ТЕКСТЫ   ФИЛЬМЫ   КРИТИКА   РИСУНКИ   МУЗЫКА          
 F.A.Q.   КОНКУРСЫ   ФАНФИКИ   КУПИТЬ КНИГУ          

2002 год
Конкурс рецензий

Нина Сергеева

О “Спектре”, “Дозорах” и не только

 

“..Счастье для всех, даром, и пусть никто не уйдёт обиженным!..”
А. и Б. Стругацкие, “Пикник на обочине”

 

Далеко не все фантастические произведения имеют счастливый конец. Почему-то мне всегда казалось, что это неправильно. Наверно, причина в том, что, следуя за полётом фантазии автора, доверяешь ему, и, когда после прочтения очередной книги с тоской смотришь в окно и понимаешь, что философские проблемы, в ней поднятые, имеют огромное значение, а авторский замысел раскрыт до конца, чувствуешь, как это верно, хочется тихо выть и лезть на стену. Вены, что ли, вскрыть, раз уж всё равно жить незачем?

Но фантастика – не жанр философского эссе о мрачных судьбах мира. И если книга задаёт вопросы, отвечает на них и всё же оставляет место для дискуссии, если сюжет её динамичен, оригинальна авторская идея или найдено нетрадиционное решение – всё это ещё не делает фантастическое произведение хорошим. Что же главное? Авторский стиль, одарённость, чувство юмора?

Есть такая категория книг. Ты не согласен с автором, герои тебе неприятны, а читаешь – не оторваться. В таких случаях обычно говорят о “стиле”. И верно, стиль. Понятный и приятный мне, человеку, считающему непревзойденным авторитетом в отечественной фантастике Стругацких. Нет-нет, я не намекаю на подражание, но всё же...

Косвенным подтверждением тому были названия частей “Ночного дозора” и лёгкие намёки вроде “вертолёта с винтом на холостом ходу”. Хорошо, когда можешь себе позволить улыбку в сторону мэтра, и тебе ничего за это не будет! Приятно, когда начинают называть лидером отечественной фантастики в тридцать четыре года.

Собственно, мысль написать рецензию у меня возникла после посещения официального сайта Сергея Лукьяненко на rusf.ru (куда меня завели поиски сайта журнала “Если”), а после – форума для читателей СЛ, как они его там называют.

Сергей Васильевич, Вам можно только позавидовать и поздравить с такими читателями: внимательными, понимающими, интеллигентными и восторженными. Для них Сергей Лукьяненко – мэтр, Иной, почти божество, один из них...

Читатели... Когда-то давно Иван Антонович Ефремов поблагодарил читателя-медика, обратившего внимание на то, что в “Сердце Змеи” после изменения способа введения в организм хирургического инструмента схема человеческого желудочно-кишечного тракта получилась перевёрнутой.

 

“Наверно, тут был десяток штреков, к поверхности ведущих, и у каждого сейчас работала бригада сапёров. Бросали вниз пакеты со взрывчаткой...”
“...Мы попали в самую гущу взрывов. Наверное, рядом, проходила штольня, через которую и бросали вниз динамит”
С. Лукьяненко, “Близится утро”

 

Поймите правильно, мне ясно, что детали – не главное в подробной картине мира, где железо более редко, чем золото, ад – Вечный Холод, а Искупитель сам приговорил себя к Столбу-распятию. Просто немного режет ухо выпускника Горного института такое вольное обращение с горнопроходческими терминами. Штрек – горизонтальная горная выработка, не имеющая выхода на дневную поверхность. Да и штольня – горизонтальная выработка. Трудно по ним что-либо скинуть вниз... мелочь, верно? А неприятно. Это просто к вопросу о непогрешимости мэтров и отношении к критике.

И недавно прочитанный “Спектр” почти никому не принёс разочарования. Восторженные девушки говорят о дивных философских “историях Мартина”. Что может быть приятнее для писателя, чем дать себе возможность поупражняться в зарисовках на свободную тему? А, чтобы не быть заподозренным в “красивости”, попутно вложить одну из них в уста Чужого с когтистыми лапами и приплюснутой головой и признать её неудачной. Что вы, разве это я такой романтик? И на общем благоприятном фоне сглаживается не очень удачная и несколько наивная любовная линия. Наверно, было более естественным её отсутствие, как в “Звёздах – холодных игрушках”, разве повредило бы это основному замыслу?

Ну, а “Пограничное время” уже вызвало на форумах массовые дискуссии тинэйджеров и не только, возомнивших себя Иными: “Я – Тёмный, я – Светлый...”. Наверно, приятно упиваться своим всемогуществом, иллюзорным, правда, но что поделаешь? Нашли себе поклонники “Сейлормун” новый плацдарм. Игры...

Вот только “Дозоры” действительно провоцируют на дискуссии. И, если раньше они вызывали у меня острое чувство противоречия и желание высказать кому-нибудь, что все эти Иные ничем не отличаются по оптическим свойствам и на самом деле – нечто вроде инопланетных захватчиков, то “Пограничное время” меня с ними примирило. Похоже, автор и сам пришёл к мысли, что с позиции людей нет разницы между Тёмными и Светлыми, а вот есть такая в мире “Иная автономная область”, живёт независимо и семейные свои проблемы решает: отцы, матери, потерянные дети... Ещё бы в судьбы хозяев Земли – людей и мира не лезли, совсем бы хорошо было.

Что ж, если сам Автор говорит, что его главная книга, его Голубая Папка ещё не появилась на свет, мы, читатели, верим, и будем ждать.

Ведь что ни говори, а книги Сергея Васильевича Лукьяненко – настоящая фантастика. И в конце каждой из них главных героев ждёт... счастье? Наверно. А читателей – удовольствие от прочтения.

 

Поиск на сайте
Русская фантастика => Писатели => Сергей Лукьяненко => Творчество => Конкурсы => 2002 год. Конкурс рецензий => Нина Сергеева
[Карта страницы] [Новости] [Об авторе] [Библиография] [Творчество] [Тексты] [Критика] [Рисунки] [Музыка] [F.A.Q.] [Конкурсы] [Фанфики] [Купить книгу] [Фотоальбом] [Интервью] [Разное] [Объявления] [Колонка редактора] [Клуб читателей] [Поиск на сайте]


© Составление, дизайн Константин Гришин.
© Дизайн, графическое оформление Владимир Савватеев, 2002 г.
© "Русская Фантастика". Редактор сервера Дмитрий Ватолин.
Редактор страницы Константин Гришин. Подготовка материалов - Коллектив.
Использование материалов страницы без согласования с авторами и/или редакцией запрещается.