ТЕКСТЫ   ФИЛЬМЫ   КРИТИКА   РИСУНКИ   МУЗЫКА          
 F.A.Q.   КОНКУРСЫ   ФАНФИКИ   КУПИТЬ КНИГУ          

2001 год
Конкурс рецензий

Александер

Глубина

 

INTRO

 

Когда я начал читать роман Сергея Лукьяненко “Лабиринт отражений” я первым делом подумал, что передо мной обычный кибер-боевик. После нескольких минут чтения я понял, что глубоко ошибался... Книга захватила меня настолько, что я не смог от неё оторваться, пока не прочитал до конца. Да что там говорить, кто читал, тот знает...

Когда же я её дочитал, меня охватило странное чувство: как будто я прочитал что-то, чего ждал давно, но нигде не находил. Что-то такое, что я давно знал и чувствовал, но этого не ощущал никто вокруг меня... Я сразу не понял, что сказала мне эта книга, что у нас с ней общего. Но это что-то не давало мне покоя несколько дней, и даже после второго прочтения... Эта рецензия — попытка выразить мои мысли об этом произведении, моё мнение о поставленных там проблемах, попытка дать ответы на вопросы автора.

 

СЕТЬ В РОМАНЕ

 

Я начну с одного из основных мотивов — Сеть и её обитатели в романе “Лабиринт отражений”.

Первые движения — самые трудные. Комната небольшая, стол стоит посередине, жгуты проводов от компьютера тянутся к УПС — установке бесперебойного питания, в углу, и дальше — к розетке. Тонкий провод уходит к телефонной линии. У стены, под роскошным ковром, — тахта, у открытой двери на балкон — маленький холодильник.” (Правда зачем бедному дайверу “роскошный ковёр”? Ну да ладно...) Узнаёте? Да, быть может это не ваша комната, но готов спорить, что кто-то из ваших друзей живёт именно так — сутками сидя за компьютером, лишь иногда выползая, морщась от дневного света, на улицу за едой, сигаретами и пивом... Глубина в романе — это Сеть под мощным увеличительным стеклом. Автор точно передаёт её обитателей, увлечения и пороки. Я почувствовал это уже с самого начала. “Тайник я создал пару дней назад, незаконно исполбзовав один из компьютеров транспортного упроавления закавказской железной дороги. Там слабые программисты, они долго не заметят этого маленького вторжения.” Блин! А ведь так всё и делается хакерами — хочешь быть непойманным — используй чужой компьютер, правда это не “маленькое вторжение” а полноценный взлом. Я не уверен в хакерских навыках автора — всё-таки любая атака осуществляется в романе с помощью вирусов, что звучит довольно наивно, однако главное здесь это суть, атмосфера, а рядовой читатель и не отличит, да и зачем?

Дальше — больше. Есть в кгниге несколько моментов, читая которые я непроизвольно начинал бить себя в грудь и кричать “рулез!”: “Рулез — это что-то хорошее. Холодное пиво, компьютер седьмого поколения, юная красавица, удачно обезвреженный вирус... глинтвеён.” Можно и не объяснять... “Потихонько сворачиваю с центральных улиц, подхожу к русским конференц-кварталам...”

“ “Анекдоты”.

Разговоры ни очём”.

“Сексуальные приключения”.

“Странное место”.

“Овёс растёт!”.

“Книги”.

Боевые искусства”...”

“...Здесь всегда людно, шумно и бестолково...” “...Я тоже смотрю на будочку — укрытие модератора. ...” “ — Офтопик! — лениво, но с глухой злобой говорит модератори вскидывает оружие...”. Это же Сеть! Да, да, да — это всем вам отлично знакомый форум или чат, где рассказывают бородатые анекдоты а модераторы “банят” за рекламу, мат или флуд. И мне очень понравилось такая его интерпретация — это ведь лучше, чем не менее ленивая и злая строчка: “Такому-то бан за тото.”. Вобще многое в глубине осталось от Сети: та же видимая свобода общения, действий, вкусов, передвижений. Те же кражи, за самыми захватывающими из которых кроются чёрные окна терминалов, длинные строчки команд, полоски копируемой информации и напряжённый мыслительный процесс. И уголовная ответственность ничуть не меняется: за пару десятков мегабайт можно сесть очень надолго и далеко от родного дома... Остались и ламеры с “жучками” — троянами. От сети осталась и мощная индустрия развлечений: говорильни, игры, порнуха, но всё это гротескно преувеличено и ещё меньше отличается от реальности. Таким образом, мы видим, что одна из составляющих глубины — Сеть в сильнейшем и наихудшем (может наилучшем?) своём развитии. Сеть на страницах романа видна, как на ладони — где-то грустная, где-то смешная, и эта картина захватывает человека, который уже успел в ней раствориться...

Роман насквозь пропитан той атмосферой, которая царила в российском компьютерном мире в середине 90-х: Pentium 2 — самый крутой процессор, DOOM, Norton Commander, дизассемблеры под MS DOS, FidoNet, файловые вирусы и жигулёвское, UNIX без графического интерфейса, командная строка и наивность людей, которые никогда не видели компьютера... Тогда вопросы информационной безопасности только начинали волновать общество, и любой спец мог без труда проникнуть в слабо защищённую систему, коих было полно. Читая книгу у меня невольно возникла мысль о том, что я поздновато родился и познакомился с компьютером. Наверное родись я чуть пораньше и заинтересуйся компьютерами в то время, я воспринял бы роман (прочитав его году эдак в 97) подругому, а сейчас он читается как повесть про отважных рыцарей средневековья и зловещие замки злодеев. Это не значит, что underground мёртв, посто ДОС уже отсутствует в последних версиях Windows (точнее присутствует, но как нечто побочное, дополнительное), Linux обзавёлся графикой, VX-кодеры куда-то подевались, периодически выпуская поползать по машинам ламеров всевозможных червей, написанных на VB, а жигулёвское стало несъедобным... Всвязи со всем вышесказанным я воспринял книгу как трибьют тому времени и той атмосфере.

“ — За узел пять-ноль-тридцать, двести семь... — сказал Маньяк. — За старое “Фидо”...

Мы выпили молча и не чокаясь. Как за покойника.”

 

ГЛУБИНА И ЕЁ ЗНАЧЕНИЕ

 

Глубина перевернула традиционные взгляды на компьютерные сети. Появившись случайно и неожиданно, она застала мир врасплох, мир не был готов к её появлению, но нырнул туда без оглядки. И это понятно: там нет грязного подъезда с алкашами на лестницах, оплавленной кнопки исписанного внутри лифта, запаха мочи из ободранного угла, физических недостатков и скованности в общении. Там, казалось бы, все равны и свободны.

Возникают вопросы: что попадает в глубину от человека? Почему рывок в глубине это лишь нелепое подёргивание тела перед компьютером? Ведь просто одурманеный дип-программой человек вёл бы себя по-другому... После некоторых размышлений я пришёл к выводу, что в глубине оказывается человеческая душа, едва поддерживающая связь с бренным телом, душа, которая не желает покидать электронный рай, затрудняя выход из глубины, если вы, конечно, не дайвер. И многие, стремясь скрыть недостатки реального тела а заодно и убогости душ, рисуют из себя шварцнегера-сталоне или бесинджер-шифер, что вызывает только смех таких заядлых её жителей, как Леонид. В глубине уже ничто не может остановить человеческих прихотей, каждый находит занятие себе по душе: кто-то воюет в “Лабиринте”, кто-то торчит в виртуальном борделе, кто-то накачивается алкоголем, кто-то треплется. Люди нарисовали глубину максимально похожей на реальный мир, только без всего плохого и разочаровывающего, хотя можно было создать впринципе что угодно. И это неспроста — глубина это в своём роде мечта, сказка, то, чего не получишь даже с помощью наркотика. Глубина сильнее наркотика, попав в неё однажды уйти нельзя. Леонид осознаёт это в полной мере, но его не устраивает использование глубины как мощной индустрии развлечений, хотя многочасовое просиживание там ничто иное как побег от серой реальности.

Всерьёз задуматься о глубине, её значении героев романа и читателя заставляет появление Неудачника. В “Лабиринте” появляется “то, чего вообще не может быть”: игрок, который вроде бы и не входил в глубину, который не числится ни в каких логах, но тем не менее существующий, причём весьма странного поведения: программных монстров убивает мастерски и не думая, а других игроков и не пытается трогать, даже если они очень недружелюбно настроены. Каждый из героев романа воспринимает это по-своему: Вика убеждена, что это хакер с плохим чувством юмора, руководитель Аль-Кабара уверен, что он пришёл из параллельного мира, Дибенко говорит о госте из будущего, Леонид по-началу думает, что это компьютерный разум, порождение глубины, и лишь по намёку Неудачника догадывается о его инопланетном происхождении. И все, кроме Вики, хотят что-то от него получить, узнать, исследовать. Аль-Кабар с “Лабиринтом” — технологии и крупный куш, Дибенко — “понять кто он”, узнать о назначении глубины, поверить в её небесполезность. Леонид же хочет какого-то блага для всего человечества. “...Как-никак мы земляки. Обоим высшая идея вывихнула мозги — пусть и в разные стороны.”. И только Леонид, благодаря Неудачнику, понял, что люди не вправе что-то от него требовать. Это понял, несмотря на юный возраст, и Ромка: “Никто не имеет права на чудо. Оно всегда само по себе. Потому и чудо.”. Однако Неудачник всё-таки дал кое-что Леониду, и это стоит многих технических благ. Нет, это не уникальные способности Леонида управлять глубиной.

“Ты вобрал в себя глубину и показал — не себе, а мне, какова она. Всю нетерпимость и глупость, всю агрессию, что живёт в нас. И ты не хуже меня знаешь — не только из этого соткан виртуальный мир. Как жаль, что ты всё-таки прав, Неудачник.” ... “Но ты не можешь, не должен унести с собой лишь это! Человеческую грязь и красоту безлюдных гор, технологию, ставшую на службу пороку! Иначе — зачем мы в глубине? Чего мы стоим? Этот монолог Леонида — попытка автора предостеречь всех нас. Я не сомневаюсь в том, что нечто подобное появится. Может не так скоро и не совсем в такой форме, но обязательно появится. Будем ли мы к этому готовы?!? Станет ли глубина расцветом насилия и порока или полигоном для учёных и только для них? Я не думаю... Вероятнее всего всё будет так, как описано в романе. Хорошо это или плохо, но будет именно так. По моему мнению это неправильно. Глубина ни в коем случае не должна стать отражением реального мира, не становится воплощением мечты о сладкой жизни, сладкой и в то же время “настоящей”, от того ещё притягательней. Да, там будут развлечения и эксперименты учёных, но это не должно походить на реальную жизнь, на то она и виртуальность. Но люди есть люди... А ведь зависимость от таких далёких от реальности вещей как компьютерные игры или Интернет ужек существует!.. Этим романом автор призывает всех крепко задуматься над будущим и предостерегает от ошибок, дело читателя не забывать его предостережений, никогда.

“Глубина дала вам миллионы зеркал, дайвер. Волшебных зеркал. Можно увидеть себя. Можно глянуть на мир — на любой его уголок. Можно нарисовать свой мир — и он оживёт, отразившись в зеркале. Это чудесный подарок. Но зеркала слишком послушны, дайвер. Послушны и лживы. Надетая маска становится лицом. Порок превращается в изысканность, снобизм — в элитарность, злоба — в откровенность. Путешествие в мир зеркал не простая прогулка. Очень легко заблудится.”. Советую хорошенько подумать над словами Неудачника. И всем тем, кто в числе первых ринется в виртуальность, и тем, кто проведёт эту ночь (так же как предыдущую и следующую) в Сети.

 

НЕМНОГО О ДАЙВЕРАХ И ЭПИГРАФЕ

 

Дайвер — тот, кто не до конца подвержен гипнозу дип-программы, явление редкое и необходимое глубине. Они помогают сотням утонувших в глубине людей не погибнуть от истощения организма, не захлебнуться. Их роль по своему значению близка к роли хакеров в Сети, но если о последних многие будут спорить, то важность первых неоспорима. И гимн хакеров в качестве эпиграфа автор выбрал не просто так. Строчки “Сомнения стали страстью, а страсть стала судьбой. Всё остальное — искусство в безумии быть собой.” не менее глубоки, чем сам роман. С первого раза не въедешь, зато если постараться... Человек, увлекающийся хакерством, поймёт, о чём это я... Человек, прочувствовавший роман, поймёт, что это и к дайверам относится тоже, дайверам, которых пока не существует (да и будет ли возможно подобное явление?). “...в безумии быть собой” — не утонуть...

P.S.

Вообще, как я уже говорил, в голове после прочтения книги копошится рой мыслей, все их не переловишь, не выложишь “на бумагу”. Остаётся добавить, что по ходу написания этой рецензии я успел прочитать продолжение “Лабиринта” — “Фальшивые зеркала”. В общем-то роман мне понравился — интересный, увлекательный, но не зацепил так, как “Лабиринт отражений”. Понравились некоторые отдельные моменты, из которых не могу не выделить следущее. Многие относят роман “Лабиринт отражений” к жанру киберпанк, хотя он таковым если и явъляется, то не в полной мере. Киберпанк злее, быстрее, глупее... И автору ненравится, когда его произведение относят к этому жанру. О чём он недвусмысленно заявъляет в “Зеркалах”: “Киборг. Панк-киборг. Классический, можно сказать.” ... “Голова, украшенная петушиным гребнем, разлетается в дребезги. Кровь, грязь, липкое серое месиво, крошево микросхем и жгуты кабелей. Какая гадость этот классический киберпанк... Я широко улыбнулся, когда читал эти строки — всё-таки здорово, когда писатель так, между прочим, может показать всем задницу (не в прямом смысле, конечно).

В целом “Зеркала” получились как некоторый довесок к “Лабиринту”, на то оно и продолжение. Там уже царит атмосфера современного компьютерного мира — P4, гиг мозгов, малолетние кардеры и ксакепы-недоучки. Хоть последнее относится в какой-то мере и ко мне тоже, но это как-то скучно, обыденно, для меня во всяком случае...

Хочется пожелать всем писателям не создавать мыльных пузырей в стиле киберпанк, а писать такие же глубокие книги, как “Лабиринт отражений”.

 

 

Поиск на сайте
Русская фантастика => Писатели => Сергей Лукьяненко => Творчество => Конкурсы => 2001 год. Конкурс рецензий => Александер
[Карта страницы] [Новости] [Об авторе] [Библиография] [Творчество] [Тексты] [Критика] [Рисунки] [Музыка] [F.A.Q.] [Конкурсы] [Фанфики] [Купить книгу] [Фотоальбом] [Интервью] [Разное] [Объявления] [Колонка редактора] [Клуб читателей] [Поиск на сайте]


© Составление, дизайн Константин Гришин.
© Дизайн, графическое оформление Владимир Савватеев, 2002 г.
© "Русская Фантастика". Редактор сервера Дмитрий Ватолин.
Редактор страницы Константин Гришин. Подготовка материалов - Коллектив.
Использование материалов страницы без согласования с авторами и/или редакцией запрещается.