется, во много, очень много раз хуже. Малый Типовой Набор Начинающего Писателя-фантаста – это замечательная шутка, но когда его уши (точнее пожелтевшие страницы) торчат из каждой книги рецензируемого автора, становится страшновато. Неужели можно исписаться настолько, что начинаешь проявлять такое неуважение к читателю, всякий раз используя одни и те же ходы и фабулы, обвешивая их просто разными шуточками. Да, чувство юмора, даже некое ехидство у Сергея Лукьяненко, несомненно, присутствует, но оно не может компенсировать отсутствие оригинальности в повествовании. Тинэйджерами, не привыкшими думать и уж тем более размышлять, подобное однообразие, разумеется, будет принято "на ура!" или, что еще хуже, вообще не замечено, но все-таки хочется верить, что Сергей Лукьяненко писал не только для этого слоя общества.
Но что-то удалились мы от "Генома". Пора, пора вернуться к спецам и "глюонам" (все-таки слишком созвучно с "гальюном"...), клонам и геномам.
Итак, мы вместе с психически неустойчивым экипажем "Зеркала" и его просто идеально всех всегда понимающим, законопослушным иной раз до тошноты капитаном, летим к Гамме Змееносца, откуда благополучно отправляемся в дальнейшее путешествие. Легкий приступ сахарного диабета вызывает широкий жест СГГ Алекса по отношению ко второму пилоту – пилотируй сколько влезет! А в остальном все пока нормально. Но если так, то, как автору диктует Малый Типовой Набор, необходимо чего-то такое сделать. Только вот что?
И разумеется, виновником неприятностей становится кто-то из экипажа, не равнодушно относящийся к пассажирам. А Алекс геройски подставляет свою голову под уже посыпавшиеся с елки шишки, дабы поддержать репутацию как людей вообще, так и "Зеркала" с его экипажем потенциальных клиентов психиатрической клиники в частности. Собственно говоря, в эпизоде с коктейлями наибольшее изумление вызывает не столько "супервираж" с анисом, когда Цзыгу откровенничают о том, что читателю было и так ясно страниц полста назад, а сам факт приема алкоголя и фраза "коктейль был не крепче сорока градусов". Пассажиры – ладно, могли выпить, если это не повредит им по причине своего нахождения в космосе, а вот экипаж... Даже с учетом того, что гиперпрыжок закончится через пару часов... Хотя как же можно было забыть о квазилюминотронном факторе симпелляционного генома специального назначения! Прошу прощения.
Дальнейшее можно опустить. Разве стоит пересказывать и по пятому кругу издеваться над одними и теми же сюжетными "находками", гениальным психологизмом повествования и "цинизмом" постельных сцен? Длинные диалоги, которые с успехом в тинэйджерском сознании заменяют более или менее пристойные описания; обилие молодежной разговорной лексики, часто скатывающейся к жаргонной; курение в постели и прочее, прочее, прочее... Все это "гениально" и "изумительно", но иногда подавляет. Все время ждешь, ждешь чего-то нового, оригинального, еще ни разу не встречавшегося, но надежда постепенно хиреет, слабеет и тускнеет, а к середине книги, когда – ну наконец-то! – СГГ Алекс Романов попадает в постель Джанет, потребовав перед этим у нее клятву не причинять вреда Цзыгу, сдыхает, и остается ждать только того, что, быть может, встретится пара достойных шуток, которые помогут подавить зевок скуки, когда развитие дальнейших событий предсказывается с ошеломляющей легкостью.
Маленькая экскурсия по планетам Империи, которую терпеливый читатель вынужден совершать вместе с Цзыгу и ударенным в раннем возрасте поленом генетических изменений экипажем "Зеркала", служит всего лишь буреломом на пути к замечательной концовке, после которой полчаса сплевывается сладкая слюна. Новая Украина, Геральдика, Зодиак... И на фоне всего этого довольно ожидаемые страдания капитана, понимающего, к его несчастью, что такое любовь и отсутствие оной. Все бы ничего, если бы не описывались все эти глубокие "психологические" моменты такими банальными и уже давно навязшими в зубах фразами. Скорее всего, большой оригинал Сергей Лукьяненко, решил, что на тему любви уже ничего нового не скажешь, даже если упереться в стену рогом и простоять так девять лет, размышляя о вечном, тогда как основная часть сознания пребывает в Нирване.
Но, собственно, повествование перевалило за свою середину, а летающее "Зеркало" вместе со своим сдвинутом на всяких генетических изменениях экипажем, прибывает в пространство Зодиака. Премилая такая планетка. На ней или рядом с ней просто обязано было что-то произойти. Что-то не менее значительное, чем появление "антиспецовского препарата" на Новой Украине. Что-то, способное привести к развязке и достойному, несомненно счастливому, концу.
И вполне ожидаемое происшествие сваливается на головы этого концентрата из циркачей, психов и коготоиличеготоненавистников, который на протяжении стольких страниц автор упорно продолжает называть экипажем звездолета "Зеркало". Нормальный корабль сроду бы не допустил совоку... тьфу ты! слияния с такими циничными параноиками!
А происшествие было очень простеньким и незамысловатым, явно готовящемся все это время – убита одна из Цзыгу, а виноватых нет. Странно, что никто не признался сразу, правда? А ведь мог рецензируемый автор проявить немного гуманности... "убивец добрых Цзыгу" признаётся, падает на колени и, обливаясь слезами искреннего раскаяния, избавляет читателя от появления некоего псевдо-Шерлока Холмса с трубкой, надеюсь, из натурального вереска. Но о гуманности сударь Лукьяненко не слышал и потому с Зодиака заказывается следователь-спец. Не понятно здесь только одно – зачем тревожить прах классиков и поднимать из глубокой, но пока еще не забытой могилы Шерлока Холмса? Интрига-то на конандойлевскую не тянет, хоть ты тресни по всем герметичным и не очень швам. Кто еще не догадался о личности главного злодея, тырящего всю дорогу мелочь по карманцам, тот, возможно, будет увлечен таким виражем сюжета, а вот остальные... Здесь можно развлечься только тем, что сделать ставку – раньше догадается СГГ Алекс Романов или все-таки "Шерлок Холмс" отработает свою зарплату.
А зарплату отработать, судя по всему, стоит... флот Цзыгу (похоже, что весьма не хилый, иначе не надо было бы автору так долго и так нудно распинаться о военной мощи этих Чужих) пришел в движение и собрался "надрать этим зарвавшимся людям задницу", позабыв про Эбен с его фанатичной церковью. Разумеется, даже свинье с Новой Украины ясно, что все обойдется, но сколько страниц этот "обходной маневр" займет – не ясно, а судя по толщине книги – не мало.
Сопоставив психотипы маниакально-параноидальных шизоидов с "Зеркала" с тем, что становится известно к середине книги об остальных людях (Эбен с его сборищем фанатичных полудурков, Геральдика с толпой выродившихся олигофренов etc.), понимаешь – ко времени межзвездных перелетов нормальных среди них не останется. Если б они сохранились хотя бы как вымирающий тип, то специализация дворника уже была бы запрещена. А так... Глубокоуважаемый сударь Сергей Лукьяненко просто чудесно описал увеличенную до галактических размеров палату для буйных больных из Гондорской Психиатрической клиники им. Митрандира.
И вот ведь что интересно у глубоко многими любимого сударя Лукьяненко... если проблемы возникают, то ТА-А-А-АКИЕ масштабные, что даже представить себе страшно порой. Но они не только возникают, но еще и РЕШАЮТСЯ! Да еще и малой кровью, либо вообще без оной. Эх, хоть бы раз это наглое человечество кто-нибудь прищучил, да так, что ему уже никогда не захочется всем нормальным расам портить кровь или ихор, или чтотамунихвнутри.
И едва "Шерлок Холмс" догадывается о последствиях убийства Цзыгу, появляется просто нестерпимое желание набить морду и фуфлыжникам, и Штирлицу, потому как уже давно надоело периодически их вспоминать громкими криками.
А их придется еще не раз вспомнить.
Ну, например, в связи с Эдуардом Гарлицким. Эх, сударь знаменитый писатель Сергей Лукьяненко! А ведь еще и психолог... Да... Такая мощная тень фуфлыжников не в каждом произведении даже у рецензируемого автора поднимается.
Но не это главное в последней трети книги. Наибольшее количество кислых на вкус эмоций вызывает та вполне ожидаемая роль общекорабельной жилетки, которую принимает на себя СГГ Алекс Романов. Должно быть, его махровый халат просто предназначен быть носовым платком для всех желающих пожаловаться на "этого клонированного ублюдка" К-42. Затянуто и скучно, да к тому же ни грана полезной информации. И так уже давно и все ясно. Но явно не этой компании вечно на кого-то жалующихся генетически-моральных уродов, то есть экипажа звездолета с гордым названием "Зеркало".
Ну да ладно, пора и фуфлыжников вкупе со Штирлицем положить в пыльный сундук к ковбою Биллу и посыпать приличным слоем нафталина, потому что "гениальный" по своей оригинальности и лихости роман "Геном" великого и неповторимо психологичного писателя Сергея Лукьяненко, тащится к концу. Медленно-медленно повествование подходит к тому, что в литературных и не очень кругах принято называть "развязкой". Ничего, что она затянута на эн плюс эм страниц, главное, что она приближается так же неотвратимо, как тень отца Гамлета в полночь, как рука Герасима, сжимающая мешок с Му-му, к глади пруда, как Отелло к Дездемоне после вечерней молитвы, как Верещагин на баркасе к берегу, как Уэф и Би на пепелаце к пожизненному эциху, хоть и без гвоздей... Впрочем, развязка всегда приближается неотвратимо, а в клиническом и неизлечимом случае Сергея Лукьяненко эта неотвратимость сходна с электричкой в тоннеле.
И ладно, если бы развязка обладала лишь неотвратимостью. Она же еще и предсказуема, как "ку!" перед желтыми штанами... Жаль только, что растянута она до невообразимости, а уж комбинация, раскрытая в ней К-42, уж слишком сложна даже для самой крутой, навороченной и разветвленной организации. Всегда, в любую комбинацию вмешивается Его Величество Случай. Всегда! Даже когда подобное исключено. Для одних он оборачивается невероятным везением, а для других... Нельзя, нельзя было просчитать ВСЕ. Ан нет, у писателя Сергея Лукьяненко возможно все. Даже исключение случайностей из картины мира. Ну-ну...
А впрочем, нет смысла долго пересказывать все длинные и часто слишком перегруженные бессмысленными репликами, диалоги, занимающие все пространство книги, что называется "от и до". Стоит лишь упомянуть те факты, что убийца был найден, война остановлена и все остались, как всегда у рецензируемого автора, довольны. Ну и что с того, что убийцей оказался весь такой крутой Поль Лурье, перекрашенный в другого человека террорист, занимающийся на досуге "втягиванием тестикул", раз нечем больше заняться; что, как оказывается, все спецы хотят стать натуралами, а все натуралы – спецами; что каждый "получил по плюшке" и почти все, кроме главного злодея (который, разумеется, во всем признается, хоть и без крокодиловых слез раскаяния), остались довольны... Все это ерунда, по сравнению с тем небывалым облегчением, которое испытываешь, дочитав "Геном" и кое-как отплевавшись от приторно-сладкого ощущения. Закрыв эту книгу и отложив ее куда подальше, понимаешь – не все интересно, что ярко раскрашено, а слава, обеспеченная тинэйджерами, не предполагает действительного качества произведения. Литература действительно мертва, раз подобные рОманы, теперь считают высококлассными, сравнивают их чуть ли не с Гербертом Уэллсом (хорошо, что хотя бы не с Голдингом, Кортасаром или Достоевским), а авторов заваливают наградами. Грустно от сознания всего этого, да и тиражи подобных книг подавляют...
И маячат где-то в районе книжной полки тени ковбоя Билла, фуфлыжников и Штирлица. Маячат, ухмыляются и ждут новых книг.
А за сим разрешите откланяться,
Irina L. Yasinovskaya
12.12.00
5:20
|