ТЕКСТЫ   ФИЛЬМЫ   КРИТИКА   РИСУНКИ   МУЗЫКА          
 F.A.Q.   КОНКУРСЫ   ФАНФИКИ   КУПИТЬ КНИГУ          

2001 год
Конкурс рецензий

Сергей Волошин

Сага об Играх

 

...Тупой монстр неуклюже топчется внизу. Я его слышу, но не вижу. Я смотрю вверх, надо мной открытый космос. 97-96-95... Ракеты уходят вникуда. Если бы не счетчик, я бы подумал, что заела клавиша "мыши".

Ракета должна лететь, но она растворяется где-то на выходе из ствола. 42-41-40... Я ищу брешь. Но программа безупречна. Я не могу упасть в пустоту, в инфернально-красивое небо от ID. Я должен спрыгнуть вниз и разнести монстра на малосимпатичные запчасти.

Броника и шилды хватает на два квадовых рокет-джампа вникуда.

GAME OVER.

Я больше не играю в эти игры.

Часть первая. "Ох, уж эти сказочники..."

 

Я люблю книги Сергея Лукьяненко. Понятно, что в этом я не одинок и не оригинален. Как было замечено в одной из рецензий, эти книги "поливалентны", сиречь, расчитаны на достаточно широкий спектр читателей.

Но мне-то они нравяться не за "поливалентность" (и, надеюсь, не только мне). Есть масса "поливалентных" книг и писателей, ныне подобная "поливалентность" изрядно подогревается необходимостью продать свое творение. Как бы там ни было, но от гонорара писатели не отказываются. Книги не только их дети, но и их хлеб.

Лихо закрученный сюжет тоже не самая сильная сторона Сергея Васильевича. Есть сюжеты и покруче (да тот же Головачев, чур меня, чур).

Актуальность тем? Тоже не скажешь, что основная тематика, например, "Ночного/Дневного дозора" или "Холодных берегов" именно сейчас и здесь особенно актуальна.

Но есть в книгах Лукьяненко некое обаяние ("это потому, что я обаятельный" Из Буратино-раннего). Очевидно, что автору присуще очень точное чувство меры. Его произведения прекрасно сбалансированы, что и делает их столь читабельными. Впрочем, и тут Сергей Васильевич не первый среди равных. Сбалансированность (целостность) произведения вообще отличительная черта хороших писателей.

Итак, что же?.. Чем интересен мне (мне, я не хочу думать за других, пусть сами за себя думают и решают) писатель и человек Сергей Васильевич Лукьяненко?

Для ответа на этот вопрос понадобиться небольшое отступление.

 

 

Часть вторая. "Игра номер раз"

 

Идет Игра. Человек (человечек) рождается в этот мир. И первым его инструментом познания становится игра. Попытка моделировать некие ситуации и найти различные пути решения. Понарошку. Впрочем, для ребенка игра очень реальна, "понарошку" - на случай поражения, победа же воспринимается вполне серьезно.

Ребенок растет. Ребенок входит во "взрослый" мир. Мир, где тоже играют в игры. Но... проигрыши вполне серьезны, победы же, наоборот, приносят все меньше и меньше удовлетворения.

И царят очень жесткие правила.

И не нарушить их, порой, важнее, чем достичь победы или избежать поражения. Правила, подчас, слишком сложны; болеее того, они часто даже неизвестны играющим, и приходится держать ориентир на свисток арбитра.

Нельзя смотреть на небо, когда солнце садится.

Но человек так не может. Он хочет не только играть, но и выигрывать. Можно убежать, забыть об Игре. Напиться водки, посмотреть телевизор, проспать сутки, повторить все по-новой.

Можно смоделировать для себя игру. Да за тот же компьютер сесть.

Глубина, глубина, я - твой... deep...

Но...

В игре нужно побеждать. Иначе не интересно.

Тот Мужчина с "магнумом" тоже так думал...

 

 

Часть третья. "Игры в Игре"

 

Есть такая штука - "ролевые игры". Это когда по лесу с деревянными мечами.

Но ролевая игра начинается не бурной посадкой в электричку. Начинается она задолго до этого волнующего момента. Начало таково: собирается группа товарищей, "мастера", и начинают придумывать сюжет игры, роли, вербовать участников, "промывать мозги" основным игрокам. Чтобы все было тип-топ. Чтобы игра удалась.

Но вот парадокс, самые интересные игры, почему-то, получались тогда, когда замысел «мастеров» постепенно рушился, и последним удавалось контролировать игру лишь в общих чертах. (Я имею ввиду игры действительно подготовленные, а не то, что сейчас в Питере делают).

Критериев победы, как таковых, нет, и в собственных глазах ты можешь стать великим героем переударив противника по хребту верным текстолитовым клинком.

С компьютерными играми несколько иначе. Понятно, что никто всерьез не считает компьютер своим врагом. Компьютерная игра всегда головоломка, у которой есть оптимальный путь решения. Главное - его найти, далее все просто, или сравнительно просто. Хотя изощряться можно сколь угодно долго и находить все более и более изящные решения.

Но сути это не меняет. Человек играет с собой же... и против себя.

Есть еще одна игра - "вторичные миры". Миры литературного вымысла. Миры, где отважные герои всегда побеждают. Растворись в этом мире, стань этим героем. Победа обеспечена, риск - минимален. Только вот... не все захотели вернуться.

Впрочем, любая игра опасна, любая игра может подчинить человека, если он - побеждает.

 

 

Часть четвертая. "Игры от Лукьяненко"

 

И вот я беру книгу Лукьяненко. Любую... И я не хочу жить там.

Странно...

Вот мир Диптауна. Он мне близок и понятен. Один "старый интернетчик" мне как-то сказал:

- Знаешь, даже самый бесшумный винчестер шуршит.

Я тогда только еще "подсел на интернет". Через два месяца я оценил его слова.

Хорошо, когда друзья приносят поесть. Правда, за сигаретами и пивом ходишь сам, но ведь это не так часто... если брать с запасом.

Тогда я не читал Лукьяненко, вообще ничего не читал, не до того было... А зря...

Дайвер становится дайвером не тогда, когда разрывает обман дип-програмы, а тогда, когда пройдет между Льдом и Огнем.

А это почему, собственно?.. А разве нет?

Сорок островов. Мир почти виртуальный. Мир до жути реальный. В нем убивают. Можно бесконечно рассуждать о бессмертие души, презирать смерть ежедневно до и после обеда, но когда она, костлявая, стоит рядом, все доводы разума звучат как-то неубедительно. Смерть очень конкретезирует происходящее. Со смертью не играют. Я не хочу оказаться на "Сорока островах". До дрожи в поджилках.

 

 

Часть пятая. "Конец игры"

 

Сергей Васильевич любит выбирать в качестве главного героя ребенка. Не обязательно - по возрасту. Пусть и взрослого, но мыслящего "по-детски", способного к пародоксальным решениям.

Странная, казалось бы, симпатия. Одними ссылками на Крапивина отделаться сложно. То, что Сергей Васильевич Крапивина читал, по его произведениям ("Рыцари Сорока островов", "Мальчик и Тьма") заметно, но чтобы вот так, любовь с первой ложки и на всю творческую жизнь... НЕ ВЕРЮ!!!

Тут что-то кроется...

Попробую собрать все воедино.

  1. Несимпатичность "миров Лукьяненко".
  2. Нарочитое дистанциирование Автором этих миров от мира Сущего.
  3. Герои - дети.

Вот вам Игра. Некий мир живет по своим законам. Этому миру угрожает Нечто. Не важно - что, важно, что с ним надо бороться. Есть герой, точнее, тот, кому предстоит стать героем. Сложность в одном - герой не может быть абсолютно сформировашейся личностью, иначе он будет слишком пунктуально следовать правилам Игры. Он, возможно, и выиграет, но почему-то Сергею Васильевичу такие герои неинтересны.

Наверно потому, что в настоящей Игре победа возможна только в одном случае - когда играешь против тех, кто эту игру устроил.

Нельзя побеждать навремя, победа бывает только раз и навсегда. А для этого мало изменить правила, нужно отказаться от них. Нужно прекратить Игру.

На Сорока островах невозможно победить, просто нарушив правила. Даже создав собственные.

В Диптауне невозможно победить, даже став полубогом, найдется и другая половинка.

Ильмар-вор не мог поступить иначе. Маркус играет по правилам, кто-то должен остановить Игру. (Кстати, совершенно не ожидал такой концовки "Холодных берегов", я думал о Маркусе лучше).

Майк ломает правила Игры и убивает Дракона. Ведь не бывает Добрых драконов...

Погибают ВСЕ Посланники в "Осенних визитах". Игра далее бессмысленна.

Данька поворачивается спиной к врагам, чтобы убить свое отражение. Действие абсолютно бессмысленное и с позиции Света, и с позиции Тьмы.

Мужчина с "магнумом" погибает на перевале. Ведь так "интересней". Что ж, свисток арбитра может быть и смертелен. Но почему-то остается ощущение, что теперь и Теплый Край не защитит от Зимы...

"Проводник Отсюда" попадает в ловушку. Он обязан играть по правилам, его судья - уже нет.

Я могу долго продолжать этот список, но, надеюсь, это ни к чему.

Финал один.

Игру не выигрывают, ее прекращают.

И это мне как раз и нравится.

Потому, что слишком много стало Игр, больших и маленьких, Игр, в которых теряются люди. Выиграть - огромный искус. Слишком сладка даже просто мечта о победе.

"Я отучу вас мечтать"

Спасибо, Сергей Васильевич.

 

 

Поиск на сайте
Русская фантастика => Писатели => Сергей Лукьяненко => Творчество => Конкурсы => 2001 год. Конкурс рецензий => Сергей Волошин
[Карта страницы] [Новости] [Об авторе] [Библиография] [Творчество] [Тексты] [Критика] [Рисунки] [Музыка] [F.A.Q.] [Конкурсы] [Фанфики] [Купить книгу] [Фотоальбом] [Интервью] [Разное] [Объявления] [Колонка редактора] [Клуб читателей] [Поиск на сайте]


© Составление, дизайн Константин Гришин.
© Дизайн, графическое оформление Владимир Савватеев, 2002 г.
© "Русская Фантастика". Редактор сервера Дмитрий Ватолин.
Редактор страницы Константин Гришин. Подготовка материалов - Коллектив.
Использование материалов страницы без согласования с авторами и/или редакцией запрещается.