ТЕКСТЫ   ФИЛЬМЫ   КРИТИКА   РИСУНКИ   МУЗЫКА          
 F.A.Q.   КОНКУРСЫ   ФАНФИКИ   КУПИТЬ КНИГУ          

2000 год
Конкурс рецензий

Константин Фрумкин

Живая душа в виртуальном теле

 

Популярный современный фантаст Сергей Лукьяненко придумал в своих романах мир "Глубины" - мир компьютерных сетей, в который люди могут "погружаться", то есть с помощью гипнотической иллюзии воображать, что они действительно, "в живую" присутствуют в виртуальном, построенном компьютерами мире. Разумеется, на самом деле люди сидят перед компьютерами, в специальных шлемах и костюмах, а за них в виртуальном мире действуют их виртуальные двойники, их состоящие из электрических импульсов тела. И вот, в неком придуманном писателем будущем идут научные эксперименты, в результате которых виртуальные тела людей начинают приобретать определенную степень самостоятельности. "К концу года у всех участников эксперимента возник эффект "ведения". Находясь в виртуальности, они испытывали состояние, сходное с состоянием наркотического опьянения, ощущение, что тело действует самостоятельно, беседа ведется с кем-то со стороны. При этом практически не возникало ощущения насильственности "ведения", все сказанное или сделанное воспринималась как собственная нормальная реакция на происходящее."

Состояние "ведения" разумеется придумано не Лукьяненко, оно заимствовано им из сферы пограничных состояний сознания, как сам он говорит - из сферы наркотиков. Когда компьютерная программа, являющаяся продолжением человеческого тела, начинает слегка выходить и под контроля человека, то для описания того, что в это время должен чувствовать человек, Лукьяненко вспоминает про знакомый, скажем, наркоманам феномен "внутреннего наблюдателя". Взаимоотношения между человеком и самообучающейся программой оказывается аналогичной взаимоотношениям между душой и телом в самом человеке. Появление "внутреннего наблюдателя" - это первый признак того, что душа начинает отходить от тела, первый признак того, что созерцательное начало начинает в человеке терять контакт с деятельным началом. Человек выполняет в отношении виртуального существа роль его внутреннего активного начала, его спонтанности и самосознания. Воля человека - это душа, действующая внутри виртуального тела. Тело без сознания конечно не может полноценно существовать, но сознание постепенно внедряет в тело шаблонные схемы поведения, которые тело может отыгрывать уже без участия сознания. По Лукьяненко, суть проводимого эксперимента заключается как раз в том, что двойники становятся не просто виртуальными телами, а самообучающимися программами, по типу искусственного интеллекта. Они наблюдают за поведением человека-хозяина и постепенно учатся его копировать.

Кроме наркотиков, сферой где можно наблюдать "внутреннего наблюдателя" является спорт, а также те виды деятельности, где отточенность человеческих действий достигается многочисленными тренировками, а реализация этих действия происходит в стрессовых ситуациях. Спортсмены и спецназовцы, часто рассказывают, что во время поединка или в иной стрессовой ситуации они часто начинают действовать автоматически, как бы наблюдая за собой со стороны. В боевых условиях проявляются заученные множеством тренировок схемы действий, и сознание лишь наблюдает, как подсознательные механизмы ведет тело по этим заученным путям. То есть спортсмен входит в состояние "ведение", поскольку за него действует его натренированное тело, а оператор виртуальности попадает в это состояние, поскольку за него начинает работать ученая, обученная им же программа.

Далее начинается самое интересное. Ученые экспериментаторы в романе Лукьяненко не ограничиваются состоянием "ведения", и начинают изучать случаи искусственного прерывания связи между человеком-оператором и его виртуальным двойником, и таким образом строится кибернетическая модель смерти как развода Души и Тела, Созерцательности и Деятельности. "Окончательным доказательством существования после жизни является поведение виртуального персонажа после принудительного разрыва связи с человеком оператором. Вначале наблюдались кратковременные паузы, "замирания" персонажа, неадекватные реакции на окружающий мир, после чего следовал короткий период внешне осмысленных и укладывающихся в рамки поведения оператора действий. В ходе повторных экспериментов период "замирания" сокращался, пока не перестал фиксироваться аппаратными методами. Время самостоятельного существования виртуальной модели достигало в отдельных случаях нескольких часов..."

Первый признак надвигающегося расщепления, прерывания связи между душой и телом - созерцательность, "ведение", ощущение в себе "внутреннего наблюдателя." И поскольку человек с Наблюдателем внутри чувствует свою расщепленность, он на ее фоне может составить себе представления о смыслах слова "умирание", об альтернативных векторах смерти. Смерть в виртуальном мире понимается в двух смыслах. Либо это выход человека из виртуальности, когда сознание сохраняется, но для мира - оно уже не Реальность, когда сознание перестает быть Присутствием. Либо это бездушная жизнь тела, которое лишилось своей сердцевины и существует как зомби по инерции, лишь в подражая свои существованием ушедшей из мира душе.

Одна из глав в книге гениального сербского философа Славоя Жижека "Возвышенный предмет идеологии" так и называется - "Умирают только дважды". Разъясняя довольно сложную культурологическую концепцию "двух смертей" Жижек приводит, в частности, такой пример: одно дело, когда компьютерной игре управляемый человеком "воин" убивается "монстром" , и совсем другое - когда человек просто выходит из игры...

Человек, вышедший из компьютерной игры и прервавший свою связь с виртуальным телом - он уже не присутствует в виртуальном мире , он становится его "эпифеноменом". Человек продолжает существовать, у него есть самосознание, он даже может наблюдать за тем что происходит в виртуальности - но его наблюдение отстраненное, отчужденное, оно отгорожено от наблюдаемого стеклом экрана, и для того, что происходит по ту сторону экрана человек не присутствует и никак с ним не связан. Допустим, нажимая на кнопки, человек может повлиять на то, что происходит в виртуальном мире - но это будет безличное влияние, это будет не действие некоего лица, а просто нечто, что случилось с миром, Бог - не человек, его власть не исходит не из какой точки и не от какого конкретного субъекта, бог по ту сторону экрана, он не имеет конкретного образа - при условии, конечно, что Бог не спустился на землю, не одел виртуальный шлем и не обзавелся себе двойником , виртуальным телом.

Ну, а "тело", оставшееся без программиста - не более чем программа, неодушевленная вещь, она лишь может лишь бездумно повторять то, чему его научил человек, когда еще жил в нем. Виртуальные существа еще могут жить, они еще могут повторять затверженные схемы, но они лишились спонтанности, являвшейся источником этих схем, отныне они могут лишь проживать наследство, оставшееся от вознесшегося в небо Бога. Тем не менее, они тоже существуют, и для виртуального мира его существование вполне реально и осязаемо. Вероятно, в момент "кратковременной паузы", когда, после прерывания связи с человеком, виртуальный двойник "замирает", зависает - в этот момент двойник кричит "Или, Или, Лама савахфани" - отец мой, зачем ты меня оставил? Потом впрочем, потом программа осваивается и какое-то время несет свой крест сама.

Тело без души вообще-то, как правило, жить не может, но благодаря последним достижениям науки доктор Франкенштейн гальванизирует труп, оживляет его, выучивает каким-то стандартным действиям и посылает на какое-то нехитрое задание. И существование таких гальванизированных трупов "достигало в отдельных случаях нескольких часов". В романах Лукьяненко обычно, когда человек-оператор отключается от "Глубины", то его виртуальное тело просто исчезает - взрывается, рассыпается на снежинки и так далее. Эти исчезновения - виртуальные аналоги разложения человеческих тел, когда душа их покидает, и они становятся трупами. Но ученые из романа "Фальшивые зеркала" придумывают способы оживления трупов, превращения их в почти неотличимых от настоящих людей инкубов, зомби, вампиров... И персонажи романа в ужасе представляют, что в будущем возможны ситуации, когда реальный человек умирает, а его виртуальный двойник продолжает жить, и с ним даже можно будет выпить виртуальной водки "за упокой бренного тела". А чувство внутреннего наблюдателя ("ведение") - лишь первая ласточка, обещающее это странное будущее.

 

Поиск на сайте
Русская фантастика => Писатели => Сергей Лукьяненко => Творчество => Конкурсы => 2000 год. Конкурс рецензий => К. ФРУМКИН
[Карта страницы] [Новости] [Об авторе] [Библиография] [Творчество] [Тексты] [Критика] [Рисунки] [Музыка] [F.A.Q.] [Конкурсы] [Фанфики] [Купить книгу] [Фотоальбом] [Интервью] [Разное] [Объявления] [Колонка редактора] [Клуб читателей] [Поиск на сайте]


© Составление, дизайн Константин Гришин.
© Дизайн, графическое оформление Владимир Савватеев, 2002 г.
© "Русская Фантастика". Редактор сервера Дмитрий Ватолин.
Редактор страницы Константин Гришин. Подготовка материалов - Коллектив.
Использование материалов страницы без согласования с авторами и/или редакцией запрещается.