Сразу оговорюсь – я не являюсь большим поклонником Сергея Лукьяненко. Я не скупаю тоннами его книги и не выдираю в Инете всю доступную информацию. Вот разве что электронные версии, случается, почитываю, да еще фанфик скоро на эту тему выдам. Это я к тому, что злобствования наподобие “великого Мартыненко” здесь не будет. Не будет и восторженных восторгов, коленопреклонения и причисления Лукьяненко к лику Стругацких. Будет просто небольшой анализ, который претендует на некую субъективную объективность. Разбор полетов, вот что я хочу сказать :).
Дилогия “Искатели Неба” была последним лукьяненковским произведением, которое я прочитал в последнее время, так уж сложилось, причем имел место большой интервал между первой и второй частями. Таким образом, времени, чтобы обдумать происходящее, было немало.
Многие называют “Искателей...” фэнтэзи. Этот термин, хотя и заманчив, все же является необычайно расплывчатым. Под фэнтэзи попадает, по большому счету, все, чего никогда не было и быть не может. Поэтому, я предпочитаю давать данному литературному направлению другое название, более конкретное – “альтернативная история”. Жанр этот не нов, и достаточно, особенно на Западе, разработан. Каноны, таким образом, определены достаточно четко. И “Искатели” из них ни на дюйм не выбиваются.
Давайте посмотрим на роман с точки зрения патологоанатома, то есть, расчленим его на запчасти. Для начала уберем религиозную подоплеку. Действительно, зачем нам религия? Это опиум для народа, как известно. Выбросив всю ненужную религиозную шелуху, мы приходим к следующему краткому пересказу: вор Ильмар помогает мальчику Марку. Сначала — убежать с каторги. Зачем – это другой вопрос, и мы к нему вернемся. Бегут они, значит, и выясняется, что у Марка имеется некий архиважный артефакт, который следует унести как можно дальше от ОЗП (Очень Злых Парней). И вот они бегут. Бегут, бегут, бегут, бегут. ОЗП догоняют, догоняют, догоняют. Под занавес Марк творит небольшое чудо, после чего наступает конец первого тома. Тут следует исключить из канвы альтернативность истории, то есть, отсутствие Христа и наличие Слова.
Во втором томе Марк, обрастая приверженцами, как пень опятами, целенаправленно движется в Иудею, где творит еще одно чудо-юдо и неспешно удаляется править миром. Ильмар же, скрежеща зубьями и, скрепя сердце, отступается от него, оставаясь во власти тягостных раздумий. Конец.
Шел, шел, пришел, снова ушел. Это если хотите, скелет книги, которой восхищаются, которую рассматривают, чуть ли не как этапную в творчестве Сергея свет Владимировича.
Не поймите меня превратно. Я знаю, что сюжет в подобного рода произведении играет не главную роль. Сам Лукьяненко написал на эту тему отличную статью, где доходчиво, для таких как я, объяснил, что главное – Путь, а не Цель. Путь оправдывает Цель, делает ее достижение не таким избитым и банальным, в этом его заслуга и Самоцель, если угодно. Я вовсе не мерзкий критик, который хочет выделиться, похабя честное имя другого. Я обожаю этот роман, восхищаюсь его общей самодостаточностью и четкой структурой, меня приводят в восторг диалоги персонажей, юмор, способ подачи информации, сюжетная (!) законченность и так далее, и тому подобное. К великому моему сожалению, не обошлось и без десертной ложки легтя. Во-первых, к середине второго тома возникает устойчивое ощущение “синдрома пророка”. Принцип “этот новый персонаж описан подробно, следовательно, он станет их спутником” работает в большинстве случаев, безотказно. Присоединение Жерара, Комарова, и капитана Авром-Бера я, например, угадал правильно. Не думаю, что я был одинок. Во-вторых, к сожалению, присутствует “синдром Муркока”, то есть любая безвыходная ситуация решается силой, превышающей совокупную силу враждующих сторон. А вы нашли-таки Марка – ну так вот вам облава. Вы выбрались из блокированного города – вот вам обрушенные шахты. А вы все-таки вылезли – ну вот вам граница на замке. А, умудрились пересечь границу и перемахнуть через Средиземное море – получайте союзный флот на хвосте. Постоянное чередование эпизодов неминуемой смерти и безмятежного отдыха через определенное время начинает навевать тоску и рефлексию. Кстати, о ней, родимой. Это, как ни прискорбно, грех почти всех произведений Лукьяненко. В определенный момент главный герой должен сесть и глубоко задуматься – что такое хорошо и как его лечить. А придумав, обязан поделиться ей с читателями, если они вдруг не поняли. В качестве иллюстрации можно взять что угодно, хоть “Ночной Дозор” с маньяком Городецким, хоть “ЛО” с мучительно кусающим губы дайвером, хоть еще что-нибудь. Выгодно отличаются в этом плане только “Геном” и “ИИ”. Ильмар, к сожалению, после целого тома активных действий, во второй части становится “сомневающимся апостолом”, как метко его обозвала Татьяна Лапшина, и совсем не по-воровски размышляет о мире во всем мире.
Сюжет тут подкачал как-то.
Кстати, с ними все тоже не так просто. Как уже говорилось мной и не только, иногда люди чувствуют себя куклами, марионетками, неспособными на самостоятельные действия. Это называется зависимостью. А когда подобное происходит в литературном произведении, это называется плохой работой автора. Люди всегда поступают так, как им нравится, а не так, как того требует закон, религия, мораль и прочая мишура. Пытаться изменить их – глупо и нереально. Пытаться показать, что в книгах люди поступают хорошо и правильно – значит погрешить против истины. Именно этим Лукьяненко и занимается. Люди жестоки. Люди самолюбивы. Люди хитры и коварны. Люди не меняются со временем. Никто не стал бы помогать новому Мессии, так же как две тысячи лет назад никто не защитил Христа равно как и Искупителя. Людам нужна чужая кровь, неважно божественная или свиная. Глупо ожидать от них большего благородства, чем нож в спину или копье под ребро. Я не верю, что умный, модный, преуспевающий епископ вдруг пошел за самозванцем, скорее проклял бы его и заточил в темницу, как когда-то и поступили, кстати, фарисеи. Я не верю, что летунья-баронесса и летун-граф бросили любимую работу ради абстрактного счастья для человечества. И я не верю, что простой незамысловатый вор в минуту смерти бросился бы спасать неизвестного мальчишку. Это так же невероятно, как и то, что пришедшие со звезд к нам Чужие окажутся добрыми мирными гуманоидами. Это самообман.
Но с другой стороны, разве не нравится людям обманывать самих себя? Разве не нравится им думать о себе “Да, мы добрые. Немного жестокие, но это редко. В основном, мы все белые и исключительно пушистые”? Разве не самообманом является все в мире добро и миротворчество? А значит, роман актуален, моден и будет востребован еще долгое-долгое время.
Но вот почему дилогия названа “Искатели Неба”, я так и не понял...
|