Когда-то давно, еще до последнего "Сидоркона" я сподобился прочитать первые две повести Сергея Лукьяненко из трилогии "Лорд с планеты Земля", напечатанные в некоем Алма-Атинском издательстве. Каковые мне, на фоне прочих произведений Сергея, которые я к тому времени уже читал в файлах, активно не понравились. О чем я и поспешил сообщить в статье "Синдром обманутых ожиданий", опубликованрой в последнем номере "Двестей". Впоследствии, прочитав всю трилогию в нормальном виде (то есть вместе со "Стеклянным морем" и профессионально отредактированную), я понял, что был несколько неправ. Впрочем, автор, позволяя публиковать свое произведение в подобном виде, подставился сам... Hо я не об этом. Hижеприведенный текст, предлагаемый вашему вниманию с разрешения модератора, является результатом переосмысления моего отношения к данной книге Сергея, и, думаю, в этом плане может вызвать интерес у некоторых обитателей этой эхи - хотя бы указанрых в поле "To".
Василий ВЛАДИМИРСКИЙ
----------------------------------------------------------------
Лукьяненко С. "Лорд с планеты Земля": Фантастический роман-трилогия.
/ Ил. К. Гарина. - Минск: "Литература", 1996. - 608 с.: ил. -
(Серия "Далекая радуга")
-----------------------------------------------------------------
Тем, кто не ждет от "космической оперы" ничего кроме головокружительных приключений, погонь и перестрелок не следует дочитывать эту трилогию Сергея Лукьяненко до конца - при всей своей лихости третья часть затрагивает слишком много проблем, лежащих на первый взгляд в стороне от главного сюжетного русла, превращая тем самым произведение в подобие сложного многомерного лабиринта, заплутать в котором, не зная его причудливой, постоянно меняющейся топологии проще простого. Остальным же я порекомендовал читать это произведение только в этом, полном виде, без купюр и сокращений, ибо только в последней, завершающей части трилогии, изящно названой "Стеклянное море", авторский замысел наконец-то получает полное и окончательное развитие. Я далек от мысли, что мне удалось досконально разобраться во всех сюжетных хитросплетениях романа или, паче того, глубоко вникнуть в многомерное напластование неортодоксальных социологических и теологических концепций, на котором базируется это произведение произведения. Ограничусь одним образом, все время преследовавшим меня на протяжении чтения романа: трилогия напомнила мне стеклянную лестницу из трех ступенек, по которой мы движемся вслед за Лукьяненко - от незамысловатой лихости "Принцессы...", через прямолинейность сюжета "Планеты, которой нет" - к глубине и сложности "Стеклянного моря", завершающей и закольцовывающей всю трилогию части. И если одной из ступенек нет...
По тексту трилогии видно, что она росла вместе с мастерством писателя, как постепенно умнел и усложнялся герой, все менее четким и угловато-однозначным делалась Вселенная романа. Вместе с автором его тезка, действующий на страницах "Лорда..." постепенно приходил от по-мальчишески романтического представления о необходимости насилия "на благо..." (при всем отвращении к крови и грязи, сопровождающих любую войну) к взгляду на него как на нечто излишнее и противоестественное. Hедаром в финале Лукьяненко одним изящным штрихом превращает роман в обвинительный акт Войне в любом ее проявлении. Впрочем, смысл трилогии гораздо глубже. И глубина эта - затягивает.
|